В статье автор рассматривает в свете новой парадигмы школьного образования ключевые компетенции учащихся, выделяя из них исследовательскую компетенцию и ее формирование через универсальные учебные действия учащихся в их тесном взаимодействии с педагогом.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, исследовательская компетентность, универсальные учебные действия, федеральный образовательный стандарт, взаимодействие учителя и педагога
Прежде чем, рассмотреть модель формирования исследовательской компетенции учащихся, необходимо остановиться на компетентностном подходе в целом и понятии компетенции как таковой.
Компетентностный подход в обучении всегда был в обсуждаемом поле научного сообщества, но особую актуальность он приобрел с кардинальными изменениями в системе общего образования, в связи с утверждением в 2010 г. образовательной инициативы «Наша новая школа», с принятием Закона «Об образовании» в 2011 г., с началом перехода на новые ФГОС в 2012 г, утверждением Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013–2020 гг». в 2013 г.
Компетентностный подход рассмотрен во многих исследованиях отечественных ученых: А. Г. Бермус, И. А. Зимняя, Г. Б. Голуб, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторский и и др. Единства во мнениях ученых в отношении компетентностного подхода и компетенций нами не обнаружено.
А. В. Хуторский рассматривает компетентностный подход как подход, который акцентирует внимание на результате образования, причём результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, а компетенции он рассмотрел в самом общем виде, дав свободу учителям — предметникам самостоятельно формировать компетенции учащихся в зависимости от возраста учащихся и специфики предмета, включая в компетенцию знания, умения, навыки и способы деятельности, в их совокупности, которые задают ориентиры для продуктивной деятельности учащихся [9,c.59].
И. А. Зимняя определяет ключевые компетенции с условной разбивкой на три группы: компетенции, которые относятся непосредственно к человеку как личности; компетенции, которые относятся к взаимодействию человека и социальной сферой; компетенции, которые относятся к деятельности человека [2,c.38].
Ключевые компетенции учащихся, выделяемые исследователями — это: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования.
В нашем понимании компетентностный подход в обучении учащихся как один из элементов модернизации школьного образования, который включает в себя ключевые компетенции, позволяющие учащимся самостоятельно решать практические задачи с применением как полученных теоретических знаний, так и собственного социального опыта.
Что касается непосредственно исследовательской компетенции, то можно выделить следующую ее специфику.
А. М. Митяева, Е. В. Феськова и др. рассматривают исследовательскую компетентность как компетентность, в основе которой находятся знания, умения, навыки, способы деятельности, образованность в целом, С. А. Курушкина, С. Н. Лукашенко и др. в ее основе видят способности учащихся, С. А. Курушкина, А. М. Митяева, Е. В. Феськова, С. Н. Лукашенко и др. рассматривают исследовательскую компетенцию, как приобретенную в процессе исследовательской и познавательной деятельности учащихся, которая позволяет усвоить и получить систему новых знаний, расширить его объем, найти свое место в мире [3;4;5;8].
Исследовательскую компетентность учащихся стоит рассматривать в их способности добывать и осваивать новые знания, а также применять базовые знания, умения, навыки и способы деятельности в нестандартных для них ситуациях, проявляя при этом самостоятельность.
Рассматривая формирование исследовательской компетентности при изучении курса «Информатика» в первую очередь необходимо учитывать, те результаты обучения, которые отражены в ФГОС.При изучении курса «Информатика» у учащихся необходимосформировать:
представления о социальных, культурных и исторических факторах ее становления;
основы логического мышления;
умения применять полученные знания при решении различных задач;
представления о роли информатики и информационных компьютерных технологий в современном обществе, понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
представления о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе;
понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
принятие этических аспектов информационных технологий;
осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации.
Вот именно на вышеперечисленные результаты и должна формироваться исследовательская компетентность учащихся при изучении курса «Информатика».
Как правильно отмечает Г. А. Асмолов, методологическая основа нового федерального образовательного стандарта базируется на системно-деятельностном подходе, позволяющем выделить основные результаты обучения и создать оптимальные универсальные учебные действия (УУД) [1, с.3].
