В статье автор описывает результаты апробации разработанного инструментария экспертизы готовности педагогов к организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: экспертиза, инструментарий, продуктивная деятельность.
Актуальность в проектировании инструментария экспертизы готовности педагогов к организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста определена тем, что существующие инструменты экспертизы художественно-продуктивной деятельности либо ориентированы на обобщенную оценку, без учета современных реалий развитию ребенка, либо требуют корректировки в свете современных идей полихудожественного развития дошкольников. Сложность экспертизы связаны с самим феноменом-продуктивной деятельности, в котором многие моменты субъективны, педагоги должны не просто знать и уметь, а именно адаптироваться к особенностям и запросам детей в творчестве.
Основами для работы послужили:
– идеи Сластенина, Гогоберидзе, Веракса в области — компетентного подхода, структуры готовности и идеи в области подготовки кадров, ориентиры профессионального стандарта.
– в области экспертизы готовности, как действенного инструмента изменения практики, самоэкспертизы педагогов мы разделили позицию с Е. И. Безруковой, С. А. Езоповой, Новицкой.
– в след за позицией Н. А. Ветлугиной, Савенковой, Комаровой, Чумичевой, Юсовой мы учитывали современные подходы к художественному образования, своеобразие продуктивной деятельности, рассматривали круг проблем — таких как стетизация среды как условия развертывания и поддержки детской деятельности, соотношение традиционных материалов и экспериментирования, индивидуальных и субъектных проявлений в творчестве.
Идея работы: создать удобный, простой в проведении и обработке данных и полезный для корректировки деятельности инструмент экспертизы, подсказывающий направления изменения практики.
В разработке инструментария и концепции данной экспертизы: важно было сочетать и интегрировать:
– компоненты готовности: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного;
– декомпозицию трудового действия;
– типичные проблемы или направления действий педагога в области продуктивной деятельности и современные ориентиры.
Для выявления компонентов готовности мы выбрали метод кейс задач и анкетирование. Преимущество этого метода:
- Показывает реальный уровень «владения» и стиля профессионального деятельности.
- Позволяет проявить профессиональное творчество.
- Выявляет разные компоненты готовности.
- Позволяет определить у воспитателей системность в решении и деятельности.
- Создаёт ситуацию психологического комфорта обследуемого.
Нами было разработано 5 кейсов, направленные на умение педагогом диагностировать (продукт детской деятельности, развивающую среду), планировать деятельность, определять задачи, методы, видеть особенности, как поддержать ребенка, его индивидуальность. Инструментарий включает кейсы и ключ к каждому кейсу, который для оценки приводимых решений, представлен в виде контент-слов. Во избежание субъективности оценки решений, для обработки кейса достаточно сопоставить ответы с ключом.
В результате исследования получена группа результатов:
1 группа результатов:
– выявлены 3 группы педагогов с разным уровнем готовности, условно названные «теоретики», «практики», и «незаинтересованные». Большинство педагогов по результату, можно отнести к группе «практики»;
– из компонентов готовности, ожидаемо, более сильным является именно деятельностей. В мотивационное плане педагоги ориентированы на сложившийся методический и собственный опыт, в когнитивном при освоении методик, не успевают системно ориентироваться в современных программах, технологиях;
– к типичным трудностям можно отнести подбор современных методов и приемов, приемов поддержки и сопровождения детей в продуктивной деятельности.
2 группа результатов:
– выявлены особенности применения инструментария. С решением кейсов справились все педагоги, получены сопоставимые данные, материалы легко обработать, но были и трудности: временные рамки выполнения (решение заняло 40 минут), преобладание стереотипов в ответах педагогов;
– успешнее решены кейсы, направленные на анализ и корректировку среды, а также анализ и проектирование приемов включения детей в деятельность. А вот системность работы и ее вариативность несколько хуже;
– результаты апробации инструментария позволили спроектировать работу по оптимизации педагогического процесса.
Идея проекта: применения кейсов в целях совершенствования процесса, в формате самоэкспертизы, основы обучения и сопровождения педагогов. То есть, педагоги как эксперты должны участвовать в решении, обсуждение и проектировании различных кейсов и разбирать свой собственный опыт, а также с их помощью оценивать свою профессиональную деятельность.
Таким образом кейс и экспертиза становиться основой для самоэкспертизы, профессионального роста, как бы подсказывают профессиональные изменения.
Мы предлагаем такие современные формы работы:
– создание «Клуба педагогов экспертов», для отработки практических умений у и мотивации педагогов;
– семинар-практикум «Кто такой эксперт и зачем мне нужна экспертиза»;
– создание балинтовской группы- для обсуждения в группе проблем как оценить творчество, как развивать способности, как недирективно привлечь ребенка к рисованию;
– открытые просмотры и экспертиза видеоуроков — для активизации знаний у педагогов;
– интерактивная лекция «Инновационные формы в области художественно-продуктивного развития дошкольников», для знакомства с современными технологиями; как точки роста для решения типичных проблем: как соотнести обучение и творчество; как правильно сочетать традиционные и нетрадиционные материалы и приемы; как увидеть запросы и трудности детей в творчестве и поддержать, а не руководить; как создать среду для творчества и эстетического опыта, провоцирующую активности и художественные пробы.
Экспертиза разработана на примере рисования как ведущего вида продуктивной деятельности, но кейсы и форма обработки могут использоваться для оценки и других видов. Таким образом, педагог может не только оценивать качество своей профессиональной деятельности, но и вносить корректировки в свое самообразование и саморазвитие.