Влияние игры на формирование социальных компетенций у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 18.05.2021

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. А. Влияние игры на формирование социальных компетенций у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте / А. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81218/ (дата обращения: 21.11.2024).



Ключевые слова : дошкольный возраст, социальная компетентность, игровая деятельность.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

В. А. Сухомлинский

Ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте принято считать игровую деятельность. [1] В современной педагогике под игрой понимают — деятельность, осуществляемую в условных ситуациях, направлением которой служит воссоздание и усвоение общественного опыта запечатлённого как социально приемлемого способа осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [3]. Иными словами, игра — это своего рода проводник, служащий дошкольнику образцом нормативного, социально приемлемого поведения.

Подробными исследованиями игры как деятельности, имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка, занимались такие авторы, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев. Авторы рассматривают игру с точки зрения ее места в развитии ребенка, влияния на развитие психических процессов, происходящих в организме, формирование высших психических функций, развитие социальных компетенций с целью дальнейшей социализации.

Л. С. Выготский в своих научных исследованиях о периодизации детского возраста рассматривает игру как особый вид деятельности, оказывающий набольшее влияние на формирование воображения дошкольника, а следовательно, и ряда других психических функций. [2]

Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Д. Б. Эльконина. Автор выделяет четыре уровня развития ролевой игры [6]:

I уровень: действия с предметами, роль играющего определяется характером его действия, действия однообразны, логика действий легко нарушается без протеста других игроков.

II уровень: действие с предметами остается основным содержанием игры, роли называются самими детьми, действия определяются логической жизненной последовательностью.

III уровень: исполнение роли и вытекающих из нее действий становится первостепенным содержанием игры, роли ясно очерчены и выделены, меж ролевое взаимодействие с другими детьми привносит в игру ряд специфических действий, появляется специфическая ролевая речь, действия становятся разнообразными, нарушения порядка и логики действий опротестовывается.

IV уровень: выполнение действий, связанных с отношением к другим участникам игры, становится главным содержанием игры, роли очерчены и выделены, действия воссоздаются в строгой логической последовательности, нарушение правил действий или логики действий отвергается остальными игроками.

Следует отметить, что ребенок одновременно может находиться на двух уровнях в тоже время имея предпосылки более развитых игровых действий к третьему или четвертому уровню. Это обусловливается тем, что игра имеет две основные фазы. Первая фаза включает в себя первый и второй уровень развития игры и сводится к предметным действиям, более или менее соотносимым с логикой реальных действий. Вторая фаза включает в себя третий и четвертый уровень развития игры и характеризуется социальной направленностью действия, выстраиванием отношений между людьми.

Задержки в психическом развитии ребенка ставит под угрозу формирование игровых навыков и как следствие порождает социальную запущенность. Существует вероятность того, что ребенок с ЗПР не сможет осуществить переход от первой фазы ко второй вплоть до начала школьного детства.

Задержка психического развития сокращенно ЗПР в клинической психологии относится к категории слабовыраженных отклонений психического развития и является пограничным состоянием между условной «нормой» и патологией развития. Иными словами, дети с ЗПР не имеют серьезных отклонений в интеллектуальном развитии, не обладают врождёнными дефектами речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, однако испытывают серьезные трудности в присвоении социального опыта и социальной адаптации из-за замедленных темпов созревания психики.

ЗПР у дошкольника можно диагностировать по ряду признаков:

– Деятельность ребенка неорганизованная, в поведении преобладает импульсивность.

– Стихийно возникающее провоцирующее агрессивное поведение.

– Сложности в приспособлении к детскому коллективу во время игр и занятий (эгоцентризм).

– Снижена потребность в общении со сверстниками и взрослым или полное ее отсутствие.

– Сложность в дифференциации эмоций, близких по проявлениям.

– Низкий уровень активности в установлении социальных контактов.

– Недоразвитие познавательной сферы.

Анализируя выделенные признаки, можно сделать вывод о том, что ребенок с ЗПР не способен адекватно оценивать окружающую его действительность, что приводит к резкому ограничению его самостоятельности, личностной незрелости, несформированности системы социальной компетентности, а в следствии социальной неприспособленности его личности.

В современных реалиях перед педагогическим коллективом, работающим с ребенком с ЗПР важнейшей задачей, ставится формирование системы его социальной компетентности.

