Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 15.04.2018

Статья просмотрена: 1059 раз

Библиографическое описание:

Робочинская, А. Я. Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах / А. Я. Робочинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 249-250. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49467/ (дата обращения: 21.11.2024).



Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотивации учения, приемы и методы организации учебной деятельности на уроках математики.

Ключевые слова: мотивация, учение, интерес, приемы мотивации, методы мотивации, универсальные учебные действия (УУД), образовательный процесс, учебная деятельность, психолого-педагогические условия.

В современном мире постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм и инновационных технологий обучения. Перед школой стоит задача — сформировать личность, способную к творчеству, к осознанному, самостоятельному целеопределению своей деятельности. Другими словами, каждый обучающийся должен обладать не только определенными УУД, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самообразованию, самоактуализации и саморазвитию в процессе учебной деятельности.

Государство и общество требуют специалистов, которые обладают качественным математическим образованием для развития страны, а именно: создания инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации. Все это возможно обеспечить, если в стране высокий уровень математического образования, ведь системообразующим предметом в знаниях и культуре человека является математика, а в практике обучения математике в школе мы имеем результаты, которые далеки от уровня требований к ним. Кроме этого, общество требует, чтобы школа дала обучающимся не только базовые знания, но и сформировала у них умения и навыки применять эти знания на практике в нестандартных ситуациях, а система обучения математике в школе далека от этих требований, о чем говорят результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Возникает противоречие между требованиями, которые ставит школе государство и общество, и личностью, которая должна сочетать в себе ключевые компетентности.

Отвечая на вопрос «В чем причина противоречия?», мы сталкиваемся с рядом различных проблем образовательного процесса и его участниками. С целью определения данной проблемы был проведен социологический опрос среди учителей математики МОУ «Каслинская СОШ № 27». Результаты опроса показывают, что 21 % обучающихся имеют слабую мотивацию к изучению математики, в том числе это сказывается и на их успеваемости по предмету.

В первую очередь учителя сталкиваются с нежеланием детей учиться. Поэтому основная задача учителя — создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.

В концепции развития математического образования в РФ говорится о том, что низкая учебная мотивация школьников связана с перегруженностью образовательных программ общего образования, а также оценочных и методических материалов, техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки [5].

Проблемой формирования мотивации учения занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, А. К. Маркова, В. А. Сухомлинский, П. М. Якобсон и другие. Они выявили основные источники формирования и развития мотивации учения школьников при изучении предмета; осветили психологический аспект проблемы мотивации; исследовали некоторые формы и средства организации деятельности учащихся для формирования положительной мотивации [1, 3, 4].

Родительская общественность на данную проблему имеет следующее мнение: современная образовательная программа по математике выдвигает завышенные требования к уровню знаний обучающихся.

Среди 5–6 классов МОУ «Каслинская СОШ № 27», был проведен опрос, который показал, что 67 % обучающихся относятся к гуманитарному циклу.

Как сформировать интерес у ребенка? Ответ на этот вопрос может дать сам ребенок. Было проведено анкетирование среди обучающихся 5–6 классов. Вопросы для анкеты были следующие:

  1. Хорошая ли у тебя успеваемость по математике?
  2. Хотел бы ты учиться лучше по математике?
  3. Твоя успеваемость зависит от тебя/учителя/родителей?
  4. Что ты должен сделать, чтобы начать лучше учиться?
  5. Каким должен быть учитель?
  6. Каким должен быть урок математики?

Результаты опроса показали, что все дети хотят повысить уровень своего образования по математике, большинство обучающихся утверждают, что успеваемость зависит только от них самих, но 17 % подчеркивают, что успеваемость зависит как от них, так и от учителя. Отвечая на пятый и шестой вопросы, обучающиеся отмечают в основном, что учитель должен в первую очередь доступно и понятно объяснять материал, кроме этого, многие говорят о доброте учителя. И всем детям важно, чтобы урок математики был интересным.

Среди приемов и методов мотивации можно выделить множество нетрадиционных форм организации учебной деятельности школьников на уроках математики:

 Связь с историей математики;

 Примеры практического применения математических знаний в жизни;

 Использование ИКТ-технологий;

 Соревнования с одноклассниками при решении заданий;

 Выбор действий в соответствии с возможностями ученика;

 Применение поощрения и порицания;

 Создание атмосферы сотрудничества на уроке;

 Чередование форм и методов обучения.

Снижение мотивации — проблема, которая всегда будет актуальной в школе. Для решения данной проблемы мы предполагаем исследовать различные приемы и методы мотивации обучающихся для повышения результативности учебной деятельности и на этой основе разработать методику повышения мотивации учения на уроках математики.

Литература:

1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. — М.: Педагогика, 1972. — 53 с.

2. Леонтьев А. Н,. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. —40 с.

3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.

4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации // Федеральный институт развития образования. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/12/Concept_mathematika.pdf (дата обращения: 11.04.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): урок математики, учебная деятельность, математическое образование, математик, метод мотивации, образовательный процесс, обучающийся, проблема, результат опроса, школа.


Похожие статьи

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

К проблеме отсутствия мотивации изучения иностранного языка в ссузах

Статья посвящена проблеме отсутствия мотивации к изучению иностранного языка учащимися средне-специальных учебных учреждений. Цель статьи — уточнить понятие мотивации, определить виды мотивации и структуру ее формирования в контексте учебного процесс...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Инновационные подходы при обучении в начальных классах на примере изучения величин на уроках математики

Систематическое использование проблемно-практических примеров и интерактивных методов в начальных классах является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющим на повышение качества знаний учащихся и развитие умственн...

Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма»

Статья отражает авторскую игровую методику проведения «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» на уроке физической культуры в первом классе. Грамотное применение подобных игровых форм работы на учебных занятиях, способны помочь ребенку переж...

Похожие статьи

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

К проблеме отсутствия мотивации изучения иностранного языка в ссузах

Статья посвящена проблеме отсутствия мотивации к изучению иностранного языка учащимися средне-специальных учебных учреждений. Цель статьи — уточнить понятие мотивации, определить виды мотивации и структуру ее формирования в контексте учебного процесс...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Инновационные подходы при обучении в начальных классах на примере изучения величин на уроках математики

Систематическое использование проблемно-практических примеров и интерактивных методов в начальных классах является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющим на повышение качества знаний учащихся и развитие умственн...

Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма»

Статья отражает авторскую игровую методику проведения «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» на уроке физической культуры в первом классе. Грамотное применение подобных игровых форм работы на учебных занятиях, способны помочь ребенку переж...

Задать вопрос