Влияние театрального искусства на формирование личности | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 01.04.2023

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Анюхин, И. Б. Влияние театрального искусства на формирование личности / И. Б. Анюхин, В. Б. Анюхин, Т. В. Минюк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3.1 (66.1). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3635/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассмотрено влияние театрального искусства на формирование личности.

Ключевые слова: театральная деятельность, развитие творческих способностей, талант, успех.

Каждый ребенок стремится к вниманию, любви, одобрению со стороны окружающих. Это стремление — естественная необходимость, как потребность в воде, пище, воздухе. Быть хорошим хочется, но не у всех, к сожалению, это получается. Многие современные дети существенно отличаются от своих предшественников неумением уживаться в коллективе, импульсивностью, агрессивностью, закрытостью. У них выявляются затруднения в выражении эмоций, неспособность понимать чувства других, принимать чужую точку зрения, договариваться.

Имея высокую технологическую базу, современный человек всё чаще забывает о потребностях своей души, о саморазвитии, о приобщении к культурным ценностям. Сегодня практически у каждого есть персональный компьютер, телефон и виртуальная реальность, которая, поглощая ребёнка, вытесняет живое общение, но исключает возможность принимать решения в реальной жизни и проявить себя. Именно поэтому наша тема сейчас очень актуальна.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело — задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Всегда творчество являлось необходимой частью жизни. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. Театральное искусство — один из видов творчества.

Цель исследования

Теоретически обосновать влияние театрального искусства на развитие творческого потенциала и формирование личности ребенка.

Задачи

  1. Познакомиться со специализированными литературными источниками по данной тематике.
  2. Определить роль театральной деятельности на развитие детей.

Методы исследования

— изучение и анализ литературы по данной проблеме;

— наблюдение, беседа, анкетирование учащихся.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы на практике педагогами, руководителями детских театральных коллективов.

Театральное искусство — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием внимания, памяти, воображения, речи, созданием положительного эмоционального настроя.

Занимаясь в МБУ ДО «ЦДТ «Восход» г. о. Самара с 2019 года мы с уверенностью можем сказать, что занятия в театральном объединении помогают нам справляться со страхом публичного выступления и воспитывает уверенность в себе. Перевоплощаясь на сцене, в того или иного персонажа, мы осознаем нереальность событий, которые мы изображаем, что дает нам чувствовать себя более раскованными, естественными, быть более свободными в проявлении своих чувств. Таким образом, театр позволяет нам стать смелее и решительнее. Также мы можем отметить улучшение успеваемости в школе.

В 2022 году мы были выбраны на главные роли в нескольких спектаклях. В итоговом спектакле «Приключения незнайки» при завершении учебного года в театральном объединении я, Василий Анюхин, играл главную роль Незнайки. А в ежегодном театральном марафоне, проводимом в нашей школе, я, Иван Анюхин, играл Петуха в постановке «Шах-петух».

Мы искренне убеждены, что это и является залогом дальнейшего успешного развития и прививает у нас вкус к активной, яркой, творческой полноценной жизни.

Для изучения вопроса в более широком масштабе мы провели анкетирование среди детей, занимающихся театральным искусством и узнать, как влияют занятия в театральном объединении на успеваемость в школе и умение общаться со сверстниками. Для этого была разработана анкета и респондентам было предложено ответить на ряд вопросов. В анкетировании приняли участие 120 детей.

Исходя из личного опыта и общения с ребятами в процессе анкетирования мы поняли, что в результате занятий исчезли страх и скованность, развилась речь, обнаружились и развились творческие способности, исчезли закомплексованность в индивидуальном поведении и общении. Легче запоминаются стихотворения, формулы и тексты, улучшилась успеваемость в школе.

Выводы: подводя итоги проведённых исследований, мы делаем вывод о том, что одной из актуальных тем развития творческого потенциала ребенка является средства театрального искусства. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают любовь к труду, смелость, в полной мере формируют коммуникативные умения. Театральные занятия создают условия для самопознания, самораскрытия, самоопределения и самореализации. Из проведенных исследований видно, что дети, занимающиеся театральной деятельностью, со временем развиваются и они лучше усваивают школьный материал. Театр преподносит ребёнку множество уроков, стимулирует его разностороннее развитие, развивает внимание, память и мышление.

Практическая значимость: применение различных методов театрализации на уроках положительно влияет на развитие, укрепляет познавательный интереса младших школьников, обеспечивает полноценное усвоение учащимися школьной программы, а также помогает развить познавательные способности, не допуская при этом перегрузки. Занимаясь театральной деятельностью, у детей исчезает страх и скованность, обнаруживаются и развиваются творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические, исчезает закомплексованность в индивидуальном поведении и общении.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М.: ACADEMIA, 2002. — 425с.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 2005. — № 6. — С.65–69.
  3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: «Питер», 2012. — 375с.
  4. Николаева Е. И. Психология детского творчества — СПб.: Речь, 2006. — 487с.


Похожие статьи

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника

В статье рассматривается роль театрализованной деятельности как средство непосредственного развития детей дошкольного возраста.

Теория трудового воспитания в зарубежной педагогической мысли

В данной статье трудовое воспитание характеризуется как процесс, который способствует развитию личности, рассматриваются идеи, теории, точки зрения выдающихся педагогов эпохи просвещения.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Исполнительская деятельность педагога-музыканта как фактор совершенствования профессионального мастерства

В данной статье исследуется роль исполнительской деятельности педагога-музыканта в повышении его профессионального мастерства. Автор рассматривает влияние практического исполнительского опыта на развитие навыков и компетенций педагога-музыканта. Стат...

Похожие статьи

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника

В статье рассматривается роль театрализованной деятельности как средство непосредственного развития детей дошкольного возраста.

Теория трудового воспитания в зарубежной педагогической мысли

В данной статье трудовое воспитание характеризуется как процесс, который способствует развитию личности, рассматриваются идеи, теории, точки зрения выдающихся педагогов эпохи просвещения.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Исполнительская деятельность педагога-музыканта как фактор совершенствования профессионального мастерства

В данной статье исследуется роль исполнительской деятельности педагога-музыканта в повышении его профессионального мастерства. Автор рассматривает влияние практического исполнительского опыта на развитие навыков и компетенций педагога-музыканта. Стат...

Задать вопрос