Анализ состояния управленческого персонала профессиональных образовательных организаций
Автор: Тарасенко Владимир Владимирович
Рубрика: 13. Экономика труда
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 06.04.2016
Статья просмотрена: 135 раз
Библиографическое описание:
Тарасенко, В. В. Анализ состояния управленческого персонала профессиональных образовательных организаций / В. В. Тарасенко. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 53-58. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10211/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрена структура управленческого персонала профессиональных образовательных организаций Российской Федерации. Проведен анализ социально-демографического и профессионального портрета управленческого персонала профессиональных образовательных организаций. Выявлены проблемы и определены направления системы развития управленческого персонала профессиональных образовательных организаций.
Ключевые слова: система профессионального образования, профессиональная образовательная организация, социально-демографический и профессиональный портрет управленческого персонала, система развития управленческого персонала профессиональных образовательных организаций.
В современных социально-экономических условиях конкурентные преимущества организации и национальной экономии в целом во многом зависят от уровня профессиональной компетентности специалистов, формирующейся в процессе институционального (получаемого в образовательной организации) и неинституционального (например, дистанционное обучение, самообразование) образования. Не вызывает сомнений, что ведущая роль в подготовке специалистов, отвечающих возрастающим требованиям рынка труда, отводится системе профессионального образования.
В условиях современного социально-экономического заказа профессиональные образовательные организации призваны обеспечить соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта (стандартов) для подготовки специалистов с актуальным уровнем профессиональной компетентности, а также решать задачу по созданию эффективных механизмов, позволяющих сформировать устойчивые связи между работодателями и выпускниками учебных заведений, включая прогноз потребности в специалистах, формирование открытых и доступных информационных ресурсов, отражающих реальное состояние рынка труда [1, 4].
При возрастающей роли профессионального образования в развитии национальной экономики изменяются права и обязанности управленческого персонала профессиональной образовательной организации. Актуализируются способности руководителя по выявлению и привлечению максимального количества ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных) в соответствии со стратегией развития образовательной организации, а также по оптимизации их использования. В этой ситуации от профессиональной компетентности руководителя, от его способности и готовности грамотно осуществлять функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация и принятие решения) будет зависеть степень эффективности и результативности функционирования системы образования по подготовке квалифицированных кадров, соответствующих современным требованиям рынка труда [3].
Рассмотрим социально-демографический и профессиональный портрет управленческого персонала профессиональных образовательных организаций Российской Федерации, выявим его сильные и слабые стороны. Характеристику управленческого персонала проведем на основе официальной базы данных Министерства образования и науки Российской Федерации.
На начало 2014–2015 уч. года в России количество управленческого персонала профессиональных образовательных организаций составило 17694 руководителей (3505 директоров и 14189 заместителей директора). Большая часть руководителей работает в образовательных организациях Центрального и Приволжского федеральных округов, меньшая — в Крымском и Дальневосточном федеральных округах (рис. 1).
Рис. 1. Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по федеральным округам, (чел.)
Управленческий персонал профессиональных образовательных организаций, как правило, представлен женщинами-руководителями (62,8 %). При этом в должности директора чаще работают мужчины-руководители (57,4 %), заместители директора — преимущественно женщины (67,8 %).
Рис. 2. Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по гендерному признаку, (%)
Максимальная доля женщин-руководителей работает в профессиональных образовательных организациях Дальневосточного (69,5 %) и Сибирского (66,3 %) федеральных округов, минимальное значение показателя — в Северо-Кавказском (51,6 %) и Центральном федеральных округах (60,8 %) (рис. 2).
Доля женщин-руководителей в России существенно выше, чем в зарубежных образовательных организациях, где по результатам Международного исследования по вопросам преподавания и обучения» TALIS (Teaching and Learning International Survey) руководителей-женщин в среднем — 49,8 %. Например, в Японии доля женщин составляет только 6 %, в Южной Корее — 13,3 %, в Австралии — 38,6 %, в Финляндии — 40,6 %. Это свидетельствует о том, что в России социальный лифт для женщин-руководителей образовательных организаций работает эффективнее.
Средний возраст управленческого персонала профессиональной образовательной организации составляет 52 года, вместе с тем, сохраняется высокая доля руководителей пенсионного возраста (26,25 %) при одновременно низкой доле молодых руководителей до 35 лет (8,41 %) (таблица 1), что объясняется востребованностью учредителей в управленческом персонале, подтвердившем на протяжении многих лет эффективный менеджмент, а также нежеланием части руководителей пенсионного возраста снижать уровень материального и социального положения в связи с выходом на пенсию. Между тем, результаты международного исследования TALIS показали, что у 90 % руководителей образовательных организаций пенсионного возраста отмечается высокий уровень удовлетворенности результатами работы, что негативно может сказываться на реализации стратегии управления организацией в режиме развития, требующей систематического выявления разрывов между желаемым и действительным состоянием учебного заведения с целью проведения необходимых организационных изменений.
