В статье раскрыто понятие мотивации и учебной мотивации, обоснованы преимущества развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте, рассмотрена структура учебной мотивации младших школьников, выявлены проблемы формирования учебной мотивации младших школьников и предложены педагогические средства и приемы её формирования (развития).
Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие, ребенок, учебная мотивация, учебная деятельность, школьник.
The article reveals the concept of motivation and educational motivation, substantiates the advantages of developing educational motivation in primary school age, examines the structure of educational motivation of younger schoolchildren, identifies the problems of forming educational motivation of younger schoolchildren, and suggests pedagogical tools and techniques for its formation (development).
Keywords: primary school age, development, child, educational motivation, educational activity, student.
В современных условиях функционирования современной образовательной системы России формирование учебной мотивации младших школьников приобретает особую актуальность.
Об этом прямо свидетельствуют положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [2] и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [1], в которых закреплено что одним из основных требований к результатам обучающихся, изучивших основную образовательную программу начального общего образования, является сформированность мотивации к обучению и познанию.
Само понятие мотивации было предметом изучения многих педагогов и психологов.
Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой [7, с. 51].
По определению Эльконина Д. Б., мотивация — это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека. Мотивация определяет его активность, организованность, направленность, устойчивость [5, с. 114].
Вместе с тем в психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Маркова А. К.). Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (Ляудис В. Я., Матюхина М. В., Талызина Н. Ф.) [3, с. 67].
На наш взгляд, учебная мотивация — это совокупность внешних побуждений, индивидуальных стремлений и рациональных доводов, определяющих принятие человеком аргументированного решения о продолжении учебной деятельности.
Также учебная мотивация может рассматриваться как стремление учащихся к познанию окружающей действительности, получению разнообразных знаний и навыков деятельности, участию в учебной деятельности.
Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включённый в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.
Основным компонентом учебной мотивации является мотив — побудитель к достижению конкретной цели.
Выделяют два вида мотивов, входящих в состав учебной мотивации:
— понимаемый мотив — понимание необходимости учиться без совершения каких-либо действий, направленных на это;
— реально действующий мотив — реальный побудитель к учебной деятельности, то есть то, что заставляет учащегося принимать участие в учебном процессе.
Для развития учебной мотивации очень благоприятен младший школьный возраст. Именно младший школьный возраст — это сенситивный период для развития учебной мотивации. Именно в это время ведущей становится учебная деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы.
Можно выделить следующие преимущества этого возраста для развития учебной мотивации:
— формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;
— развитие продуктивных приёмов и навыков учебной работы, умения учиться;
— раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
— развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
— становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
— усвоение социальных норм, нравственное развитие;
— развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
Структура учебной мотивации младших школьников представляет собой совокупность таких элементов, как:
- Познавательная мотивация. Дети в процессе обучения приходят в восторг от того, что они узнали что-то новое, чему-то научились.
- Мотивация достижения успеха. В данном случае дети стремятся выполнить правильно задания и упражнения, учатся ставить перед собой цели, достигать их и получать нужный результат. Эта мотивация нередко становится доминирующей в начальных классах.
- Престижная мотивация. Побуждает ребёнка учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым и неповторимым, подчеркивать своё превосходство. Характерна для детей с лидерскими наклонностями.
- Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «низкой оценки» и возможных её «последствий», таких как, например, недовольство учителя, наказание от родителей.
- Компенсаторная мотивация. Развивается у тех, кто не ладит с учебной деятельностью, поэтому они стараются утвердиться в другой области — в спорте, искусстве, музыке, рисовании, шитье и т. п. [4, с. 122].
Существуют и определённые факторы, которые могут влиять на учебную мотивацию . К ним относятся: процесс организации образовательного процесса, образовательное учреждение и образовательная система, индивидуальные особенности учащегося (когнитивное развитие, уровень способностей, уровень притязаний, самооценка), особенности педагога и характеристики системы его отношений к ученику, специфические черты учебного процесса.
При этом на практике наличествуют и некоторые проблемы развития учебной мотивации у младших школьников:
— утомлённость учебной деятельностью. Многие дети, приходя в школу, не имеют чёткой позиции «будущего ученика» из-за перегрузок в дошкольном возрасте. У них наблюдается скрытый негативизм к учёбе или, по их собственному мнению, они уже слишком много знают, и им неинтересно учиться [8, с. 95];
— мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать низкой отметки и тех последствий, которые за ней следуют (недовольство учителя, санкции родителей);
— влияние оценок на самооценку. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка, а у неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе и своих возможностях;
— скука. Ребёнок имеет высокий потенциал, а школьная программа не в силах реализовать его возможности;
— отсутствие интереса к учебной деятельности. Учащиеся не заинтересованы познавательной сферой обучения, школа привлекает их общением со сверстниками и учителем;
— несформированная воля к преодолению трудностей. Это затрудняет развитие мотивационного аспекта учебной деятельности.
Цель работы по формированию мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте — развитие стабильного образовательного и познавательного интереса, который уже является единым целым с необходимостью познания [6].
Для достижения данной цели педагогам и родителям нужно формировать у детей устойчивую мотивацию достижения успеха и развивать учебные интересы.
Для этого можно использовать следующие педагогические технологии формирования и развития учебной мотивации младших школьников:
— создание интересных и разнообразных учебных заданий. Разнообразные методы обучения, использование игр, практических заданий и творчества помогут привлечь внимание и интерес учеников;
— использование педагогических приёмов поддержки и похвалы. Поощрение усилий и достижений может стимулировать учебную активность;
— учёт потребностей и интересов учеников. Учителя должны создавать индивидуальные условия для обучения, учитывая интересы каждого ребёнка;
— поддержка самостоятельности. Поощрение самостоятельности и ответственности за учёбу поможет младшим школьникам чувствовать себя более вовлечёнными в учебный процесс;
— создание положительной атмосферы в классе. Дружелюбная и поддерживающая атмосфера может способствовать учебной мотивации.
— использование дифференцированных заданий. Разделение учеников на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, повышает учебно-познавательную мотивацию.
Огромную помощь в деле формирования устойчивой учебной мотивации младших школьников могут оказывать и родители. Родительские технологии формирования учебной мотивации младших школьников включают поощрение, поддержку и участие в учебных делах ребёнка. Родители могут «проговаривать» с ребёнком его отношение к учёбе и заострять внимание на интересе к учёбе.
Таким образом, учебная мотивация младших школьников — это сложная динамическая система, которая включает в себя иерархию внутренних и внешних мотивов ребёнка, его учебные цели и интересы, способы реагирования на трудности в учёбе. И именно младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.12.2024) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 22.01.2024) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 05.07.2021.
- Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии. — М.: Институт психологии РАН, 2019. — 213 с.
- Данилова Н. В., Гаврилова Н. Г. Мотивация обучения у младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. — Нефтекамск: НИЦ «Мир науки», 2019. — С. 120–128.
- Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2020. — 384 с.
- Зобнина Е. С. Формирование мотивации учения у младших школьников // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум — 2020». URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022675 (дата обращения: 21.12.2024).
- Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. — Новосибирск, 2022. — 261 с.
- Чумак З. Л. Проблема развития положительной мотивации в младшем школьном возрасте: сборник трудов конференции // Современная образовательная среда: теория и практика: материалы II Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 нояб. 2023 г.) / редкол.: В. И. Кожанов [и др.] — Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. — С. 94–96.