Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние театрального искусства на формирование личности

Научный руководитель
Спецвыпуск
01.04.2023
460
Поделиться
Библиографическое описание
Анюхин, И. Б. Влияние театрального искусства на формирование личности / И. Б. Анюхин, В. Б. Анюхин, Т. В. Минюк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3.1 (66.1). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3635/.


В статье рассмотрено влияние театрального искусства на формирование личности.

Ключевые слова: театральная деятельность, развитие творческих способностей, талант, успех.

Каждый ребенок стремится к вниманию, любви, одобрению со стороны окружающих. Это стремление — естественная необходимость, как потребность в воде, пище, воздухе. Быть хорошим хочется, но не у всех, к сожалению, это получается. Многие современные дети существенно отличаются от своих предшественников неумением уживаться в коллективе, импульсивностью, агрессивностью, закрытостью. У них выявляются затруднения в выражении эмоций, неспособность понимать чувства других, принимать чужую точку зрения, договариваться.

Имея высокую технологическую базу, современный человек всё чаще забывает о потребностях своей души, о саморазвитии, о приобщении к культурным ценностям. Сегодня практически у каждого есть персональный компьютер, телефон и виртуальная реальность, которая, поглощая ребёнка, вытесняет живое общение, но исключает возможность принимать решения в реальной жизни и проявить себя. Именно поэтому наша тема сейчас очень актуальна.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело — задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Всегда творчество являлось необходимой частью жизни. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. Театральное искусство — один из видов творчества.

Цель исследования

Теоретически обосновать влияние театрального искусства на развитие творческого потенциала и формирование личности ребенка.

Задачи

  1. Познакомиться со специализированными литературными источниками по данной тематике.
  2. Определить роль театральной деятельности на развитие детей.

Методы исследования

— изучение и анализ литературы по данной проблеме;

— наблюдение, беседа, анкетирование учащихся.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы на практике педагогами, руководителями детских театральных коллективов.

Театральное искусство — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием внимания, памяти, воображения, речи, созданием положительного эмоционального настроя.

Занимаясь в МБУ ДО «ЦДТ «Восход» г. о. Самара с 2019 года мы с уверенностью можем сказать, что занятия в театральном объединении помогают нам справляться со страхом публичного выступления и воспитывает уверенность в себе. Перевоплощаясь на сцене, в того или иного персонажа, мы осознаем нереальность событий, которые мы изображаем, что дает нам чувствовать себя более раскованными, естественными, быть более свободными в проявлении своих чувств. Таким образом, театр позволяет нам стать смелее и решительнее. Также мы можем отметить улучшение успеваемости в школе.

В 2022 году мы были выбраны на главные роли в нескольких спектаклях. В итоговом спектакле «Приключения незнайки» при завершении учебного года в театральном объединении я, Василий Анюхин, играл главную роль Незнайки. А в ежегодном театральном марафоне, проводимом в нашей школе, я, Иван Анюхин, играл Петуха в постановке «Шах-петух».

Мы искренне убеждены, что это и является залогом дальнейшего успешного развития и прививает у нас вкус к активной, яркой, творческой полноценной жизни.

Для изучения вопроса в более широком масштабе мы провели анкетирование среди детей, занимающихся театральным искусством и узнать, как влияют занятия в театральном объединении на успеваемость в школе и умение общаться со сверстниками. Для этого была разработана анкета и респондентам было предложено ответить на ряд вопросов. В анкетировании приняли участие 120 детей.

Исходя из личного опыта и общения с ребятами в процессе анкетирования мы поняли, что в результате занятий исчезли страх и скованность, развилась речь, обнаружились и развились творческие способности, исчезли закомплексованность в индивидуальном поведении и общении. Легче запоминаются стихотворения, формулы и тексты, улучшилась успеваемость в школе.

Выводы: подводя итоги проведённых исследований, мы делаем вывод о том, что одной из актуальных тем развития творческого потенциала ребенка является средства театрального искусства. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают любовь к труду, смелость, в полной мере формируют коммуникативные умения. Театральные занятия создают условия для самопознания, самораскрытия, самоопределения и самореализации. Из проведенных исследований видно, что дети, занимающиеся театральной деятельностью, со временем развиваются и они лучше усваивают школьный материал. Театр преподносит ребёнку множество уроков, стимулирует его разностороннее развитие, развивает внимание, память и мышление.

Практическая значимость: применение различных методов театрализации на уроках положительно влияет на развитие, укрепляет познавательный интереса младших школьников, обеспечивает полноценное усвоение учащимися школьной программы, а также помогает развить познавательные способности, не допуская при этом перегрузки. Занимаясь театральной деятельностью, у детей исчезает страх и скованность, обнаруживаются и развиваются творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические, исчезает закомплексованность в индивидуальном поведении и общении.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М.: ACADEMIA, 2002. — 425с.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 2005. — № 6. — С.65–69.
  3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: «Питер», 2012. — 375с.
  4. Николаева Е. И. Психология детского творчества — СПб.: Речь, 2006. — 487с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
театральная деятельность
развитие творческих способностей
талант
успех

Молодой учёный