Таблица 1
Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по возрасту
Критерий |
всего |
Возраст (лет) |
||||
менее 25 |
25–34 |
35–44 |
45–55/60 |
пенсионеры |
||
Управленческий персонал (чел.) |
17694 |
45 |
1445 |
4427 |
7133 |
4644 |
Управленческий персонал (%) |
100 |
0,25 |
8,16 |
25,02 |
40,32 |
26,25 |
В российской системе профессионального образования управленческий персонал обладает большим стажем работы в должности руководителя: более 20 лет имеют 70,18 % руководителей, от 10 до 20 лет — 22,95 %, доля начинающих руководителей со стажем до 5 лет незначительна и составляет 2,31 % (таблица 2).
Таблица 2
Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по стажу
Критерий |
Всего |
Стаж работы |
|||||
до 3 лет |
от 3 до 5 лет |
от 5 до 10 лет |
от 10 до 15 лет |
от 15 до 20 лет |
20 лет иболее |
||
Управленческий персонал (чел.) |
17694 |
204 |
206 |
805 |
1634 |
2428 |
12417 |
Управленческий персонал (%) |
100 |
1,15 |
1,16 |
4,55 |
9,23 |
13,72 |
70,18 |
Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по стажу еще раз подтверждает востребованность учредителей в руководителях с большим управленческим опытом работы и говорит о низком уровне текучести управленческого персонала, что имеет как положительные (высокий уровень управленческой компетентности), так и отрицательные (например, профессиональное выгорание) последствия.
Доля руководителей профессиональных образовательных организаций с высшим образованием составляет 94,7 %, в том числе высшее педагогическое образование имеют 47,37 % руководителей. Максимальная доля руководителей с высшим образованием в Крымском (96,3 %) и Южном (95,9 %) федеральных округах, минимальное значение показателя — в Дальневосточном (93,4 %) и Северо-Западном (по 93,7 %) федеральных округах (рис. 3).
Рис. 3. Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по наличию высшего образования, (%)
Следует отметить, что в ряде территорий доля руководителей без высшего образования доходит до критичного уровня, превышая среднероссийские значения в несколько раз: например, в Магаданской области доля таких руководителей составляет 22,7 %, Чукотском автономном округе — 14,8 %, Кабардино-Балкарской республике — 13,4 %, республике Северная Осетия-Алания — 13,3 %.
Более половины руководителей российских профессиональных образовательных организаций (51,2 %) прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности руководителя. В том числе, аттестованы на высшую квалификационную категорию 37,9 % руководителей, на первую квалификационную категорию — 10,9 % руководителей. В ходе исследования также выявлено и отсутствие квалификационной категории у 51,2 % руководителей профессиональных образовательных организаций, что грубо нарушает требования Единого квалификационного справочника и Профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Максимальная доля руководителей образовательных организаций, не прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности, в Южном и Уральском федеральных округах; минимальное значение показателя — в Крымском федеральном округе (рис. 4). В разрезе по субъектам Российской Федерации — максимальная доля неаттестованных руководителей: на Камчатском крае (75,9 %), в Новгородской области (73,6 %), Краснодарском крае (71,5 %), Томской области (69,9 %). При этом, в лучшей степени организована работа с аттестацией управленческого персонала — в Ненецком (100 %) и Чукотском (88,9 %) автономных округах, Брянской (79,7 %) и Белгородской (77,3 %) областях.
Рис. 4. Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по наличию квалификационной категории, (%)
Результаты проводимых международных исследований TALIS показали, что российские руководители образовательных организаций тратят на административную работу в среднем 53 % своего времени, что выше аналогичного показателя у их зарубежных коллег (41 %). Такой объем административной нагрузки эксперты считают высоким [2].
Таким образом, в ходе исследования социально-демографического и профессионального портрета управленческого персонала профессиональных образовательных организаций выявлено ряд проблем, заключающихся в высокой доле руководителей пенсионного возраста с большим стажем работы и одновременно низкой доле молодых руководителей (как директоров, так и заместителей директора) до 35 лет, что свидетельствует об отсутствии системной работы с кадровым резервом и планомерным продвижением специалистов по карьерной лестнице; в отсутствии у 5,3 % руководителей высшего образования и у 51,2 % руководителей квалификационной категории, что грубо нарушает требования Единого квалификационного справочника и Профессионального стандарта руководителя образовательной организации; в большом объеме времени, затрачиваемом управленческим персоналом на административную работу по сравнению с их зарубежными коллегами, что свидетельствует о затруднениях в реализации управленческих функций, вызванных, на наш взгляд, отсутствием у руководителей базового менеджерского образования.
