В данной статье поднимается вопрос участия детей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-досуговых программах, которые являются способом социализации, самореализации, самоутверждения и включения детей с ОВЗ в активную жизнь социума. Подчеркивается важность соблюдения технологических особенностей постановки программ и на основе психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья даются рекомендации к постановке культурно-досуговых программ для особой категории участников.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с ОВЗ, культурно-досуговая программа, культурно-досуговая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, культурно-досуговая программа для детей с ОВЗ, технологии постановки культурно-досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, технология культурно-досуговых программ для детей с ОВЗ.
В настоящее время многие общественные организации активно занимаются проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее часто их деятельность связана с решением таких вопросов как: социально-бытовые проблемы, осуществление медицинской помощи, вопросы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с ними не менее актуальной проблемой является организация досуга для детей с ОВЗ.
Л. С. Выготский писал, что существует необходимость включения детей с ОВЗ в разностороннюю социально значимую практику. Законодательство Российской Федерации определяет право каждого человека на приобщение к культурным ценностям. В нем прописаны обязанности государства в области культуры по обеспечению доступности культурных ценностей для всех граждан Российской Федерации, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из форм досуга для детей с ОВЗ являются культурно-досуговые программы. Они служат не только возможностью разнообразить досуговое времяпровождение, но также способствуют социализации, самоутверждению и самореализации детей с ОВЗ.
Культурно-досуговая программа — это возможность для творческого выражения личности ребенка, реализации его потребностей и интересов, обладающая личностно-развивающимся характером. Рассмотрение вопроса технологии постановки культурно-досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, выявление особенностей постановки — это важная задача, которая имеет культурное и государственное значение. Помимо этого, данный вопрос обладает общественным, психологическим и педагогическим значением, так как участие детей коррекционных групп в культурно-досуговых программах положительно влияет на процесс их инклюзии.
На данный момент технологии постановки культурно-досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья мало изучены и находятся на недостаточном уровне развития. В связи с этим актуальной становится проблема, заключающаяся в определении особенностей технологии постановки культурно-досуговых программ для особой категории детей.
Данной теме посвящен широкий круг работ. Многие авторы затрагивают проблемы, касающиеся детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психологические, социальные, педагогические проблемы социализации детей-инвалидов рассматривались в работах: В. Л. Багрицкого, Н. Б. Берхина, Р. И. Лалаевой, Н. М. Назаровой, Г. Н. Пенина.
Проблемами социализации также занимались: Дж. Г. Мид, Т. Б. Скиннер, О. Брим, Б. Берксон, Л. С. Выготский, П. Л. Гальперин, А. П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубенштейн, А. С. Макаренко, Д. Сухомлинский и другие.
В работах О. А. Бочарникова, А. Г. Пересыпко, М. О. Алексеева, И. А. Будина, Г. С. Маль рассмотрены психологические особенности детей с ОВЗ.
В диссертационных исследованиях Т. А. Зреловой и С. Ю. Титаренко рассмотрены возможности социально-культурной деятельности как средств развития личности детей-инвалидов.
Изучению вопросов досуговой деятельности посвятили свои труды Б. А. Титов, А. Т. Куракин, В. В. Фатьянов, Л. Н. Николаева, Т. В. Сорокина.
В монографиях А. З. Свердлова и В. П. Кантора рассмотрен реабилитационный и коррекционный потенциал художественной досуговой деятельности.
Социально-культурная деятельность в контексте педагогического воспитания находит свое отражение в работах многих научных исследователей. Рассмотрением реабилитирующей технологии, как одного из наиболее эффективного компонента социально-культурной деятельности занимались Ю. С. Моздокова, Т. А. Зрелова, Г. В. Гудина, А. Я. Чигрина, Л. С. Измайлова.
Сущность социально-культурной деятельности представлена в работах Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Н. Н. Ярошенко, О. Ю. Мацукевич, А. Д. Жаркова, М. А. Ариарского.
Изучению вопроса технологии культурно-досуговой деятельности посвятил свои труды А. Д. Жарков.
Лица с ограниченными возможностями здоровья — это люди, у которых есть недостатки в физическом и психологическом развитии. Им необходимо медицинское, социальное, психологическое или педагогическое сопровождение. Это прописано в Законе «Об образовании в Российской Федерации». Разные нарушения физического и психологического порядка, которые влекут за собой отклонения от общего развития, не дают возможности детям вести полнофункциональную жизнь. Здоровье таких детей препятствует освоению образовательных программ, социализации, самоутверждению, самореализации вне специальных условий. Таким образом, дети с ОВЗ — это конкретная группа детей, которая нуждается в специальной заботе и способе обращения при воспитании [2, с. 60].
Стоит выделить некоторые психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Умственная отсталость — это наиболее многочисленная группа детей, имеющая психологическую патологию. У таких детей отмечается задержка в умственном и физическом развитии, слабый интерес к окружающему миру, заметное недоразвитие артикуляционного аппарата, общая психологическая инертность. Речь детей с умственной отсталостью не выполняет своей основной функции — коммуникативной.
