В данной статье рассматриваются различные методы и приемы формирования мотивации подростков к обучению. В исследовании рассматриваются теоретические подходы российских психологов, таких как А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и А. К. Марков, а также зарубежных психологов, таких как А. Маслоу, Э. Деси и Р. Райан, В. Врум и др. Особое внимание уделяется рекомендациям, которые могут помочь подросткам стать мотивированными к обучению.
Ключевые слова: учебная мотивация, мотивация подростков к обучению, самообразование, учебный процесс.
Центральным вопросом в области образования является создание мотивации к обучению особенно подростков. Его важность обусловлена необходимостью развития навыков самообразования. Современное образование должно уделять особое внимание созданию условий, способствующих развитию позитивной учебной мотивации.
Как повысить интерес к учебному процессу?
Особенности каждого подростка должны определять структуру учебного процесса: материал урока должен быть интересным для обучающихся, расписание должно соответствовать возрасту учащихся и темп урока должен соответствовать их скорости работы.
Чтобы повысить мотивацию, необходимо обеспечить следующие условия:
— добавить в учебную программу материалы, которые близки к личному опыту учащихся;
— удовлетворять их познавательные запросы;
— поощрять диалог между учащимися;
— вознаграждать за выполнение сложных заданий;
— поддерживать ровные отношения между учащимися;
— развивать активную оценку своих возможностей;
— воспитывать ответственное отношение к учебе.
В педагогической практике необходимо использование широкого спектра методов и стратегий обучения, а также сочетание этих методов для повышения мотивации учащихся к обучению.
В подростковом возрасте происходят значительные психологические и социальные изменения, которые влияют на их отношение к учебе. Опираясь на работы известных российских, отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривают различные подходы и методы, способствующие формированию и укреплению учебной мотивации у подростков.
По мнению ученого А. Н. Леонтьева, мотивация рассматривается как система факторов, управляющих поведением человека. Он предложил идею «иерархии мотивов», согласно которой учебная деятельность должна иметь особое место в системе ценностей подростка. Леонтьев утверждает, что формирование учебной мотивации заключается в том, чтобы создать условия, при которых учеба становится личностно значимой деятельностью 1
Исследователь Л. И. Божович уделяла внимание развитию внутренней мотивации у подростков. Она считала, что удовлетворение потребностей в познании и самоутверждении формирует мотивацию к учению. Ученый подчеркивала, что учителя играют важную роль в создании мотивирующей образовательной среды, которая побуждает учащихся проявлять инициативу и интерес.
По мнению А. К. Марковой, существует три вида мотивации к обучению: познавательный, эмоциональный и волевой. Она предлагает стратегию диагностики и развития каждого из этих компонентов, уделив особое внимание индивидуальному подходу к каждому ученику. Кроме того, она подчеркивает важность самооценки и рефлексии в процессе обучения.
Считает, что использование интерактивных методов обучения, проектов и исследований способствует развитию познавательной мотивации учащихся. А внутренняя мотивация усиливается, когда учителя способствуют развитию у учащихся способностей к самооценке и рефлексии, помогая им осознать свои достижения и области для развития 3.
Согласно теории А. Маслоу, который создал иерархию потребностей, самоактуализация является наиболее важной потребностью. Что касается учебной мотивации, то удовлетворение базовых потребностей стимулирует стремление к познанию и личностному росту. Ученый подчеркивает необходимость среды обучения, способствующей удовлетворению этих потребностей. В соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу, создание образовательной среды, удовлетворяющей физические и психологические потребности учащихся, является необходимым условием для эффективной мотивации к обучению 4.
Э. Деси и Р. Райан разработали самодетерминационную теорию, в которой выделяются три основных требования к человеку: автономию, компетентность и принятие общества. Их подход утверждает, что учащиеся чувствуют себя мотивированными к обучению, когда они имеют контроль над своими учебными заданиями, чувствуют себя уверенными в себе и получают поддержку от других. Согласно теории данных ученых, самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, регулярная и конструктивная обратная связь повышает чувство компетентности учащихся, что усиливает их внутреннюю мотивацию 5.
Также согласно теории ожидания В. Врума, мотивация зависит от ожиданий относительно результатов деятельности и ценности этих результатов. Что касается обучения, то, если подросток чувствует себя успешным и считает, что его достижения имеют значение, его мотивация повышается 6.
Индивидуализация обучения, как метод повышения учебной мотивации, предусматривает адаптацию образовательного процесса к индивидуальным потребностям, интересам и способностям учащихся, что способствует повышению их вовлеченности и эффективности обучения. Учет интересов, способностей и индивидуальных особенностей каждого ученика повышает мотивацию, что соответствует теории вышеназванных ученых (А. К. Марковой, Э. Деси, Р. Райан), подчеркивающими важность компетентности и автономии.
Согласно теории ожидания В. Врума, четкое определение учебных целей и ожиданий помогает учащимся лучше понимать свои стремления, повышая их мотивацию через осознание ценности результатов и формированию правильных ожиданий.
Таким образом, на основании исследований Л. И. Божович и А. Н. Леонтьева, создание образовательной среды, стимулирующей интерес и инициативу, способствует развитию внутренней мотивации учащихся.
Создание мотивации к учебе у подростков является сложным процессом, требующим комплексного подхода. Опираясь на фундаментальные идеи российских, отечественных и зарубежных психологов, можно выделить эффективные психолого-педагогические технологии формирования учебной мотивации подростков для повышения внутренней мотивации. Персональный подход, создание поддерживающей образовательной среды и удовлетворение базовых потребностей учащихся являются ключевыми факторами.
Важно использовать индивидуальный подход, учитывающий интересы и способности каждого подростка, чтобы повысить их интерес к обучению. Практико-ориентированное интерактивное обучение делает процесс более увлекательным. Создание образовательной среды, которая поддерживает и вдохновляет учащихся, где они получают положительную обратную связь и ощущают, что они могут делать что-то сами, также способствует повышению мотивации учащихся. Ученики должны быть поощрены, участвовать в принятии решений о своем образовании и иметь связь между учебным материалом и реальной жизнью.
Литература:
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983.
- Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб: Питер, 2008.
- Deci E., Ryan R. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior. — New York: Plenum, 1985.
- Vroom V. H. Work and Motivation. — New York: Wiley, 1964.