Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой особенно успешно они произрастают.
С. Нейгауз
Проблема творчества — один, если так можно сказать, из острых участков «педагогической целины». Сегодня особенно ощущается необходимость ее решения во всей системе непрерывного образования. И начало должно быть связано с периодом дошкольного детства — наиболее благоприятном в формировании творческой направленности личности. Характерная особенность дошкольного детства: все виды деятельности способствуют развитию личности ребенка, его творческих способностей, воображения.
Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности особенно успешно проявляется в коллективном освоении театрального искусства. Синтезируя в себе различные виды искусства — музыку, живопись, танец, художественное слово и актёрскую игру, он обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка, то развитие творческих способностей и творческого воображения происходит наиболее ярко, что в дальнейшем помогает ребенку в становлении творческой личности в процессе ее социализации, в дальнейшем вхождении в мир взрослого социума. Свою педагогическую деятельность как музыкальный руководитель я начала в конце 70-х годов. В это время в методике господствовало убеждение: на определенном этапе развития навыков, деятельность ребенка становится творческой. Однако на практике я убедилась: этого не происходит. У детей даже в результате упражнений, направленных на формирование навыков, пропадает интерес к деятельности. В результате творческих поисков я пришла к выводу: дать знания, развить навыки и умения — не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию, формируя мотивацию на успех. Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Л. С. Выготским, центральным психологическим новообразованием является воображение. Выдающийся психолог писал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» Л.С Выготский писал о том, что необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности. Задача воспитания воображения творческих способностей детей сложна уже потому, что ее возможно осуществить только в творческой деятельности. Личностное отношение ребенка к сказочным героям, образам является предпосылкой развития художественного вкуса, творческого воображения, фантазии.
Педагогика творчества сама должна быть творческой. Следовательно, в этой области не может быть готовых рецептов и приемов. Педагогический процесс следует строить каждый раз заново, влияя одновременно и на воспитывающего, и на воспитываемого. Творчество заложено в самой природе человека. Для выявления творческих способностей детей важно, чтобы они попробовали свои силы в различных видах творческой деятельности под руководством специалистов. Когда рядом с детьми увлеченные, неравнодушные люди, то в ребятах загорается огонек творчества, они испытывают радость познания, радость осознания себя как личность, дети открывают прекрасное в искусстве и в жизни. Важно отметить, что воображение развивается именно в дошкольном детстве. Если его работа будет замещена поглощением готовых образцов, наверстать упущенное невозможно, и, человек, отчасти, будет лишен одной из важнейших психических функций — продуктивного воображения. Таким образом, творческие способности и воображение взаимосвязаны продуктивной, творческой деятельностью ребенка.
Современные дети больше знают, чем их сверстники, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Дети не умеют общаться друг с другом, малословны в своих высказываниях, бояться выражать свои эмоции, чувства и желания, как в обычном разговоре, так и перед публикой.
В настоящее время с вводом альтернативных программ воспитания детей в детском саду возрастают требования к индивидуальному развитию каждого ребенка, остро стоит вопрос о развитии творческих способностей, воспитании творческой успешной личности. Жизнь человека в современном цивилизованном обществе немыслима без нестандартного, неординарного мышления, инициативности, умения мыслить активно, творчески, оригинально, без умения свободно самовыражаться, без развития творческих способностей, коммуникативных качеств. Именно в театральном коллективе можно воспитать все эти качества с раннего возраста, используя предметно — развивающую среду и передовые технологии. Самый верный и успешный путь в решении всех существующих проблем — путь через игру, фантазирование и сочинительство. Театрализованные игры — успешная среда для развития всех качеств личности и способностей дошкольников, возможность реализовать себя, проявить через образы, краски, звуки, музыку. Театральная деятельность является одним из средств самоутверждения, раскрытия своих способностей. Своей целью считаю развитие успешной творческой личности в коллективном освоении театрального искусства. В связи с поставленной целью ставлю перед собой следующие задачи:
- Создать предметно-развивающую среду для развития творческих способностей детей.
- Создать условия для взаимосотрудничества с воспитателями, родителями воспитанников и использования театральных технологий в своих занятиях педагогами детского сада.
Я хочу остановиться на двух аспектах, которые помогут мне, воспитателям, а также родителям в развитии актерских и творческих способностей у детей:
- Создание предметно-развивающей среды.
- Использование театральных технологий.
Что необходимо для создания предметно-развивающей среды, в которой дети могут развивать свои творческие способности?
- Атмосфера взаимосотрудничества (родитель- ребенок- педагог).
- Необходимые технологии, методики, приемы.
Успех функционирования опыта в массовой практике гарантирован при условии того, что:
- Дети и педагог взаимосотрудничают, где ребенок является не пассивным объектом, а активным участником процесса творчества.
- Между педагогом, воспитателями и родителями достигнуто обоюдное взаимопонимание.
