В данной статье поднимается вопрос значения игровой деятельности в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются некоторые особенности игровой деятельности детей различных нозологических групп, которые необходимо учитывать при постановке культурно-досуговых программ с применением метода игры.
Ключевые слова: игра, метод игры, игра в культурно-досуговой программе, игра в культурно-досуговой программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, игра для детей с ОВЗ, игра для детей с ОВЗ в культурно-досуговых программах.
Культурно-досуговая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья — это область досугового времени, где у детей появляется возможность примерить на себя новые социальные роли, которые отличаются от их школьных и семейных. В условиях досуговой программы дети с ОВЗ имеют возможность раскрыть свои творческие способности, определиться со своими жизненными интересами и потребностями, что способствует их самореализации как личности.
Становясь участником культурно-досуговой программы, ребенок с ограниченными возможностями здоровья попадает в среду, где ему приходится принимать активное участие во взаимодействии с другими детьми, у которых есть свои интересы и свои потребности, и которые приходится учитывать при общении. Таким образом, ребенок с ОВЗ развивает свой коммуникативный навык и учится воспринимать иные мысли, мнения, желания, интересы, которые отличаются от его собственных.
Участвуя в культурно-досуговых программах, дети с ОВЗ в процессе общения с другими участниками и обогащения своей картины мира новыми знаниями об общественном мироустройстве, вырабатывают свою жизненную позицию и учатся нормам поведения в обществе.
Наиболее благоприятной средой для самореализации личности ребенка с ОВЗ, развития его коммуникативных навыков, помощи в осознании своей жизненной позиции и восприятия норм поведения в обществе является игра. Являясь родовым методом культурно-досуговый деятельности, игра наиболее часто применяется в постановке культурно-досуговых программ для детей, так как занимает важное место в жизни ребенка с самого его рождения. Игра — это часть народной педагогики. Она всегда служила способом подготовки ребенка к взрослой жизни.
О значение игры для детей с ОВЗ писали в своих работы такие деятели как Гринченко И. С. «Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе», Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка», Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности», Степанова О. А., Вайнер М. Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями» и т. д.
Особой чертой игры является ее двупланность.
С одной стороны, игра ставит участника в условия выполнения реальной деятельности, осуществление которой требует от ребенка достижения конкретных, возможно нестандартных задач.
С другой стороны, многие моменты игровой деятельности носят условный характер, который позволяет ребенку отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью.
Игра — явление многофункциональное [4, с. 135]. Ее функции — познавательная, обучающая, развивающая, воспитательная, коммуникативная, психофизическая, гедонистическая, релаксационная — говорят об универсальности игры, способности влиять на человека, охватывая все его духовные и физические грани жизнедеятельности [4, с. 135].
Для детей с ОВЗ игра имеет намного большее значение, чем для детей, которых мы относим к категории «норма». В процессе игры дети с ограниченными возможностями здоровья получают практические навыки, новые знания и умения, расширяют свою картину мира. Поэтому игра занимает особое место в процессе инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья, являясь одним из способов внедрения детей с ОВЗ в активную общественную жизнь.
Игра в культурно-досуговых программах для детей с ограниченными возможностями имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при постановке игровых культурно-досуговых программ для детей с ОВЗ и при использовании метода игры в любых других досуговых программах для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так как дети с ОВЗ в своей эмоционально-волевой сфере особенные, то они быстро устают, теряют интерес к игре и могут отвлекаться на посторонние раздражители.
Выделим четыре нозологические группы детей с ОВЗ и рассмотрим особенности игровой деятельности: дети с нарушением зрения; дети с задержкой психологического развития (ЗПР); дети с нарушением речи; дети с нарушением слуха.
При постановке культурно-досуговой программы с применением метода игры для детей с нарушением зрения следует понимать, что игровая деятельность для ребенка с нормальным зрением строится на игровом действии, которое формируется на основе манипуляции с предметами. Дети с нарушением зрения имеют ограниченный практический опыт различных действий с предметами. Игровое действие хорошо видящего ребенка основано на знакомом ему предметном действии, но игровое действие ребенка с нарушением зрения требует определенной подготовительной работы. Поэтому в процессе проведения досуговой программы перед началом игры необходимо провести предварительную тренировку игровых действий. Во-первых, четко определить цель игры. Ребенку необходимо понять для чего он будет совершать игровые действие — это должно быть ясно из сюжета культурно-досуговой программы. Когда цель определена, нужно дать понять, что необходимо сделать для её достижения — это правила игры. И самая важная задача — как это сделать. Здесь необходимо провести небольшую тренировку тех действий, которые должен совершить ребенок в процессе игры, то есть потренироваться играть. Можно тренировать, как отдельные элементы игры, так игру в целом. Важно, чтобы этот этап программы не выпадал из всего сюжета, а был его частью. Он может быть также проведен в форме игры.
