Мотивация школьников к обучению в современном мире
Авторы: Бахтишаева Аида Яшаровна, Емельянова Раиса Борисовна, Марахтанова Марина Ивановна, Тихонова Марина Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 27.11.2022
Статья просмотрена: 472 раза
Библиографическое описание:
Бахтишаева, А. Я. Мотивация школьников к обучению в современном мире / А. Я. Бахтишаева, Р. Б. Емельянова, М. И. Марахтанова, М. Ю. Тихонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17604/ (дата обращения: 16.12.2024).
Мотивация играет очень важную роль и способствует непрерывности и успеху обучения каждого человека. Это означает, что чем выше учебная мотивация человека, тем более высокие достижения и результаты обучения должны быть достигнуты. К элементам, влияющим на учебную мотивацию, относятся стремления, способность детей к обучению, условия обучения учащихся и атмосфера учебной среды.
Ключевые слова: мотивация, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, обучающиеся.
Motivation plays a very significant part and benefits in the continuity and success of learning сarried out by each student. This suggests that the higher the learning motivation of the person, the wider the achievement and learning success to be achieved. The things that influence learning motivation include aspirations, the ability of children to learn, the conditions of learning, and the atmosphere of the learning environment.
Keywords: intrinsic motivation, extrinsic motivation, students.
Мотивация к обучению очень важна для школьников. Важность мотивации для учащихся состоит в том, чтобы информировать учащихся о том, что они могут выполнить в начале обучения, в процессе и в конце обучения, поощрять учебный энтузиазм, и информировать их о существовании учебного путешествия, а затем работы [1]. Что касается преподавательской деятельности, важно то, как создать условия или процесс, который направляет учащихся на выполнение учебной деятельности. Обеспечение мотивации учащихся означает побуждение учащихся к выполнению чего-либо или желанию сделать что-либо в учебной деятельности таким образом, чтобы это стало привычкой и потребностью в достижении целей [2], [3]. Мотивация в преподавательской деятельности является общей движущей силой учащихся, которая стимулирует, обеспечивает преемственность и предполагает достижение целей [4]. Учителя должны прилагать усилия, чтобы поощрять и мотивировать учащихся учиться хорошо выполнять учебную деятельность. При реализации учебного процесса на уроке необходимо обращать внимание на наличие учебной мотивации, а именно той мотивации, которая существует в мире образования. Мотивация связана с тем, как человек выполняет деятельность или работу, чем больше и точнее мотивация у ученика, тем успешнее учебная деятельность, осуществляемая учащимся. Внутренняя мотивация — это желание действовать, вызванное внутренним движущим фактором [1].
Другими словами, люди вынуждены вести себя для достижения определенных целей без каких-либо внешних движущих факторов. Учащихся, которые внутренне мотивированы к участию в учебной деятельности, можно увидеть по их усердной деятельности при выполнении учебных заданий, т.к. они хотят достичь своих реальных целей. Постоянное желание узнать о чем-то больше, желание быть на глазах у учителя и демонстрация своих способностей — вот примеры форм мотивации, исходящих изнутри самого человека. Дети, мотивированные в своей деятельности внутренне, лучше учатся, чем ребята, мотивированные извне [1].
Ученики, обладающие внутренней мотивацией, проявляют высокую вовлеченность и активность в обучении. Для создания внутренней мотивации в обучении необходимо учитывать интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость [2], [3], поскольку учителям будет трудно создать внутреннюю мотивацию в учебной деятельности, если учащиеся не созрели интеллектуально, эмоционально и социально. Учителя должны способствовать установлению тесных и теплых хороших отношений с детьми, чтобы было легко обнаружить трудности, с которыми сталкиваются ученики при оптимальной реализации своего потенциала.
Внешняя мотивация определяется как мотивы, которые активны и функционируют из-за внешних раздражителей [4]. Внешняя мотивация не является истинным чувством или желанием детей учиться [2]. Внешняя мотивация возникает потому, что основная цель людей, осуществляющих деятельность, заключается в достижении целей, лежащих за пределами учебной деятельности. Другими словами, внешняя мотивация — это побуждение к поведению, которое не связано с совершаемым им действием. Ученики, движимые внешней мотивацией в учебной деятельности, всегда ожидают одобрения учителя, чтобы убедить его в правильности того, что он делает или сделал [2].
Внешняя мотивация используется учителем, так как уроки сами по себе неинтересны и учитель в меньшей степени способен вызвать интерес у детей. Человеком движет внешняя мотивация, если кто-то учится с целью получения хороших оценок, улучшения этих оценок в классе, получения диплома, поиска наград в виде цифр, призов. Внутренняя мотивация более полезна, поскольку обычно длится дольше. Между тем, внешняя мотивация может быть обеспечена учителем путем регулирования условий и учебных ситуаций, чтобы они были благоприятными. Внешняя мотивация может превратиться во внутреннюю мотивацию, когда учащиеся осознают важность обучения и учатся искренне, без ведома других [1].