Состав театрального коллектива неоднороден: включает в себя детей, которые обучаются второй год и детей, которые пришли заниматься впервые, еще не имеющих необходимых навыков и умений, не понимающих значения многих слов, не владеющих ни голосом, ни телом. С первого же дня устанавливаем два правила, обязательных для всех детей: «Каждый может ошибиться!», «Не будем терять время!». В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста использую этюды (словесные и пантомимические), творческие задания с воображаемыми предметами, творческие игры: «Представьте себе», «Превращение Колобка», «Где мы были?», «Изобрази эмоцию», «Театральное лото», «Отгадай жесты», «Продолжи фразу и покажи», «Брусничка», творческие игры — диалоги, где дети самостоятельно продолжают диалог, разыгрывают ситуацию, придумывают новые диалоги, жесты, мимику, ситуации. Дети с удовольствием занимаются поиском выразительных движений, импровизируют, радуются своим находкам, успеху друзей. Творческий характер деятельности детей проявляется в том, что ребенок перевоплощается в того, кого он изображает, создает свою игровую ситуацию. Для развития у детей творческих способностей, эмоций, подвижной мимики, пластике, интонационной выразительности речи изготовила многофункциональное дидактическое пособие- мягкую игрушку «Колобок». Это пособие можно использовать не только на театральных занятиях. Колобок может прийти в гости к ребятам на занятия, которые проводит воспитатель в группе, на досуг, праздник, развлечение. Пальчиковый театр, с помощью которого можно разыграть сказки: «Репка», «Курочка Ряба», поможет детям уже в раннем возрасте развитию эмоциональной сферы, психофизических способностей, выразительной речи. Ведь, как известно, речь находиться на кончиках пальцев. Поэтому, кукольный театр служит прекрасным средством для развития мелкой моторики. Эти пособия многофункциональны. Их можно применять не только на театральных занятиях, но и на любых занятиях воспитателями детского сада. Ведь ребенку легче преодолеть робость, неуверенность в себе, перешагнуть через «я стесняюсь» к «я могу!», поверить в себя, проявить свои творческие способности, выступая от имени персонажа, героя сказки.
Творчество возникает и живет там, где есть предметно — развивающая среда и атмосфера свободы. В результате творческих поисков я пришла к выводу: дать знания, развить навыки и умения — не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Личное отношение ребенка к образам, героям сказок, является развитием творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке
В каждом возрасте с ребенком надо заниматься особым образом, учитывая его индивидуальные и возрастные способности. Я всегда стремлюсь найти свой путь в развитии детского творчества. Моим девизом является: «Радоваться детям — радовать детей!». В наше время никого не надо убеждать в том, что творческие люди живут гораздо интереснее и более полноценно работают, а ведь основы творческой инициативы закладываются в детстве. Именно поэтому очень важным для ребенка, для его дальнейшего развития, полноценного проживания дошкольного детства. Всегда надо идти от ребенка, ведь ребенок принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной, воспринимает окружающий мир открыто, непосредственно, без всяких стереотипов. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Выготский Л. С. писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». Решению этой задачи способствуют театральные занятия. Они раскрывают духовный и творческий потенциал ребенка, дают реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важно, чтобы каждый ребенок испытал успех в творческом поиске. Тогда у него возникнет уверенность в своих силах, появится желание творить, фантазировать. Высокая самооценка высвобождает внутренние силы малыша, его творческий потенциал. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа приобретенных навыков перед зрителями. Каждый год ставится новый спектакль. В процессе подготовки каждый ребенок пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. Часто ребята сами решают, у кого что лучше получается, похоже и кто кого должен играть. Театральное занятие включает в себя игры, этюды, чистоговорки, творческие задания. Отыгрываем сказки, где главные действующие лица — звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. Нам легче всего представить себя зайкой, собачкой, кошкой. Так уж устроен человек. Работа над спектаклем объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, развивает коммуникативные навыки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений. Ребенок на занятиях переживает процесс творчества, осознает его притягательность, проявляет свое творчество, выдумку, фантазию. Каждый является активным участником творческого процесса, от его действий зависит дальнейший ход событий, какие чудеса и превращения будут происходить. Творчество должно сохранять субъективный характер. Необходимо дать ребенку возможность ставить и реализовывать в творческой деятельности свои цели — и в рамках решения ребенком его же собственной задачи. Развитию уверенности в себе, социальных навыков, способствует такая организация театральных занятий, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой — либо роли. Для этого использую следующие приемы:
– выбор детьми роли по желанию;
– выбор на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
– проигрывание ролей в парах.
Прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других и, таким образом, определяет ту, которая ему ближе. Дети очень активны по своей природе и не могут долго наблюдать за действиями других. Если они не участвуют в происходящем, то начинают отвлекаться, поэтому, стараюсь заниматься с небольшими группами детей и индивидуально. Подготовка спектакля идет в форме этюда. Детям предлагается действовать самостоятельно в заданных обстоятельствах. Тогда действия детей носят импровизационный характер. Творческие находки поощряются педагогом и детьми. Дети часто что-то подсказывают друг другу, придумывают интересные жесты и мимику, интонации. Работая над этюдами, я спрашивала себя: возможно ли повторение этюда? Будет ли тогда название «этюд» соответствовать своему замыслу? И убеждалась каждый раз: да, будет! Повторение этюдов дает детям возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее исполнить детали, совершенствовать согласовывать свои действия с действиями партнера (партнеров). Повторение является полезным упражнением, способствующим развитию творческих способностей у детей. Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным. Роль слова при выполнении творческих заданий огромна. Оно должно быть эмоциональным, ярким, так как раскрывает сюжет этюда, творческой игры. Разыгрывая диалоги, участвуя в этюдах, спектаклях ребенок решает многие проблемные ситуации от лица какого — либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость. В моей практике есть много примеров когда малоинициативные, робкие дети, неуверенные в своих силах, постепенно, от занятия к занятию начинали заинтересованно принимать участие в этюдах, сначала осторожно, на вторых ролях, повторяя движения за другими детьми, затем более активно пробовали свои силы исполняя ведущие роли спектакля. Творческая коллективная работа с детьми дает возможность развивать их всех, независимо от уровня их подготовленности.