Стоит учитывать, что дети с нарушением зрения, чаще пытаются контролировать действия друг друга, что может привести к конфликтной ситуации. Ведущим программы следует внимательно следить за климатом в отношениях между участниками и при необходимости вмешиваться.
У детей с задержкой психологического развития игровая деятельность всегда соответствует более раннему возрасту нормально развивающихся детей. Игровая деятельность у нормального ребенка основывается на воображаемой ситуации, которая придает определенный смысл действиям и переводит их на уровень игровой деятельности. У детей с ЗПР есть сложности в формировании воображаемой ситуации, которая придает смысл игре. Это связано с бедностью их образной сферы. Таким детям необходима яркая картинка и сильная мотивация на игру, соответствующую уровню их развития. Поэтому важно чтобы сюжет досуговой программы был насыщен, восполнял собой нехватку воображения, создавал ситуации, которые мотивировали бы детей на игровое действие.
Дети с нарушением речи, тоже испытывают трудности в игровой деятельности. Это связано с недостатком словарного запаса, нечетким звукопроизношением, нарушением в темпе речи и т. д. Несмотря на то, что таким детям доступны и правила, и содержание игры, они теряют возможность совместной игровой деятельности с другими участниками программы из-за боязни показаться смешными, неумения выразить свою мысль вследствие нарушения звукопроизношения. Таким детям сложно участвовать в коллективных играх, которые чаще всего применяются в культурно-досуговых программах. Игровая деятельность детей с нарушением речи может происходить только при прямом воздействии ведущих, актеров, которые станут направляющими в игре и связующими между участниками программы. Лучшим всего чтобы актеры играли вместе с детьми, своими действиями показывали, что им нужно делать.
Дети с нарушением слуха, как и слышащие дети, хотят и любят играть. В своих играх они стремятся отразить впечатления и знания, которые получают в процессе своей жизнедеятельности. Под правильным руководством ведущих и актеров программы игра может стать способом нравственного и умственного развития детей с нарушением слуха. Через обогащение игровой деятельности, можно влиять на те стороны особых участников программы, которые страдают из-за нарушения слуха. Для таких детей часто некоторые общественные нормы поведения могут быть не ясны и пониматься ими неверно. Это происходит из-за недостатка общения с другими детьми и взрослыми. В условиях культурно-досуговой программы игра становится средством коммуникации детей с нарушением слуха. Через игру у них появляется возможность освоить нравственные правила поведения людей в обществе.
Таким образ мы можем сделать вывод, что игра имеет особое значение в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Игра: является способом развития творческих способностей; помогает в определении жизненных интересов и потребностей; способствует самореализации личности ребенка с ОВЗ; влияет на развитие коммуникативных навыков; учит правильно относиться к чужим мыслям, желаниям и интересам; помогает выработать свою жизненную позицию; учит нормам поведения в обществе; расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья.
Но применяя игру на практики, как в культурно-досуговых программах, так и в иных областях, стоит учитывать то, что для детей различных нозологических групп игра будет иметь свои особенности. В статье приведены несколько нозологических групп и отмечены особенности их игровой деятельности, но необходимо понимать, что игровая культурно-досуговая программа не всегда нацелена только на конкретную нозологическую группу. Часто целевой аудитория культурно-досуговой программы бывает смешанной и состоит из участников разных нозологических групп. Поэтому постановщику досуговой программы необходимо уметь выделить общие особенности игровой деятельности в зависимости от участников и их нозологий.
Данная статья может быть полезна не только для специалистов досуговой сферы, но и для представителей педагогической и иных сфер.
Литература:
- Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. — Москва: Изд. дом МГУКИ, 2007. — 479 c. — Текст: непосредственный;
- Михеева, Н. Н. Организация детского досуга / Н. Н. Михеева. — Текст: непосредственный // Science Time. — 2017. — № 2 (38). — С. 209–213;
- Позднякова, А. В. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ / Позднякова, В. А, М. В. Шевченко [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 149–154;
- Тихоновская, Г. С. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговых программ: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Г. С. Тихоновская. — Москва: МГУКИ, 2014. — 238 c. — Текст: непосредственный;
- Яковлева, Г. В. Организация игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Г. В. Яковлева, Е. В. Андрющенко. — Челябинск: ЧИППКРО, 2019. — 136 c. — Текст: непосредственный;
- Жаркова, А. А. Игра — выразительное средство культурно-досуговой деятельности / А. А. Жаркова. — Москва: МГИК, 2016. — 85 c. — Текст: непосредственный.