Можно применить следующие аспекты для мотивирования детей к учебе:
1) ценить мнения учащихся и награждать их за смелость спорить, искренне хвалить, поощрять каждого ученика, чтобы они были более заинтересованы и мотивированы к учебе;
2) уважать учеников как личностей, обладающих собственной уникальностью;
3) воспитание дружбы с обучающимися и поддержание интимной и динамичной атмосферы в классе, привитие им чувства того, что они приняты одноклассниками и учителями;
4) дать понимание того, что они очень значимы (личный смысл), как для него самого, его семьи, друзей и учителей;
5) вселить в него уверенность в себе, чтобы процесс обучения мог увеличиться;
6) уберечь студентов от страха перед неудачей или боязни сделать что-то не так;
7) дать возможность ответить на вопрос (ищите вопросы, на которые можно ответить примерно правильно), и похвалить, если они смогут на него ответить;
8) обеспечить мотивацию для достижения наивысшего балла.
Мотивировать учеников к усердной учебе непросто. Это медленный процесс. Родители и учителя должны творчески подойти к нему. Мотивация считается важной в обучении с точки зрения ее функции и ценности. Мотивация поощряет поведение, влияет и изменяет его. Насколько сильна мотивация человека, будет определять качество поведения, которое он демонстрирует как в контексте обучения, работы, так и в других сферах жизни. Поэтому преподавателям необходимо стимулировать мотивацию учащихся. Для достижения оптимальных результатов обучения учителя должны творчески подходить к мотивации учащихся.
Литература:
- Аганита Х. и Гунаван И., «Лидерство в обучении: Основание для усиления характера ученика в индустриальный революционный период 4.0,» (COEMA 2019), 2020, с. 5–7.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л. И. Божович -Спб: Питер, 2008–468 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность Сознание Личность. / А. Н. Леонтьев — М.: Политиздат, 2005. — 304 с.
- Моргун В. Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. / В. Ф. Моргун, 2006. — 13–24 с.
Похожие статьи
Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника
В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...
Влияние уровня эмоционального развития детей, поступающих в школу, на их адаптацию к обучению
В данной статье рассматривается влияние уровня эмоционального развития детей на их успешную адаптацию к школьному обучению. Эмоциональное развитие играет важную роль в процессе социальной и психологической адаптации первоклассников, так как способств...
Взаимосвязь мотивации и процесса учения в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте дети активно вовлечены в процесс обучения, который играет ключевую роль в их развитии и будущем успехе. Однако не все дети одинаково мотивированы к учебе, что может оказать негативное влияние на их образовательные достижен...
Гендерные особенности эмоционально-личностной сферы первоклассников
В данной статье рассматриваются гендерные особенности готовности к обучению среди учащихся средней школы. Выводы показывают разницу в мотивации девочек и мальчиков к обучению, т. е. девочки более заинтересованы в обучении и имеют более высокие требов...
Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе
Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...
Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста
В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...
Физическая активность и ее связь с образованием, успеваемостью и социальной адаптацией учащихся
В данной статье автор исследует взаимосвязь физической активности с успеваемостью и социальной адаптацией обучающихся. Эта статья основывается на обзоре существующих научных исследований и эмпирических данных для обоснования данной связи. В результат...
Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы
Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, ...
Развитие социальной активности подростков в школе
Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...
Поддержание и повышение мотивации студентов к чтению текстов по специальности
Успех любого действия обычно зависит от того, насколько мы стремимся достичь своей цели, а также от нашего желания это сделать. Этот психологический процесс называется мотивацией. Как указывает сам термин, мотивация — это «побуждение к действию». Мот...
Похожие статьи
Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника
В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...
Влияние уровня эмоционального развития детей, поступающих в школу, на их адаптацию к обучению
В данной статье рассматривается влияние уровня эмоционального развития детей на их успешную адаптацию к школьному обучению. Эмоциональное развитие играет важную роль в процессе социальной и психологической адаптации первоклассников, так как способств...
Взаимосвязь мотивации и процесса учения в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте дети активно вовлечены в процесс обучения, который играет ключевую роль в их развитии и будущем успехе. Однако не все дети одинаково мотивированы к учебе, что может оказать негативное влияние на их образовательные достижен...
Гендерные особенности эмоционально-личностной сферы первоклассников
В данной статье рассматриваются гендерные особенности готовности к обучению среди учащихся средней школы. Выводы показывают разницу в мотивации девочек и мальчиков к обучению, т. е. девочки более заинтересованы в обучении и имеют более высокие требов...
Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе
Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...
Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста
В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...
Физическая активность и ее связь с образованием, успеваемостью и социальной адаптацией учащихся
В данной статье автор исследует взаимосвязь физической активности с успеваемостью и социальной адаптацией обучающихся. Эта статья основывается на обзоре существующих научных исследований и эмпирических данных для обоснования данной связи. В результат...
Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы
Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, ...
Развитие социальной активности подростков в школе
Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...
Поддержание и повышение мотивации студентов к чтению текстов по специальности
Успех любого действия обычно зависит от того, насколько мы стремимся достичь своей цели, а также от нашего желания это сделать. Этот психологический процесс называется мотивацией. Как указывает сам термин, мотивация — это «побуждение к действию». Мот...