Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 17.02.2017

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Панфилова, О. И. Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы / О. И. Панфилова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11936/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Ключевые слова: воспитание, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность

Изучением воспитательного аспекта деятельности учителя занимались выдающиеся представители педагогики, философии, психологии: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский. Значительный вклад в развитие теории и практики воспитания в конце XX века внесли авторы гуманистических воспитательных систем В. А. Караковский, A. B. Мудрик, А. Т. Куракин, Н. Л. Селиванова.

Опыт практических исследований в современной педагогике, также интересен и актуален, особенно, если он касается вопросов изучения особенностей развития профессиональной компетентности учителей начальной школы в области воспитания.

В 2016 гг. нами проводилось тестирование учителей в средних общеобразовательных школах города Москвы, г. Троицка: ГБОУ школа

№ 2075, ГБОУ Школа 2084, ГБОУ Школа № 2085, ГБОУ школа № 2076, МАОУ СОШ № 2, г. Москва, г. Троицк Новомосковского и Троицкого административного округов г. Москвы. Выборка составила 108 человек. Среди педагогов начальной школы были представлены: учителя начальных классов, учителя группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги.

Исследование включало в себя два теста Г. В. Резапкиной «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики» и Тест САТ (Самоактуализации) Э. Шострома, адаптированный Е. Б. Лисовской, Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман.

ТестГ.В.Резапкиной «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики».

Тест Г. В. Резапкиной состоит из следующих шкал:

  1. Приоритетные ценности учителя.
  2. Психоэмоциональное состояние.
  3. Самооценка.
  4. Стиль преподавания.
  5. Шкала социальной желательности.

Таблица 1

Средние значения по шкалам

шкалы

1

2

3

4

5

№ подшкалы

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Среднее значение подшкал

4,5

2,5

2,9

0,8

5,6

3,5

3,9

2,7

2,3

2,7

1,4

5,7

2,6

3,4

3,7

Среднее значение по шкале

9,9

9,9

8,9

9,8

9,7

Шкала 1. «Приоритетные ценности учителя».

Состоит из 3 подшкал.

Среднее значение по пункту 1.1 – 4,5 балла.

Подшкала 1.1. Преобладание этого варианта ответа говорит о том, что учитель живет интересами учеников, на уроках такого учителя учащиеся чувствуют себя в безопасности, комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка способствует творческой работе и бережет здоровье учеников.

Подшкала 1.2. Среднее значение по пункту 1.2 – 2,5 балла.

Таких учителей в нашем исследовании меньше всего.

Эти учителя нуждаются в поддержке коллег, зависимы от их мнения. Коллеги ценят такого учителя не только как профессионала, но и как человека, помогающего решать их проблемы. Дети не видят в таком учителе союзника, есть затруднения в общении и недоверие со стороны детей.

Подшкала 1.3. Среднее значение по пункту 1.3 – 2,9 балла.

Для таких учителей школа не является главным местом самореализации. Такой учитель не зависит от мнения коллег и учеников, он самодостаточен.

Шкала 2 «Психоэмоциональное состояние».

Состоит из 3 подшкал.

Среднее значение по шкале – 9,9 балла.

Подшкала 2.1. Преобладание баллов по этой подшкале говорит о том, что работа в школе отнимает много физических и душевных сил. Учитель часто испытывает: раздражение и тревогу. Такие учителя предъявляют завышенные требования и к себе и к учителям, им необходимо искать способы саморегуляции, которые приведут к благополучному психоэмоциональному состоянию.

Подшкала 2.2. Преобладание ответов по этой подшкале говорит о повышенной чувствительности нервной системы, о хорошей восприимчивости и сопереживании окружающим. Настроение таких учителей зависит от внешних факторов, которое легко выбивают их из колеи. Необходимо научиться управлять своими эмоциями.

Подшкала 2.3. Учителя с преобладанием ответов по этой подшкале не теряют самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения при высокой ответственности за последствия. Эмоциональная стабильность этих людей способствует благоприятному психологическому климату в коллективе.

Шкала 3. «Самооценка».

Шкала состоит из 3 подшкал.

Среднее значение по этой шкале равно – 8.9 балла.

Подшкала 3.1. Учителя, набравшие большее количество баллов по этой подшкале отличаются творческим мышлением, воспринимает учащихся как личностей, поведение таких учителей характеризуется творческим подходом и демократичностью.

Подшкала 3.2. Учителя с наивысшим баллом по данной подшкале подвержены высокой степени зависимости от внешних обстоятельств, обладают неустойчивой самооценкой, что тоже не очень хорошо сказывается на самооценке класса, с которым они работают.