Эндогенное заболевание — это заболевание, которое проявляет себя приступами. К таким заболеваниям относятся шизофрения, маниакально-депрессивное состояние, эпилепсия и другие заболевания.
Реактивное состояние. Оно характеризуется острыми аффективными реакциями. Это состояние развивается вследствие умственных и физических перегрузок, нарушений макросоциальных контактов в семье, в кругу сверстников.
Аномалии личности при задержке психологического развития, то есть ЗПР. Причиной ЗПР могут быть задержки психологического развития или психический инфантилизм различной этиологии. Инфантилизм — это сохранение в психики и в поведении свойств и особенностей, присущих детскому возрасту.
Проанализировав психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья можно сделать вывод, что они не являются количественным фактором. Ребенок с ОВЗ — это «другой» человек, который отличается от других и нуждается в иных, чем обычно, условиях жизнедеятельности. Это касается и культурно-досуговых программ. Для детей с ОВЗ, вследствие их физических и психологических особенностей, сложно, а порой и невозможно принимать участия в культурно-досуговых программах, не рассчитанных на данную категорию участников. Поэтому при создании культурно-досуговых программ для детей с ОВЗ важно учитывать их особенности развития.
На базе ГБПОУ МО «Дмитровский техникум» во время рабы с детьми коррекционных групп были отмечены следующие социальные и психологические факторы, которые должны найти свое отражение в технологии постановки досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: быстрая утомляемость; малоподвижность; страх перед общением с малознакомыми людьми, нежелание идти на контакт; неорганизованность; затруднение в понимании сложных и долгих объяснений; повышенный интерес к игровым ситуациям; необходимость постоянного присутствия медицинского работника.
Данные факторы являются основанием для определения особенностей постановки культурно-досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они дают возможность обозначить процесс постановки досуговых программ для детей с ОВЗ как особую категорию работы.
Первое, что необходимо учитывать в процессе постановки культурно-досуговой программы для детей с ограниченными возможностями здоровья — это быстрая утомляемость и потеря концентрации у детей, которая характеризуется тем, что они начинают обращать внимание на посторонние раздражители. Поэтому не стоит делать культурно-досуговые программы слишком длительными.
На этапе написания сценарного плана желательно соблюсти временные рамки и ограничить длительность программы 45-тью минутами. Небольшая длительность досуговой программы не допустит утомляемости и потери концентрации у детей. Данные временные рамки при создании культурно-досуговой программы не должны соблюдаться за счет исключения какого-либо структурного элемента сценария. В культурно-досуговой программе должны четко прослеживаться основные компоненты: экспозиция — краткий рассказ о событиях, которые предшествовали зарождению конфликта; завязка — зарождение конфликта; основное действие — основной сюжет программы; кульминация — наивысшая точка развития конфликта; развязка — решение конфликта. Помимо этого не должны быть утеряны и три важных закона композиции художественного произведения — это законы целостности, взаимосвязи, соподчинённости частей целому.
Следующим важным моментом для технологии постановки культурно-досуговых программ является то, что дети с ОВЗ могут отличаться малоподвижностью. Это может быть как следствием их физических особенностей, так и психологических.
Учитывая физические особенности, необходимо уделить особое внимание содержанию культурно-досуговой программы. Любое действие, которое происходит в программе должно быть доступно для ее участников, учитывать целевую аудиторию. Постановка культурно-досуговых программ для детей с ОВЗ в этом отношении очень сложный процесс. Мало просто определить, что целевая аудитория — это дети с ограниченными возможностями здоровья. Здесь важно еще до начала написания сценария изучить и иметь общее представление о том, какими нозологиями обладают будущие участники программы. Это даст постановщику понимание того, что он может включить в досуговую программу, а что нет.
Малоподвижность может быть и следствием психологических особенностей — замкнутость, нежелание идти на контакт с малознакомыми людьми. Поэтому культурно-досуговая программа должна быть рассчитана на небольшую целевую аудиторию — от 12 до 14 человек. Данное количество участников даст им возможность быстрее адаптироваться друг к другу и условиям, в которых они оказались. Слишком большое количество участников наоборот может вызвать излишние волнения и переживания со стороны детей.
Стоит уделить особое внимание ведущим и иным действующим лицам культурно-досуговой программы. От их действий, подачи, речи тоже во многом зависит, как быстро дети смогут освоиться и пойдут на контакт. Нежелательно, чтобы действующие лица совершали резкие движения, издавали внезапные возгласы. Все это может напугать и оттолкнуть, вызвать отрицательную реакцию у данной категории участников. Но при этом эмоциональная выразительность образа должна сохраниться. Необходимо внимательно продумать каждое действие актеров и их речь.
Дети с ОВЗ могут испытывать затруднения в понимании длинных и сложных диалогов, объяснений. Поэтому речь ведущих, актеров не должна быть быстрой, содержать сложных слов. Она должна быть простой и понятной. Не стоит делать слишком много контента и перегружать участников программы. Текста должно быть минимум и больше действия. Лучше всего максимально исключить лишние диалоги и объяснения, которые не несут никакую смысловую нагрузку и не влияют на главную идею программы.
