Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы
Авторы: Лазарева Татьяна Анатольевна, Ярымчук Татьяна Евгеньевна, Артамонова Виктория Сергеевна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 30.09.2020
Статья просмотрена: 118 раз
Библиографическое описание:
Лазарева, Т. А. Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы / Т. А. Лазарева, Т. Е. Ярымчук, В. С. Артамонова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5550/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.
Ключевые слова: мотивация, учащиеся, направленность, учебная деятельность, мотивационная сфера, школьная мотивация, знания.
Мотивация — это совокупность различных мотивов, которые побуждают учащегося к определенной деятельности [1]. На протяжении школьного периоды учебная мотивация является ведущей. В основе учебной мотивации находятся факторы, исходящие из внутреннего осознания личностью своего поведения. Дети вовлекаются в обучение не для достижения внешних наград, а ради самого процесса обучения и получения новых знаний. Основная движущая сила учения ребенка — это сформированная внутренняя мотивация [2]. Отсюда, главной задачей учителя можно считать формирование положительной мотивации к обучению.
Опытно-экспериментальная база исследования: КГУ «Основная средняя школа № 73» города Караганды. Выборку исследования составили 20 учащихся 3 класса в возрасте 8- 9 лет.
При проведении исследования использовались следующие методики:
− «Исследование уровня школьной мотивации».
− «Направленность на отметку».
− «Направленность на приобретение знаний».
Целью эксперимента является изучение особенностей учебной мотивации и определение уровня направленности на отметку.
По результатам проведения формирующего эксперимента были получены следующие результаты:
− методика «Исследование уровня школьной мотивации» показала, что 3 ученика (15 %) имеют негативное отношение к школе. Данные учащиеся не справляются с учебной деятельностью и испытывают трудности при общении с одноклассниками. 4 учащихся (20 %) показали низкую школьную мотивацию, им не нравится ходить в школу, на уроках часто отвлекаются. 4 ученика (20 %) положительно относятся к школе, в школу они приходят с удовольствием, но она привлекает их больше внеучебными сторонами. У 5 учащихся (25 %) хорошая школьная мотивация. Данный уровень считают средней нормой, это дети, успешно справляющиеся с учебой. Такие учащиеся быстро справляются с заданиями учителя, просят дополнительных заданий, всегда выполняют домашнее задание, они с радостью идут в школу. У 4 (20 %) наблюдается высокий уровень школьной мотивации. Эти дети отличаются высокими познавательными мотивами, стремятся более успешно, выполнять все предъявляемые требования.
− методика «Направленность на отметку» выявила, что 4 ученика имеют низкую направленность на отметку за суммативные работы. Такие дети после получения хорошего бала за суммативную работу, готовятся к следующему уроку, хотя знают, что их оценят только формативно, они всё равно активны на уроках. Средняя направленность на отметку у 6 учащихся. Такие дети после получения отметки перестают работать, их больше ничего не интересует, им самое главное получить хороший балл за суммативную работу, они будут готовится только к следующей суммативной работе, к урокам они могут прийти неготовыми. И у 10 учеников высокая направленность на отметку. Их главная цель — высокий балл за суммативную работу, неважно каким путём.
− методика «Направленность на приобретение знаний» показала низкую степень мотивации на приобретение знаний у 12 учащихся, они ответили, что баллы для них важнее, 4 ученика имеют среднюю степень мотивации на приобретение знаний и у 4 учеников высокая степенью мотивации на приобретение знаний. У данной группы учащихся хорошо сформированы познавательные мотивы. Если на уроке к них были ошибки, то придя домой они стараются разобрать ошибки и повторить пройденный материал. Они объективны в оценивании себя и товарищей, могут проанализировать ответы.
В рамках констатирующего эксперимента каждый урок был обогащен стимулирующим материалом, который способствовал повышению уровня учебной мотивации учеников. Использовались личностно ориентированные методы обучения, которые стимулировали интерес учеников огромным многообразием занимательных приемов, таких как игры, кроссворды, филворды, занимательные упражнения. На занятиях использовались красочные наглядности, обязательное включение игровых моментов. Плодотворным стало использование самопроверки и взаимопроверки на уроках [3]. Задания же подверглись обязательной дифференциации по степени трудности, так как в классе обучаются дети с особыми образовательными потребностями для них разрабатывались специальные посильные им задания, тем самым создавалась ситуация успеха для всех учащихся. После выполнения таких задач даже слабые ученики стали верить в свои силы и с интересом работать на уроках. Ученикам очень понравилось
После данной работы был проведён констатирующий эксперимент и далее нами был сделан сравнительный анализ экспериментальных данных до и после эксперимента.
В результате констатирующего эксперимента выявлено снижение негативного отношения к школе. Учащиеся показали более высокий уровень учебной мотивации.
Методика, исследовавшая уровень направленности на отметку, также показала изменения, 92 % учащихся показали среднюю направленность на отметку, а у 8 % имеется низкая направленность на отметку.
По результатам повторной диагностики направленности на приобретение знаний у 85 % учеников высокая степень выраженности мотивации на приобретение знаний.
Таким образом, использование большого количества стимулирующего материала на уроках начальной школы помогают формировать положительное отношение к процессу обучения, повышают учебную активность и формируют положительную учебную мотивацию.
Литература:
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. — 156 с.
- Никишина В. Б. Практическая психология: Пособие для психологов и педагогов. -М.: Владос, 2003. — 203 с.
- Леонтьев А. Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребёнка. — М.: Просвещение, 1959. — 148 с.
Ключевые слова
мотивация, знания, учащиеся, учебная деятельность, мотивационная сфера, направленность, школьная мотивацияПохожие статьи
Учебная мотивация младших школьников
В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...
Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения
В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.
Методы мотивации трудовой деятельности педагогов
В статье рассматриваются современные методы и способы мотивации трудовой деятельности педагогов. На основе анализа управленческой литературы в статье исследуются основные виды методов мотивации трудовой деятельности педагогов.
Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей
Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.
Особенности учебной мотивация на начальном этапе обучения младших школьников
В данной статье рассматриваются особенности учебной мотивации учеников начальной школы.
Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся
В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.
Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста
В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.
Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности
В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации младшего школьника и самооценки.
Психолого-педагогические основы методики обучения
В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.
Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста
В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.
Похожие статьи
Учебная мотивация младших школьников
В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...
Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения
В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.
Методы мотивации трудовой деятельности педагогов
В статье рассматриваются современные методы и способы мотивации трудовой деятельности педагогов. На основе анализа управленческой литературы в статье исследуются основные виды методов мотивации трудовой деятельности педагогов.
Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей
Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.
Особенности учебной мотивация на начальном этапе обучения младших школьников
В данной статье рассматриваются особенности учебной мотивации учеников начальной школы.
Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся
В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.
Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста
В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.
Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности
В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации младшего школьника и самооценки.
Психолого-педагогические основы методики обучения
В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.
Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста
В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.