В федеральном государственном образовательном стандарте выделяются такие универсальные учебные действия, которые проявляются в способности учащегося осознавать, исследовать и принимать жизненные ценности и смыслы — личностные УУД; в способности учащихся управлять своей учебно-познавательной деятельностью — регулятивные УУД; в системе способов познания окружающего мира и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщении и использовании полученной информации — познавательные УУД и способности учащегося осуществлять коммуникативную деятельность — коммуникативные УУД.
Вот именно через универсальные учебные действия рассмотрим модель формирования исследовательской компетенции учащихся, принимая во внимание позицию молодого исследователя Е. А. Пустовит [7, c.367].
Исследовательская компетенция включает в себя:
исследовательские способности учащихся, состоящих из универсальных учебных действий:
личностных, и к ним мы относим саморазвитие, саморегуляцию, самоконтроль и самооценку:
регулятивных, и к ним мы относим все компоненты, которые связаны с организацией исследовательской деятельности учащихся;
познавательных, и к относятся моделирование, выбор учащимися наиболее эффективных способов решения задач, работу с информацией;
коммуникативных, и к ним относятся, правила общения, реализацию речевой деятельности как в устной так и в письменной формах.
При формировании исследовательской компетентности учащихся огромную роль играет учитель в их совместной деятельности. Разделяя мнение В. Я. Лядиус, которая определила основные условия эффективного взаимодействия учащегося и учителя, которые мы относим и к формированию исследовательской компетентности [6,c.37]. Во — первых, участники педагогического процесса включаются в исследовательскую деятельность с самого его начала, во — вторых, учащиеся и учитель совместно планируют систему промежуточных исследовательских, творческих и репродуктивных задач, в — третьих, сотрудничество определяется собственным вкладом в исследовательскую деятельность, в — четвертых, действия между учителем и учащимися разделены и поддерживаются путем саморегулирования и самопобуждения. Таким образом, можно говорить, что при такой организации исследовательской деятельности выполняются такие функции как: адаптационная, обучающая, воспитывающая, развивающая, диагностическая.
Адаптационная функция видится в субъектно-объектных отношений, т. е. отношений между учителем и учащимся, своеобразная стратегия взаимодействия межу ними в процессе исследовательской деятельности.
Обучающую функцию такого взаимодействия необходимо рассматривать через реализацию полученных знаний в конкретную исследовательскую деятельность.
Воспитывающая функция проявляется в мотивации как учителя так и ученика к исследовательской деятельности, в культуре общения, навыках работы в коллективе.
Развивающую функцию мы рассматриваем через совместную деятельность учителя и ученика мыслить и действовать как исследователя.
Рефлексивную функцию необходимо рассматривать в возможности оценки личных и профессиональных качеств как учеником, так и учителем в совместной исследовательской деятельности.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что исследовательская компетентность учащихся, в том числе при изучении курса «Информатика», формируется на основе четырех базовых универсальных учебных действий: личностных; регулятивных, познавательных и коммуникативных в тесном взаимодействии учащихся и педагога.
Литература:
- Асмолов Г. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Г. А. Асмолов, Г. В. Бурменская И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования/ И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34–42.
- Курушкина С. А. Использование дистанционных технологий для формирования учебно- исследовательской компетентности/ С. А. Курушкина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011. — № 4. — С. 25–27.
- Лукашенко С. Н. Развитие исследовательской компетентности студентов ВУЗа в условиях многоуровней подготовки специалистов: Автореферат … канд. пед. наук: 13.00.01./ С. Н. Лукашенко. — Тюмень, 2012. — 27 с.
- Митяева А. М. Компетентностная модель многоуровнего высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): Автореферат … канд. пед. наук. 13.00.08/ А. М. Митяева. — Волгоград, 2007. — 43 с.
- Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М: НИИОП АПН, 1990. — 92с.
- Пустовит Е. А.Теоретические основы формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы/Е. А. Пустовит//Вектор науки Тольяттинского государственного университета.- 2013. -№ 1 (23). -С. 365–369.
- Феськова Е. В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении: Дис. … канд. пед. наук. 13.00.01./ Е. В. Феськова. — Красноярск, 2005. — 210 с;
- Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования/ А. Хуторский//Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64