Ключевые слова: учебная мотивация, школьный учитель, мотивация, компетенции, младшие школьники.
Учебные компетенции младших школьников представляют собой совокупность знаний, навыков и умений, которые дети развивают в процессе обучения в начальной школе. Они включают в себя не только академические знания, но и умение применять их в различных жизненных ситуациях. Суть этих компетенций заключается в том, что они обеспечивают ребёнку способность к самоорганизации, самоконтролю и самостоятельному решению проблем.
При наличии множества факторов, которые влияют на учебную мотивацию, особое значение имеют личностные черты учителя. Учитель должен быть товарищем, понимающим, поддерживающим, уважающим ребенка, вызывающий в нем доверительные отношения к себе. Его индивидуально-личностные особенности обуславливают коммуникативные качества учителя, отражают особенности педагогического общения.
Важно понимать, что учебные компетенции формируются не только в результате получения знаний, но и благодаря их осмысленному применению. Это значит, что процесс обучения должен быть направлен не только на накопление информации, но и на развитие умения ребёнка критически мыслить, анализировать и делать выводы. Развитие таких компетенций требует от учителей создания условий для активной деятельности учащихся, где они могут проявить инициативу, работать в группе, взаимодействовать с окружающим миром.
Важно учитывать такое качество как общительность, искренняя заинтересованность в общении, так как у детей проявляется особая чувствительность к неискренности, лжи, фальши. Для того чтобы эффективно и радостно для детей обеспечить процесс общения, учителю необходимо владеть его предметом, т. е. «войти» в его мир мыслей, представлений в котором живет ребенок. Учителю нельзя проявлять себя в роли наблюдателя того, как развивается личность ученика, он должен всячески способствовать этому процессу, применяя различные приемы и методы [3].
Одним из ключевых аспектов формирования учебных компетенций является развитие умения учиться. В начальной школе дети начинают осваивать различные стратегии самообучения, которые становятся основой для дальнейшего развития в старших классах и даже в жизни. Учебная деятельность должна включать задания, которые побуждают детей искать решения, выстраивать логические цепочки и работать с информацией. Это способствует развитию не только познавательных, но и социальных компетенций, таких как способность работать в команде, слушать и уважать мнение других.
Важным профессионально значимым качеством личности педагога является его «личностная направленность». Она является одним из важных факторов достижения вершины профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, учебные компетенции младших школьников — это не просто механическое воспроизведение информации, но и способность ребёнка эффективно работать с ней, проявляя творческий подход, инициативность и ответственность. Формирование этих компетенций происходит через активное вовлечение ребёнка в учебный процесс, где он может не только получать знания, но и учиться применять их на практике, развивая ключевые навыки для дальнейшей учебной и жизненной деятельности.
На формирование учебных мотивов оказывает влияние много факторов, которые должен учитывать учитель при организации учебной деятельности младших школьников, например: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.
Образ учителя играет ключевую роль в формировании учебной мотивации, особенно в младшем школьном возрасте. Влияние педагога на учащихся выходит за рамки простого обучения. Учитель — это не только источник знаний, но и значимый взрослый, чье поведение, отношение к ученикам, а также личностные качества оказывают глубокое воздействие на психологическое состояние и мотивацию ребенка к учебе.
Учитель является организатором всего учебного процесса, именно от него зависит, как дети будут включены в учебную деятельность, как будут взаимодействовать друг с другом и с самим учителем, и как будут усваивать учебный материал.
Учитель является моделирующим фактором для формирования у детей не только познавательного интереса, но и эмоциональной устойчивости. Пример учителя, его внимание и поддержка могут сделать учебный процесс значимым для ученика. Если педагог активно интересуется успехами каждого ребёнка, создаёт атмосферу доверия и уважения, это способствует развитию у детей внутренней мотивации, направленной на саморазвитие и освоение знаний. Важно, чтобы учитель был не только профессионалом в своей области, но и человеком, способным создать в классе комфортную атмосферу, в которой ученик чувствует себя нужным и ценным.
Цель, которую должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов, это сформировать у ребенка желание учиться, сплотить учеников между собой, показать ценность каждого ребенка, проявить его интересы и развить индивидуальные качества ученика.
Ребенок должен ощущать поддержку учителя в ходе всего учебного процесса, чувствовать, что он интересен учителю. Учитель должен радоваться каждому даже самому маленькому успеху ученика и тогда обучение в школе для учеников будет в радость и конечно будет приносить положительные результаты
Однако влияние учителя не ограничивается только его профессиональными знаниями. Мотивация учащихся тесно связана с тем, как педагог воспринимает их личностные качества и стремления. Учитель, который проявляет внимание к интересам ребенка, способствует созданию условий для его творчества и самостоятельности, тем самым усиливая интерес к учебе. Такой подход помогает ребенку почувствовать свою значимость в образовательном процессе и дает уверенность в собственных силах. На этом фоне возрастает не только учебная мотивация, но и общая личностная зрелость школьника.