Подшкала 3.3. Учителя испытывают затруднения при общении с другими людьми, принижают значение своей личности, негативно воспринимают окружающих, это мешает созданию творческой обстановки в классе.

Шкала 4. «Стиль преподавания».

Состоит из 3 подшкал.

Среднее значение по шкале – 9,7 балла.

Подшкала 4.1. Педагоги, набравшие высокие показатели по этой подшкале являются лидерами в коллективе имеют репутацию «сильного педагога» Ученик для них — объект воздействия, а не равноправный партнер. Они сами устанавливают контроль за выполнением предъявленных требований, часто используют свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Дети утрачивают активность и самостоятельность, самооценка детей падает и приводит к агрессивности как форме психологической защиты.

Подшкала 4.2. Учителя с позицией миротворца. Организация и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует развитию у детей уважения к учителю, ответственности, продуктивности в работе.

Подшкала 4.3. Для таких учителей ученик является равноправным партнером по общению. Они удовлетворены своей профессией и проявляют высокую степень принятия себя и других, открытость в общении с учениками и коллегами.

Подшкала 5 «Достоверность ответов».

Состоит из 3 подшкал.

Среднее значение по шкале – 9,7 балла.

Преобладание первых двух шкал говорит об искренности и объективности ответов учителей — суммарное среднее значение 6 баллов.

Среднее значение подшкалы 5.3 – 3,7 балла.

Эти учителя очень зависимы от социально одобряемых норм.

Анализируя результаты, проведенного тестирования по Тесту Г. В. Резапкиной «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики» по 1 шкале «Приоритетные ценности учителей» можно отметить, что средний показатель учителей, живущих интересами своих учеников и тех, для кого школа является главным местом самореализации гораздо выше, чем показатель тех, кто зависит от мнения коллег и нуждаются в их поддержке.

По шкале «Психоэмоциональное состояние» самый большой показатель получили учителя с повышенной чувствительностью нервной системы, хорошей восприимчивостью и умением сопереживать другим людям. Но настроение таких учителей зависит от внешних факторов, им необходимо научиться управлять своими эмоциями. Среднее арифметическое 3,5 балла получили учителя отличающиеся высоким самообладанием в экстремальных ситуациях, способные к принятию верных решений при высокой ответственности за последствия. Эмоциональная стабильность этих людей благоприятно влияет на психологический климат в коллективе. На третьем месте учителя со средним значением 0,8 балла для них работа в школе — это большая физическая и моральная нагрузка. Они часто испытывают: раздражение и предъявляют завышенные требования к себе и другим учителям.

По шкале 3 «Самооценка» на первом месте со средним значением 3,9 балла учителя, отличающиеся творческим мышлением, воспринимающие учащихся как личностей, отличающиеся творческим подходом и демократичностью. На втором месте со средним арифметическим 2,7 балла учителя, обладающие неустойчивой самооценкой, что тоже не очень хорошо сказывается на самооценкой класса, с которым они работают. На третьем месте педагоги со средним значением 2,3 балла. Они испытывают затруднения при общении с другими людьми, принижают значение своей личности, негативно воспринимают окружающих, что мешает созданию творческой обстановки в классе.

По шкале «Стиль преподавания» на первом месте учителя со средним значением 5,7 балла. Для них свойственны удовлетворенность своей профессией, высокая степень приятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается воспитанникам и способствует эффективности обучения.

На втором месте учителя со средним значением 2,7 балла. Это педагоги, которые являются лидерами в коллективе имеют репутацию «сильного педагога» Ученик для них — объект воздействия, а не равноправный партнер. На третьем месте учителя со средним значением 1,4 балла. Это учителя с позицией миротворца. Их либеральный стиль не способствует развитию у детей уважения к учителю, ответственности, продуктивности в работе.

Шкала 5 «Достоверность ответов». Преобладание первых двух шкал говорит об искренности и объективности ответов — суммарное среднее значение 6 баллов.

Среднее значение подшкалы 5.3 – 3,7 балла. Эти учителя очень зависимы от социально одобряемых норм.

Гуманизация сферы образования, всестороннее развитие творческого потенциала учащихся — вот главная задача современной педагогической науки. Для качественного описания личности учителя начальных классов часто используется концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу, который определяет самоактуализацию как стремление к самоосуществлению. Представителями экзистенциально-гуманистического направления в педагогической психологии являются (К. Роджерс, Ф. Перл, В. Франкл.) Самоактуализация понимается ими как всестороннее развитие творческого и духовного потенциала человека, реализация его возможностей, высокий уровень психического здоровья и нравственности.

