Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы
Автор: Панфилова Ольга Ивановна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 17.02.2017
Статья просмотрена: 224 раза
Библиографическое описание:
Панфилова, О. И. Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы / О. И. Панфилова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11936/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.
Ключевые слова: воспитание, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность
Изучением воспитательного аспекта деятельности учителя занимались выдающиеся представители педагогики, философии, психологии: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский. Значительный вклад в развитие теории и практики воспитания в конце XX века внесли авторы гуманистических воспитательных систем В. А. Караковский, A. B. Мудрик, А. Т. Куракин, Н. Л. Селиванова.
Опыт практических исследований в современной педагогике, также интересен и актуален, особенно, если он касается вопросов изучения особенностей развития профессиональной компетентности учителей начальной школы в области воспитания.
В 2016 гг. нами проводилось тестирование учителей в средних общеобразовательных школах города Москвы, г. Троицка: ГБОУ школа
№ 2075, ГБОУ Школа 2084, ГБОУ Школа № 2085, ГБОУ школа № 2076, МАОУ СОШ № 2, г. Москва, г. Троицк Новомосковского и Троицкого административного округов г. Москвы. Выборка составила 108 человек. Среди педагогов начальной школы были представлены: учителя начальных классов, учителя группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги.
Исследование включало в себя два теста Г. В. Резапкиной «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики» и Тест САТ (Самоактуализации) Э. Шострома, адаптированный Е. Б. Лисовской, Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман.
ТестГ.В.Резапкиной «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики».
Тест Г. В. Резапкиной состоит из следующих шкал:
- Приоритетные ценности учителя.
- Психоэмоциональное состояние.
- Самооценка.
- Стиль преподавания.
- Шкала социальной желательности.
Таблица 1
Средние значения по шкалам
№шкалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||
№ подшкалы |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
Среднее значение подшкал |
4,5 |
2,5 |
2,9 |
0,8 |
5,6 |
3,5 |
3,9 |
2,7 |
2,3 |
2,7 |
1,4 |
5,7 |
2,6 |
3,4 |
3,7 |
Среднее значение по шкале |
9,9 |
9,9 |
8,9 |
9,8 |
9,7 |
||||||||||
Шкала 1. «Приоритетные ценности учителя».
Состоит из 3 подшкал.
Среднее значение по пункту 1.1 – 4,5 балла.
Подшкала 1.1. Преобладание этого варианта ответа говорит о том, что учитель живет интересами учеников, на уроках такого учителя учащиеся чувствуют себя в безопасности, комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка способствует творческой работе и бережет здоровье учеников.
Подшкала 1.2. Среднее значение по пункту 1.2 – 2,5 балла.
Таких учителей в нашем исследовании меньше всего.
Эти учителя нуждаются в поддержке коллег, зависимы от их мнения. Коллеги ценят такого учителя не только как профессионала, но и как человека, помогающего решать их проблемы. Дети не видят в таком учителе союзника, есть затруднения в общении и недоверие со стороны детей.
Подшкала 1.3. Среднее значение по пункту 1.3 – 2,9 балла.
Для таких учителей школа не является главным местом самореализации. Такой учитель не зависит от мнения коллег и учеников, он самодостаточен.
Шкала 2 «Психоэмоциональное состояние».
Состоит из 3 подшкал.
Среднее значение по шкале – 9,9 балла.
Подшкала 2.1. Преобладание баллов по этой подшкале говорит о том, что работа в школе отнимает много физических и душевных сил. Учитель часто испытывает: раздражение и тревогу. Такие учителя предъявляют завышенные требования и к себе и к учителям, им необходимо искать способы саморегуляции, которые приведут к благополучному психоэмоциональному состоянию.
Подшкала 2.2. Преобладание ответов по этой подшкале говорит о повышенной чувствительности нервной системы, о хорошей восприимчивости и сопереживании окружающим. Настроение таких учителей зависит от внешних факторов, которое легко выбивают их из колеи. Необходимо научиться управлять своими эмоциями.
Подшкала 2.3. Учителя с преобладанием ответов по этой подшкале не теряют самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения при высокой ответственности за последствия. Эмоциональная стабильность этих людей способствует благоприятному психологическому климату в коллективе.
Шкала 3. «Самооценка».
Шкала состоит из 3 подшкал.
Среднее значение по этой шкале равно – 8.9 балла.
Подшкала 3.1. Учителя, набравшие большее количество баллов по этой подшкале отличаются творческим мышлением, воспринимает учащихся как личностей, поведение таких учителей характеризуется творческим подходом и демократичностью.
Подшкала 3.2. Учителя с наивысшим баллом по данной подшкале подвержены высокой степени зависимости от внешних обстоятельств, обладают неустойчивой самооценкой, что тоже не очень хорошо сказывается на самооценке класса, с которым они работают.