С другой стороны, если учитель проявляет холодность, безразличие или слишком строг в оценках, это может привести к снижению интереса к учебной деятельности, формированию страха перед неудачами. В таких условиях учебный процесс воспринимается как нечто внешнее и чуждое, а не как путь личностного развития и самовыражения.
Каждый ребенок должен иметь свое мнение, и если оно будет ошибочным, задача учителя построить учебный процесс так, чтобы ученик сам понял свою ошибку и сам пришел к правильному решению задачи. Отношения между детьми строятся в основном через учителя, это характерно для 1–2 классов, когда ученики еще не знают друг друга. Отсюда можно сказать, что «учитель является центральной фигурой для учащихся 1- 2 классов.
Таким образом, учитель играет роль не только инструктора, но и психолога, влияя на формирование учебной мотивации через собственный образ. Важно, чтобы педагог был чутким к потребностям учащихся, проявлял терпимость и понимание, создавая условия для раскрытия их потенциала. В конечном итоге образ учителя становится тем фактором, который либо укрепляет внутреннюю мотивацию ребенка к учебе, либо ослабляет ее, что влияет на успешность учебной деятельности и дальнейший личностный рост ученика.
Учебная мотивация младших школьников представляет собой сложное и многогранное явление, которое охватывает внутренние и внешние факторы, стимулирующие ребёнка к познанию. Это неотъемлемый элемент образовательного процесса, поскольку от уровня мотивации зависит успешность обучения, степень усвоения материала и развитие когнитивных способностей.
Учителя, как организаторы учебного процесса должны обладать рядом профессиональных качеств, помогающих им управлять процессом обучения, они являются для младших школьников образцом для подражания. Поэтому они должны быть активны, дисциплинированны, аккуратны, трудолюбивы и собраны, а самое главное учить детей ставить перед собой цели и искать пути их достижения, а также дружелюбию и помощи другому [11].
Сущность мотивации в этом возрасте заключается в сочетании эмоциональной и познавательной сфер. Дети младшего школьного возраста отличаются природным любопытством, которое является основой для формирования познавательного интереса. Однако этого природного аспекта недостаточно для устойчивой учебной деятельности. Важно, чтобы обучение включало в себя элементы игры, творчества и социальной значимости, так как для младших школьников критически важны положительные эмоции и одобрение со стороны значимых взрослых.
Особенностью мотивации в младшем школьном возрасте является её сильная зависимость от внешней оценки. Дети активно реагируют на похвалу учителей и родителей, что формирует у них осознание ценности образовательной деятельности. Однако чрезмерный акцент на внешней оценке может привести к снижению внутренней мотивации, поэтому ключевая задача педагогов и родителей — найти баланс между этими двумя аспектами.
Профессиональная направленность учителей это один из факторов, который влияет на мотивацию учеников. Учителя в своей деятельности должны обращать большое внимание к таким качествам, как высокий уровень общительности, эмоциональная устойчивость, проявлению интеллигентности.
В процессе формирования учебной мотивации следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Некоторые дети больше ориентированы на достижение успеха, в то время как другие боятся неудач. Этот баланс требует от педагога применения различных методов: от поддерживающих бесед до создания ситуации успеха, в которой ребёнок может почувствовать себя уверенно.
Кроме того, необходимо использовать разнообразные виды и методы работ, стимулировать детей к самостоятельности в процессе поиска информации, быть творчески активным, развивать волевые качеств, что поможет в повышении уровня мотивации школьников к изучению предметов. Однако, нельзя забывать, что развитие мотивации к учению является не самой целью, а только лишь средством развития личности.
Таким образом, учебная мотивация младших школьников выступает как система взаимодействия внутренних и внешних факторов, способствующих или препятствующих процессу обучения. Для ее успешного формирования необходимо учитывать эмоциональные, социальные и когнитивные потребности детей, делая процесс познания интересным и значимым.
Литература:
1. Кочергина, Г. А. Личность учителя / Г. А. Кочергина // Учитель.- 2022.- № 3.- С. 73–74.
2. Мальковская, Т. Н. Учитель-ученик / Т. Н. Мальковская.- М.: МГУ, 2021.-167 с.
3. Педагогика: семья, школа, общество: монография / А. Ю. Арутюнян [и д. р.]; под ред. О. И. Кирикова.-М.-Воронеж: ВГПУ, 2021.-164 с.
4. Смотрицкий, Е. Ю. Ученик и учитель: психология отношений / Е. Ю. Смотрицкий // Практическая психология.- 2021.-№ 8.- С. 12–14.
5. Ткачева, М. С. Педагогическая психология / М. С. Ткачева. — М.: Юрайт, 2022.-191 с.
6. Фролова, Л. А. Деятельность учителя начальных классов в информационно-образовательной среде / Л. А. Фролова, И. Е. Сюсюкина // Начальная школа плюс до и после.- 2021.- № 10.- С. 34–37.