На основе выявленных проблем можно сделать вывод об отсутствии системы развития управленческого персонала профессиональных образовательных организаций в Российской Федерации. В связи с этим, считаем необходимым продолжить исследовательскую работу по проектированию данной системы с целью обеспечения планомерного развития руководителей, способных управлять профессиональными образовательными организациями в режиме развития и обеспечивать необходимый комплекс условий для подготовки жизнеспособных и конкурентоспособных на рынке труда специалистов.
Литература:
- Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 792-р.
- Кибанов, А. Я. Управление персоналом: Учебник [Текст] / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская, Е. А. Митрофанова. — М.: Изд-во ИЦ РИОР, 2010. — 288 с.
- Тарасенко В. В. Социально-демографические проблемы управленческого персонала общеобразовательных организаций / В. В. Тарасенко. — Молодой ученый: Международный научный журнал. — Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2016. Том 7 № 6. — С. 561–565
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Ключевые слова
система профессионального образования, профессиональная образовательная организация, социально-демографический и профессиональный портрет управленческого персонала, система развития управленческого персонала профессиональных образовательных организаций., система развития управленческого персонала профессиональных образовательных организацийПохожие статьи
Социально-демографические проблемы управленческого персонала общеобразовательных организаций
В статье рассмотрена структура управленческого персонала общеобразовательных организациях Российской Федерации. Проведен социально-демографический анализ состояния управленческого персонала общеобразовательных организаций. Даны рекомендации по соверш...
Системный подход к управлению персоналом в образовательной организации
В статье рассматривается системный подход к управлению персоналом в образовательной организации на примере Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Проанализированы направления работы с персоналом, этапы подбора, ...
О проблеме совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования
Рассматривается проблема совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования. Анализируется соотношение между понятия организация, организационная структура и структура управления. Обращено ...
Процедура оценки эффективности внедрения профессиональных стандартов в систему управления персоналом
В статье рассматривается и анализируется подход к оценке эффективности внедрения профессионального стандарта как инструмента административного регулирования в области социально-трудовых отношений в российских организациях. Даются определения понятий ...
Методическое сопровождение формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования
В статье рассматривается методическое сопровождение формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования. Автор характеризует компоненты данного учебно-методического обеспечения...
Формирование и развитие кадрового потенциала образовательной организации
Статья посвящена важности формирования сильной и профессиональной команды педагогов и административного персонала в образовательных учреждениях. Автор обращает внимание на процесс правильного подбора квалифицированных специалистов, их профессионально...
Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей
В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...
Совершенствование саморазвития лидерских качеств молодых офицеров
В статье представлено обоснование процесса саморазвития молодых офицеров силовых структур. Раскрыта суть проблемы саморазвития лидерских качеств молодых офицеров силовых структур в ракурсе социально-педагогического подхода. Уточнены основные понятия:...
Развитие управленческой компетентности руководителя спортивной школы
В статье рассматриваются вопросы развития управленческой компетентности руководителя учреждения дополнительного образования на примере спортивной школы. Предпринимаются попытки разработки модели развития управленческой компетентности, поиска педагоги...
Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели
В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приво...
Похожие статьи
Социально-демографические проблемы управленческого персонала общеобразовательных организаций
В статье рассмотрена структура управленческого персонала общеобразовательных организациях Российской Федерации. Проведен социально-демографический анализ состояния управленческого персонала общеобразовательных организаций. Даны рекомендации по соверш...
Системный подход к управлению персоналом в образовательной организации
В статье рассматривается системный подход к управлению персоналом в образовательной организации на примере Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Проанализированы направления работы с персоналом, этапы подбора, ...
О проблеме совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования
Рассматривается проблема совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования. Анализируется соотношение между понятия организация, организационная структура и структура управления. Обращено ...
Процедура оценки эффективности внедрения профессиональных стандартов в систему управления персоналом
В статье рассматривается и анализируется подход к оценке эффективности внедрения профессионального стандарта как инструмента административного регулирования в области социально-трудовых отношений в российских организациях. Даются определения понятий ...
Методическое сопровождение формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования
В статье рассматривается методическое сопровождение формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования. Автор характеризует компоненты данного учебно-методического обеспечения...
Формирование и развитие кадрового потенциала образовательной организации
Статья посвящена важности формирования сильной и профессиональной команды педагогов и административного персонала в образовательных учреждениях. Автор обращает внимание на процесс правильного подбора квалифицированных специалистов, их профессионально...
Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей
В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...
Совершенствование саморазвития лидерских качеств молодых офицеров
В статье представлено обоснование процесса саморазвития молодых офицеров силовых структур. Раскрыта суть проблемы саморазвития лидерских качеств молодых офицеров силовых структур в ракурсе социально-педагогического подхода. Уточнены основные понятия:...
Развитие управленческой компетентности руководителя спортивной школы
В статье рассматриваются вопросы развития управленческой компетентности руководителя учреждения дополнительного образования на примере спортивной школы. Предпринимаются попытки разработки модели развития управленческой компетентности, поиска педагоги...
Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели
В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приво...