Мне не приходится ориентироваться на среднего ребенка, тем самым задерживая развитие одаренного. Работая с детьми, каждый раз убеждаюсь, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому необходимо помочь раскрыть свои способности. Коллективные театрализованные занятия развивают не только психофизические способности, но и коммуникативные навыки.
Своей главной задачей я считаю умение разглядеть, различить, раскрыть глубинный смысл детского озарения и, озарившись их светом, осознанно вернуть этот смысл детям чтобы поощрить, направить их к дальнейшим творческим прозрениям. Такая, в общем-то, незамысловатая цепочка наших взаимоотношений с детьми может здорово помочь детям, раскрывая их творческий потенциал и мне, в собственном становлении, как творческой личности педагога. Развивать свои творческие способности дети учатся сначала на театральных занятиях, а затем в другой обстановке, общаясь с детьми в группе, за пределами детского сада адаптироваться в новых жизненных условиях. Полученные в театральном коллективе актерские умения, коммуникативные навыки, ребёнок с успехом сможет применить в другой, взрослой жизни. Всякая встреча детей с театральным миром должна волновать и побуждать их к творчеству, выдумке, фантазии. Ведь только тогда можно говорить о развитии творческих способностей. Для меня важно не столько то, что создают дети, важно, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении.
Развитие творческих способностей детей — длительная работа, которая требует участия родителей. В нашем детском саду стало традиционным проведение совместных с родителями детских праздников, где роли играют и дети, и родители, совместное изготовление атрибутов, декораций. Подобная организация театрализованной деятельности расширяет круг общения, что создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом творческого сообщества. Именно в совместном действии со взрослым, ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Дети любят праздники, особенно такие, в которых есть частица их творчества, фантазии и труда. Это воспитывает в них чувство уверенности в своих силах и радости за себя и своих товарищей. В социальной ситуации сегодняшнего дня оказывается необходимым средством для становления успешной творческой личности. Как писал А. Мудрик: «Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, то есть усвоение и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет». Воспитанники театрального кружка нашего детского сада «Аленький цветочек» являются лауреатами и дипломантами городских творческих фестивалей-конкурсов.
Практика показала, что в коллективном освоении искусства заложены неисчерпаемые возможности для развития, как писал известный музыкант — исполнитель С. Нейгауз, «тончайшего слуха души, помогающего даже среди кризисов и потрясений собираться с силами для жизни, воспринимать мир как дивную гармонию». Театр — искусство коллективное. Давайте сделаем наш спектакль под названием «жизнь» весёлым, творческим, интересным!
Литература:
- Типовая программа дополнительного образования (театральный кружок) Под общей редакцией В.И Лейбсона Москва «Просвещение» 1981г.
- Программа «Арт-фантазия» Э.Г Чуриловой Москва «ВЛАДОС» 2004г.
- Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Волшебный мир театра» музыкального руководителя Кулаковой Л. В.
- Л. С. Выготский «Творческое воображение детском возрасте» Москва «Просвещение» 1978г.
- Е. И. Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству» Азбука музыкально-творческого саморазвития Е. И. Юдина Москва «Аквариум»1997 г.
- Г. С. Есаян «Учусь творчеству» Ростов-на-Дону «Анион» 1995 г.
- В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» Санкт-Петербург «Лань» 1996 г.
- М. И. Чистякова «Психогимнастика» Москва «Просвещение» 1995 г
- А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва «Мозаика-Синтез» 2007 г.
- Т. Н. Дронова «Играем в театр» Москва «Просвещение» 2005 г.
- М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» Москва «Сфера» 2003 г.
- Т. И. Петрова «Театрализованные игры в детском саду» Москва «Школьная Пресса» 2000 г.
- Н. А. Уликова «Словом душа растет» Санкт- Петербург «Смарт» 1994 г.
- О. П. Власенко «Ребенок в мире сказок» Волгоград «Учитель» 2009 г.
- Г. Калинина «Давайте устроим театр!» Домашний театр как средство Воспитания Москва «Яуза-пресс», «Эксмо», «Лепта Книга» 2007 г.
- А. М. Нахимовский «Театральное действо от А до Я» Москва «Аркти» 2002 г.
- В. И. Мирясов «Играем в театр» Москва 2000 г.
- И. А. Андрианова-Голицына «Я познаю мир» Театр Москва «Астрель», «Транзиткнига» 2006 г.