Тест САТ (Самоактуализации) Э. Шострома, адаптированЕ.Б.Лисовской, Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозман.

Тестирование проводилось всредних общеобразовательных школах города Москвы, г. Троицка: ГБОУ школа № 2075, ГБОУ Школа 2084, ГБОУ Школа № 2085, ГБОУ школа № 2076, МАОУ СОШ № 2, г. Москва, г. Троицк Новомосковского и Троицкого административного округов г. Москвы. Выборка составила 108 человек.

Таблица 2

Средние арифметические значения по 14 шкалам теста (САТ)

№ Шкалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

9,06

31,36

10,90

10,42

4,27

5,48

8,75

10,48

4,93

3,48

6,90

8,48

4,45

5,66

  1. Шкала Компетентности во времени (Тс) среднее арифметическое 9,06 балл. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности, при котором человек видит свою жизнь целостной.
  2. Шкала поддержки (I) среднее арифметическое – 31,36 балла Педагог, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, руководствуется в жизни собственными целями, убеждениями, Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию.

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, и конформности.

  1. Шкала Ценностных ориентации; среднее арифметическое по шкале – 9,06 балла измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).
  2. Шкала Гибкости поведения среднее значение31,36 балл; определяет степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
  3. Шкала Сензитивности ксебе (Fr) среднее значение – 10,90 балла. Шкалаопределяет, в какой степени человек хорошо ощущает и рефлексирует свои чувства и поведение.
  4. Шкала Спонтанности (S) среднее значение – 10,42 балла. Шкалаизмеряет способность индивида непосредственно выражать свои чувства и говорит о том, что человек не боится демонстрировать окружающим свои эмоции, ведет себя естественно и раскованно.
  5. Шкала Самоуважения (Sr) среднее балла значение – 4,27 балла. Шкала диагносцирует способность субъекта давать оценку своим достоинствам, уважать себя за них.
  6. Шкала Самопринятия (Sa) среднее значение – 5,48 балла. Шкала показывает степень принятия человеком себя таким, как есть, независимо от оценки других.
  7. Шкала Представлений оприроде человека (Nc) Среднее арифметическое— 8,75 балл. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную (люди в массе своей скорее добры).
  8. Шкала Синергии (Sy) среднее арифметическое— 10,48 балла. Шкала определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное.
  9. Шкала Принятия агрессии (А) среднее арифметическое – 4,93 балла. Высокий балл по шкале определяет индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление.
  10. Шкала Контактности (С) среднее арифметическое – 3,48 балла. Она характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов.
  11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) – среднее арифметическое -6,90 балла. Шкала предназначена для определения степени выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.
  12. Шкала Креативности (Сr) среднее арифметическое – 8,48 балла- характеризует выраженность творческой направленности личности.

Анализируя полученные данные можно сказать, что педагоги общеобразовательных организаций обладают высоким уровнем самоактуализации. Отличаются высоким уровнем независимости и самостоятельности в поведении. Проявляют высокий уровень гибкости в поведении с окружающими. Достаточно хорошо рефлексируют свои чувства и поведение. В демонстрации своих эмоций сдержанны. Высоко оценивают свои достоинства и уважительно относятся к себе. По шкале самопринятия демонстрируют высокий показатель, воспринимают природу человека в целом положительно. Принимают свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление, способны к установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов, стремятся к приобретению знаний об окружающем, проявляют творческую активность в педагогической деятельности.

Литература:

  1. Андреева В. В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы [Текст] // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского. — М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996. — с. 121–128.
  2. Баграмян Э. Р. О задачах системы повышения квалификации в подготовке педагогических работников к работе по новым образовательным стандартам / Э. Р. Баграмян // Методист. – 2011. – № 10. – С. 4–5.
  3. Байкова О. В. Становление компетентности учителя воспитательной деятельности в условиях общеобразовательной школы, Москва, 2008.
  4. Григорьев Д. В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов; Под ред. Л. И. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
  5. Григорьева А. И., Григорьев Д. В. Личностно-профессиональная позиция педагога как условие развития детского коллектива [Текст] // Развитие личности ребёнка в общности и коллективе: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Тула, Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2002. С. 155–162.
Основные термины (генерируются автоматически): среднее, шкала, балл, учитель, высокий балл, место учителя, москва, троицк, школа, равноправный партнер.

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.