Подшкала 3.3. Учителя испытывают затруднения при общении с другими людьми, принижают значение своей личности, негативно воспринимают окружающих, это мешает созданию творческой обстановки в классе.
Шкала 4. «Стиль преподавания».
Состоит из 3 подшкал.
Среднее значение по шкале – 9,7 балла.
Подшкала 4.1. Педагоги, набравшие высокие показатели по этой подшкале являются лидерами в коллективе имеют репутацию «сильного педагога» Ученик для них — объект воздействия, а не равноправный партнер. Они сами устанавливают контроль за выполнением предъявленных требований, часто используют свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Дети утрачивают активность и самостоятельность, самооценка детей падает и приводит к агрессивности как форме психологической защиты.
Подшкала 4.2. Учителя с позицией миротворца. Организация и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует развитию у детей уважения к учителю, ответственности, продуктивности в работе.
Подшкала 4.3. Для таких учителей ученик является равноправным партнером по общению. Они удовлетворены своей профессией и проявляют высокую степень принятия себя и других, открытость в общении с учениками и коллегами.
Подшкала 5 «Достоверность ответов».
Состоит из 3 подшкал.
Среднее значение по шкале – 9,7 балла.
Преобладание первых двух шкал говорит об искренности и объективности ответов учителей — суммарное среднее значение 6 баллов.
Среднее значение подшкалы 5.3 – 3,7 балла.
Эти учителя очень зависимы от социально одобряемых норм.
Анализируя результаты, проведенного тестирования по Тесту Г. В. Резапкиной «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики» по 1 шкале «Приоритетные ценности учителей» можно отметить, что средний показатель учителей, живущих интересами своих учеников и тех, для кого школа является главным местом самореализации гораздо выше, чем показатель тех, кто зависит от мнения коллег и нуждаются в их поддержке.
По шкале «Психоэмоциональное состояние» самый большой показатель получили учителя с повышенной чувствительностью нервной системы, хорошей восприимчивостью и умением сопереживать другим людям. Но настроение таких учителей зависит от внешних факторов, им необходимо научиться управлять своими эмоциями. Среднее арифметическое 3,5 балла получили учителя отличающиеся высоким самообладанием в экстремальных ситуациях, способные к принятию верных решений при высокой ответственности за последствия. Эмоциональная стабильность этих людей благоприятно влияет на психологический климат в коллективе. На третьем месте учителя со средним значением 0,8 балла для них работа в школе — это большая физическая и моральная нагрузка. Они часто испытывают: раздражение и предъявляют завышенные требования к себе и другим учителям.
По шкале 3 «Самооценка» на первом месте со средним значением 3,9 балла учителя, отличающиеся творческим мышлением, воспринимающие учащихся как личностей, отличающиеся творческим подходом и демократичностью. На втором месте со средним арифметическим 2,7 балла учителя, обладающие неустойчивой самооценкой, что тоже не очень хорошо сказывается на самооценкой класса, с которым они работают. На третьем месте педагоги со средним значением 2,3 балла. Они испытывают затруднения при общении с другими людьми, принижают значение своей личности, негативно воспринимают окружающих, что мешает созданию творческой обстановки в классе.
По шкале «Стиль преподавания» на первом месте учителя со средним значением 5,7 балла. Для них свойственны удовлетворенность своей профессией, высокая степень приятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается воспитанникам и способствует эффективности обучения.
На втором месте учителя со средним значением 2,7 балла. Это педагоги, которые являются лидерами в коллективе имеют репутацию «сильного педагога» Ученик для них — объект воздействия, а не равноправный партнер. На третьем месте учителя со средним значением 1,4 балла. Это учителя с позицией миротворца. Их либеральный стиль не способствует развитию у детей уважения к учителю, ответственности, продуктивности в работе.
Шкала 5 «Достоверность ответов». Преобладание первых двух шкал говорит об искренности и объективности ответов — суммарное среднее значение 6 баллов.
Среднее значение подшкалы 5.3 – 3,7 балла. Эти учителя очень зависимы от социально одобряемых норм.
Гуманизация сферы образования, всестороннее развитие творческого потенциала учащихся — вот главная задача современной педагогической науки. Для качественного описания личности учителя начальных классов часто используется концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу, который определяет самоактуализацию как стремление к самоосуществлению. Представителями экзистенциально-гуманистического направления в педагогической психологии являются (К. Роджерс, Ф. Перл, В. Франкл.) Самоактуализация понимается ими как всестороннее развитие творческого и духовного потенциала человека, реализация его возможностей, высокий уровень психического здоровья и нравственности.
