Профессионально-личностный портрет руководителя образовательного учреждения школьного уровня: каким ему быть? Кадровый ответ
Автор: Шегаев Илья Сергеевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 18.12.2013
Статья просмотрена: 4898 раз
Библиографическое описание:
Шегаев, И. С. Профессионально-личностный портрет руководителя образовательного учреждения школьного уровня: каким ему быть? Кадровый ответ / И. С. Шегаев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4720/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена актуальному вопросу системы современного образования — подбору руководителя общеобразовательного учреждения. На основании собственного опыта автор осуществляет попытку выделить ряд необходимых для данной административной должности качеств.
Ключевые слова:директор школы, образовательное учреждение, кадровый вопрос, критерии отбора руководителя.
The article is devoted to topical issues of modern education system — selection of heads of educational institutions. On the basis of our own experience the author attempts to identify a number required for this administrative position qualities.
Keywords:school principal, educational institution, the personnel issue, the head of the selection criteria.
Вопрос соответствия педагогов приобрёл особенную актуальность с тех пор, как ФГОС нового поколения был запущен в пилотном режиме. Это связано с достаточно амбициозными требованиями, которые предъявляются выпускнику.
Перед образовательным учреждением (далее — ОУ) стоит задача воспитать всесторонне развитую личность, имеющую собственную гражданскую позицию, которая была бы востребована в новом, стремительно развивающемся технократическом обществе [4]. К сожалению, было бы ошибкой полагать, что только от учителя зависит успешность становления и развития этой самой личности [5].
Образовательный процесс — явление чрезвычайно многогранное, включающее в себя невероятное количество различных факторов [5]. Целью данной статьи является формирование портрета «капитана корабля, бороздящего океан знаний», — руководителя ОУ.
Кадровому вопросу следует уделять пристальное внимание — от его решения зависит многое: и вектор развития учреждения, и квалификация основной «ударной силы» — штата, подбор которого является чрезвычайно важной задачей директора и т. д.
Предъявление требований должно происходить на основании четко выработанных критериев, каждый из которых классифицирован по группам. К числу основных таких групп, по мнению автора, справедливо отнести следующие: личностные характеристики, профессиональные знания и навыки и эстетические свойства.
Останавливаясь на каждой группе подробнее, автор попытается сформулировать те конкретные черты, которые позволили бы их обладателю решать проблемы системы современного образования наиболее оптимальным образом.
Под первой группой автор подразумевает те индивидуальные черты характера, которые лежат в основе личности человека, позволяют ему создавать определенный микроклимат в коллективе работников, а также избегать конфликтных ситуаций, определять направление развития ОУ и прочее. Подобными качествами автор считает:
- Целеустремленность и развитую силу воли. Руководство образовательным учреждением требует существенных физических, умственных, а также временных затрат (график административной работы всегда ненормированный), в противовес которым можно поставить только «боевой дух» и способность ограничивать себя в отношении семьи, каких-либо увлечений и т. д.
- Мобильность — неотъемлемую черту любого администратора, позволяющую ему мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся системе: бюрократической, правовой, образовательной и т. д.
- Стрессоустойчивость. Важным качеством руководителя является возможность противостоять постоянной напряженности, связанной с необходимостью быстрого принятия решений в условиях «текучки», учитывая при этом, всю полноту ответственности.
Ко второй группе относится профессиональный ценз и соответствующие навыки — непосредственный инструментарий директора. Подходить к вопросу образовательного уровня, по мнению автора, следует более чем основательно: должность предполагает и количественный и качественный образовательные уровни. В первом случае речь идет о нескольких профилированных направлениях (высшей школы, разумеется) крайне необходимых руководителю школы: управленческое (для принятия тактических и стратегических решений) и юридическое (дает возможность действовать в рамках правового поля). Во втором случае подразумевается «вертикаль образования», выраженная в получении профессионального послевузовского образования. Наблюдения показывают, что школы, директора которых имеют ученые степени, часто работают эффективнее, нежели остальные [2].
Кроме того, в связи с тем, что современная школа — не просто ступень образовательного процесса, а основная площадка, формирующая (согласно ФГОС) личность нового поколения, все применяемые условия просто обязаны быть сопутствующими.
Так, директор должен, руководствуясь научным подходом, правильно подбирать преподавательский контингент (желательно привлекать сотрудников высшей школы), выстраивать работу ОУ с иными структурами (в первую очередь, с ВУЗами), проводить на базе школы научно-практические конференции, профессионально ориентируя абитуриентов и т. д. Все это под силу только тому, кто сам является «выходцем» из подобной среды, тому, кто знает куда идти и что для этого делать.
Особое внимание следует также уделить имеющемуся опыту работы: эффективность решения поставленных задач тесно связана с трудовым стажем. Так, «маститый менеджер» без труда оперативно разрешит любую ситуацию, а столкнувшись с чем-то новым, довольно быстро сориентируется.
Третье направление — эстетическое — затрагивает «прекрасную сторону» человека. В данном случае речь идет о том образе, в котором предстает руководитель в кругу своих подчиненных. «Яркого» и привлекательного человека воспринимают значительно ближе, чем «серого» или «мрачного». Обладая объективной строгостью, руководитель не должен терять лицо и «практиковать уныние» или однообразность. Примеру руководителя должны следовать, в том числе и в эстетическом плане, что только добавит ему авторитет в коллективе, особенно учитывая тот факт, что он женский.