Детям с ОВЗ так же присуща неорганизованность. И здесь очень важна работа ведущих на площадки. Они должны уметь скоординировать участников. Это происходит не только за счет того минимума текста, который необходим, например, для объяснения правил игры, но и за счет умения ведущих подтолкнуть детей в нужное направление. Допустим, на собственном примере показать, что нужно делать и быть непосредственным участником программы на уровни детей. Конечно же, это предполагает определенную подготовку ведущих и актеров. Важно, чтобы не только постановщик, сценарист перед началом создания культурно-досуговой программы изучили особенности своей бедующей аудитории, но актеры. Это поможет им понять, как стоит вести себя с данной категорией участников.
Важно подчеркнуть, что во время проведения культурно-досуговой программы для детей с ОВЗ на площадки обязательно должен присутствовать как минимум один медицинский работник. Данная категория детей — это дети с различными физическими и психологическими особенностями, поэтому присутствие медицинского работника является обязательным условием. Даже учитывая все вышесказанные, во время проведение программы все равно могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Ребенку с ОВЗ может стать плохо в силу воздействия факторов, которые никак не зависят от постановочной группы и актеров.
В культурно-досуговых программах для детей с ОВЗ особое место занимает метод игры. Именно игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов, так как у детей с ОВЗ психические процессы нарушены. Игровая ситуация и действия, происходящие в ней, благоприятно влияют на развитие умственной деятельности ребенка, а также оказывают сильное влияние на развитие воображения. В процессе игры у ребенка есть возможность познакомиться с взаимоотношением и поведением взрослых, которые могут стать образцом для его собственного поведения. Игра является средством, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья приспособиться к активной социальной жизни. В игре у детей с ОВЗ есть возможность потренироваться. Они могут совершить ошибку, осознать ее и исправить. В процессе игры дети получают возможность научиться действовать в разных ситуациях, перед тем как вступить в реальную общественную жизнь.
Основываясь на перечисленных выше особенностях постановки культурно-досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья можно дать следующие рекомендации: время проведения культурно-досуговой программы не более 45 минут; количество участников культурно-досуговой программы от 12 до 14 человек; перед началом написания сценария, постановочной группе необходимо четко определиться с целевой аудиторией и внимательно изучить ее нозологии; актеры, принимающие участие в культурно-досуговой программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть подготовлены к работе с особой категорией участников; во время культурно-досуговой программы актеры не должны совершать резких движений и внезапных возгласов; речь актеров должна быть простой и понятной, не содержать в себе сложных слов и слишком длинных текстов; в культурно-досуговой программе для детей с ограниченными возможностями здоровья не стоит прописывать много текста, а уделить больше времени действию; при постановке культурно-досуговых программах для детей с ОВЗ особое внимание стоит уделить методу игры; обязательно должен присутствовать медицинский работник во время проведения культурно-досуговой программы.
Таким образом, постановка культурно-досуговой программы для детей с ограниченными возможностями здоровья — это особая категория работы, которая подразумевает сложной процесс, где необходимо учитывать физические и психологические особенности будущих участников программы, а также влияние внешних факторов на реакцию, поведение и восприятие программы детьми с ОВЗ. Рекомендации к технологиям постановки культурно-творческих программ, которые представлены в статье, могут быть полезны не только работникам культурной сферы, но и работникам педагогической и иных сфер.
Литература:
- Бочарникова, О. А. Психологические особенности личности детей с ОВЗ / О. А. Бочарникова. — Текст: непосредственный // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики: материалы открытой региональной конференции Всероссийского научно-практического форума. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. — С. 59–61.
- Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. — Москва: Изд. дом МГУКИ, 2007. — 479 c. — Текст: непосредственный.;
- Носачева, В. Ф. Формы организации культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / В. Ф. Носачева, А. А. Алампиева. — Текст: непосредственный // Стратегии социальной мобильности молодежи с ограниченными возможностями и инвалидностью в сферах образования, здравоохранения, культуры, занятости и трудоустройства: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. — Кострома: Костромской государственный университет, 2021. — С. 161–163.;
- Носачева, В. Ф. Формы организации культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / В. Ф. Носачева, А. А. Алампиева. — Текст: непосредственный // Стратегии социальной мобильности молодежи с ограниченными возможностями и инвалидностью в сферах образования, здравоохранения, культуры, занятости и трудоустройства: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. — Кострома: Костромской государственный университет, 2021. — С. 161–163.;
- Позднякова, А. В. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ / Позднякова, В. А, М. В. Шевченко [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 149–154.;
- Саидов, Д. А. Особенности организации культурно-досуговой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. Сургуте / Д. А. Саидов. — Текст: непосредственный // Новый взгляд. Международный научный вестник: сборник научных трудов. — Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2017. — С. 34–36.