Базируясь на точке зрения И. А. Зимней можно определить понятие социальной компетенции как результата образования, которое обеспечивает способность личности к решению жизненных проблем в быстро изменяющихся социальных ситуациях и рассматриваются через разные аспекты социальной сферы. [4]

Для планомерной психолого-педагогической работы социальную компетентность следует рассматривать, учитывая критерии зоны ближайшего развития в дошкольном возрасте, выделив ее основные аспекты:

– социальные обязанности, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе;

– взаимодействие с окружающими людьми, направленное на конструктивное общение и решение общих задач;

– социальная мобильность: умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, включаться в разнообразные виды деятельности.

Формирование социальной компетентности у дошкольника с ЗПР осложняется недостаточной социальной активностью, низким уровнем мотивации. Поэтому становится необходимым использование следующих методических средств:

– мотивация деятельности;

– создание ситуации успеха;

– создание обстановки, вызывающей положительные эмоции;

– организация положительных эмоций в общении;

– организация самоанализа собственной деятельности.

Для наиболее продуктивной работы с ребенком с ЗПР возникает потребность использования всех вышеперечисленных методических средств в одной деятельности. Этой деятельностью и выступает игра.

Г. К. Селевко выделяет наиболее распространенные функции игры [5]:

– Развлекательная функция.

Развлечение и доставление удовольствия играющему, что впоследствии воодушевляет ребенка и побуждает познавательный интерес. Основной задачей развлекательной функции служит стабилизация и поддержание позитивного психоэмоционального состояния ребенка. На «платформе» данной функции выстраивается дальнейшая психолого-педагогическая работа.

– Коммуникативная функция учит взаимодействию в сложных межличностных отношениях, способствует освоению коммуникативного процесса. Коммуникативная функция развивает аспект социальной компетентности — взаимодействие с окружающими людьми, направленное на конструктивное общение и решение общих задач.

– Самореализация. Данная функция позволяет ребенку раскрыть себя как личность в самом процессе игровой деятельности. В данном случае итог игры не важен.

– Терапевтическая функция. Задача данной функции преодоление различных сложностей, возникающих у ребенка в поведении или в общении с окружающим социумом. Данная функция служит направлением работы с аспектом социальной компетентности — социальная мобильность.

– Диагностическая функция используется для того, чтобы сделать наблюдение за ребенком наиболее гуманным и деликатным. Проводя диагностику в игровой деятельности без труда, можно выявить спектр интересов ребенка, раскрыть волнующие его проблемы.

– Социальная функция направленна на формирование ребенка как личности, включенной в коллектив и являющейся его полноправным членом. Данная функция направленна на развитие аспекта социальной компетентности «Социальные обязанности, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе».

– Коррекционная функция. Данная функция особенно важна при работе с детьми с задержкой психического развития т. к. с помощью игры проводится реабилитация. Коррекционная игра применяется в том случае, если у ребенка существуют стойкие поведенческие проблемы, препятствующие общению со сверстниками и нормальному функционированию его организма.

Рассмотрев игровые функции, можно сделать вывод о том, что игра имеет обширное влияние на развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста в образовательном и воспитательном процессе. Для детей с задержкой психического развития игра становится отправной точкой в формировании представлений, самостоятельной регуляции деятельности, осмыслении мира взаимоотношений, налаживании коммуникации со взрослыми и сверстниками, что и включает в себя социальная компетентность.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 6.-1966.
  2. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — с. 244–268
  3. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
  4. Зимняя И. А. ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. С. 208–212;
Основные термины (генерируются автоматически): социальная компетентность, ребенок, действие, дошкольный возраст, игра, игровая деятельность, психическое развитие, логик действий, функция, коммуникативная функция.


Похожие статьи

Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Развитие математических способностей дошкольников 6–7 лет посредством дидактических игр

Коммуникативная компетентность взрослых как основа социальной коммуникации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается влияние коммуникативной компетентности взрослых на развитие социальной коммуникации детей дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Похожие статьи

Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Развитие математических способностей дошкольников 6–7 лет посредством дидактических игр

Коммуникативная компетентность взрослых как основа социальной коммуникации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается влияние коммуникативной компетентности взрослых на развитие социальной коммуникации детей дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Задать вопрос