Все выше обозначенные критерии, направленные на формирование образа современного директора, вне всяких сомнение, чрезвычайно важны. Отсутствие хотя бы одного из них может привести (и приводит, как показывает практика) к выраженному дисбалансу, который обязательно негативно скажется на результате образовательного процесса.
Литература:
1. Гришан И. П. Менеджмент образовательных учреждений: учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ. — 2002. — 65 с.
2. Типовой сайт общеобразовательной школы № 1151 ЗелОУО ДОгМ (входит в ТОП-400), директор которой является доктором педагогических наук [Электронный ресурс]. — URL: http://schzg1151.mskobr.ru/ (дата обращения: 12.12.2013).
3. Учителям выдвинули повышенные требования. Для педагогов разработан новый профессиональный стандарт // Коммерсант. — 2013. — 07 дек.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3650 (дата обращения: 22.11.2013 г.)
5. Шегаев И. С. О некоторых факторах образовательного процесса // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2013. — № 10. — С. 218–220
Ключевые слова
образовательное учреждение, директор школы, кадровый вопрос, критерии отбора руководителя., критерии отбора руководителяПохожие статьи
Современный учитель школы: каким ему быть? Кадровый ответ
В статье поднимается вопрос соответствия учителей общеобразовательных школ современному образовательному процессу и его аудитории. На основании анонимного анкетирования, анализа статистических данных информационных пространств и педагогического опыта...
Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности
В статье авторы указывают на значимость дошкольного детства в дальнейшем становлении каждого человека, концентрируя внимание на вопросах управления дошкольной образовательной организацией. Представлена характеристика наиболее ценных качеств современн...
Теоретико-правовые основы отбора кадров на муниципальную службу
В статье рассмотрены организационно-правовые основы и особенности отбора кадров на муниципальную службу посредством проведения конкурса. Кроме того, представлен анализ правового статуса муниципального служащего, его особенностей, основных элементов. ...
Системный подход к управлению персоналом в образовательной организации
В статье рассматривается системный подход к управлению персоналом в образовательной организации на примере Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Проанализированы направления работы с персоналом, этапы подбора, ...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Кадровый резерв как фактор отбора на государственную, муниципальную службу: проблемы и перспективы развития
В статье характеризуется система кадрового резерва, как способа формирования публичной власти. Автор определяет, что в принципе данный механизм весьма эффективен. Вместе с тем, были выявлены и определённые проблемы. В статье были обозначены также и м...
Система подготовки кадров на примере производственной практики в энергетической отрасли Республики Татарстан
В данной статье рассмотрены некоторые особенности становления и современного состояния системы высшего технического образования, а также выделены условия, детерминирующие систему практической подготовки молодых специалистов для энергосистемы Республи...
Модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе
Сейчас молодому специалисту очень сложно найти работу по полученной им специальности. Если удалось это сделать, встает иной вопрос: как закрепится на новой должности, не имея практических навыков? Трудовая деятельность отличается от учебного процесса...
Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада
Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Особенности методики разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также их применение. Статья основан...
Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...
Похожие статьи
Современный учитель школы: каким ему быть? Кадровый ответ
В статье поднимается вопрос соответствия учителей общеобразовательных школ современному образовательному процессу и его аудитории. На основании анонимного анкетирования, анализа статистических данных информационных пространств и педагогического опыта...
Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности
В статье авторы указывают на значимость дошкольного детства в дальнейшем становлении каждого человека, концентрируя внимание на вопросах управления дошкольной образовательной организацией. Представлена характеристика наиболее ценных качеств современн...
Теоретико-правовые основы отбора кадров на муниципальную службу
В статье рассмотрены организационно-правовые основы и особенности отбора кадров на муниципальную службу посредством проведения конкурса. Кроме того, представлен анализ правового статуса муниципального служащего, его особенностей, основных элементов. ...
Системный подход к управлению персоналом в образовательной организации
В статье рассматривается системный подход к управлению персоналом в образовательной организации на примере Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Проанализированы направления работы с персоналом, этапы подбора, ...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Кадровый резерв как фактор отбора на государственную, муниципальную службу: проблемы и перспективы развития
В статье характеризуется система кадрового резерва, как способа формирования публичной власти. Автор определяет, что в принципе данный механизм весьма эффективен. Вместе с тем, были выявлены и определённые проблемы. В статье были обозначены также и м...
Система подготовки кадров на примере производственной практики в энергетической отрасли Республики Татарстан
В данной статье рассмотрены некоторые особенности становления и современного состояния системы высшего технического образования, а также выделены условия, детерминирующие систему практической подготовки молодых специалистов для энергосистемы Республи...
Модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе
Сейчас молодому специалисту очень сложно найти работу по полученной им специальности. Если удалось это сделать, встает иной вопрос: как закрепится на новой должности, не имея практических навыков? Трудовая деятельность отличается от учебного процесса...
Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада
Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Особенности методики разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также их применение. Статья основан...
Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...