Тест САТ (Самоактуализации) Э. Шострома, адаптированЕ.Б.Лисовской, Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозман.
Тестирование проводилось всредних общеобразовательных школах города Москвы, г. Троицка: ГБОУ школа № 2075, ГБОУ Школа 2084, ГБОУ Школа № 2085, ГБОУ школа № 2076, МАОУ СОШ № 2, г. Москва, г. Троицк Новомосковского и Троицкого административного округов г. Москвы. Выборка составила 108 человек.
Таблица 2
Средние арифметические значения по 14 шкалам теста (САТ)
№ Шкалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
_Х |
9,06 |
31,36 |
10,90 |
10,42 |
4,27 |
5,48 |
8,75 |
10,48 |
4,93 |
3,48 |
6,90 |
8,48 |
4,45 |
5,66 |
- Шкала Компетентности во времени (Тс) среднее арифметическое— 9,06 балл. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности, при котором человек видит свою жизнь целостной.
- Шкала поддержки (I) среднее арифметическое – 31,36 балла Педагог, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, руководствуется в жизни собственными целями, убеждениями, Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию.
Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, и конформности.
- Шкала Ценностных ориентации; среднее арифметическое по шкале – 9,06 балла измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).
- Шкала Гибкости поведения среднее значение – 31,36 балл; определяет степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
- Шкала Сензитивности ксебе (Fr) среднее значение – 10,90 балла. Шкалаопределяет, в какой степени человек хорошо ощущает и рефлексирует свои чувства и поведение.
- Шкала Спонтанности (S) среднее значение – 10,42 балла. Шкалаизмеряет способность индивида непосредственно выражать свои чувства и говорит о том, что человек не боится демонстрировать окружающим свои эмоции, ведет себя естественно и раскованно.
- Шкала Самоуважения (Sr) среднее балла значение – 4,27 балла. Шкала диагносцирует способность субъекта давать оценку своим достоинствам, уважать себя за них.
- Шкала Самопринятия (Sa) среднее значение – 5,48 балла. Шкала показывает степень принятия человеком себя таким, как есть, независимо от оценки других.
- Шкала Представлений оприроде человека (Nc) Среднее арифметическое— 8,75 балл. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную (люди в массе своей скорее добры).
- Шкала Синергии (Sy) среднее арифметическое— 10,48 балла. Шкала определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное.
- Шкала Принятия агрессии (А) среднее арифметическое – 4,93 балла. Высокий балл по шкале определяет индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление.
- Шкала Контактности (С) среднее арифметическое – 3,48 балла. Она характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов.
- Шкала Познавательных потребностей (Cog) – среднее арифметическое -6,90 балла. Шкала предназначена для определения степени выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.
- Шкала Креативности (Сr) среднее арифметическое – 8,48 балла- характеризует выраженность творческой направленности личности.
Анализируя полученные данные можно сказать, что педагоги общеобразовательных организаций обладают высоким уровнем самоактуализации. Отличаются высоким уровнем независимости и самостоятельности в поведении. Проявляют высокий уровень гибкости в поведении с окружающими. Достаточно хорошо рефлексируют свои чувства и поведение. В демонстрации своих эмоций сдержанны. Высоко оценивают свои достоинства и уважительно относятся к себе. По шкале самопринятия демонстрируют высокий показатель, воспринимают природу человека в целом положительно. Принимают свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление, способны к установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов, стремятся к приобретению знаний об окружающем, проявляют творческую активность в педагогической деятельности.
Литература:
- Андреева В. В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы [Текст] // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского. — М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996. — с. 121–128.
- Баграмян Э. Р. О задачах системы повышения квалификации в подготовке педагогических работников к работе по новым образовательным стандартам / Э. Р. Баграмян // Методист. – 2011. – № 10. – С. 4–5.
- Байкова О. В. Становление компетентности учителя воспитательной деятельности в условиях общеобразовательной школы, Москва, 2008.
- Григорьев Д. В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов; Под ред. Л. И. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
- Григорьева А. И., Григорьев Д. В. Личностно-профессиональная позиция педагога как условие развития детского коллектива [Текст] // Развитие личности ребёнка в общности и коллективе: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Тула, Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2002. С. 155–162.
Похожие статьи
Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности
В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...
Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности
В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.
Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности
В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.
Психолого-педагогические основы методики обучения
В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.
К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений
В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...
Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения
В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.
Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка
В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.
Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников
В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.
Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа
В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...
Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации
В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.
Похожие статьи
Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности
В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...
Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности
В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.
Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности
В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.
Психолого-педагогические основы методики обучения
В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.
К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений
В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...
Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения
В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.
Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка
В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.
Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников
В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.
Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа
В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...
Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации
В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.