Реализация жилищных программ государственной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 30.11.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Куреева, Т. Д. Реализация жилищных программ государственной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге / Т. Д. Куреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86116/ (дата обращения: 22.01.2022).



Вопрос обеспечения жилыми помещениями граждан является достаточно острой и актуальной проблемой. В данной статье исследуются пути улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге. Так, проанализированы основные механизмы и условия предоставления жилых помещений льготным категориям, таким как: многодетные семьи, граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ветераны Великой Отечественной войны. Кроме того, приведены выдержки из федерального жилищного законодательства и законодательства Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: договор социального найма, договор найма, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, малоимущие граждане, нуждающиеся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, учетная норма, специальная социальная защита.

Сегодня вопрос обеспечения жилыми помещениями граждан является достаточно острой и актуальной проблемой не только каждого региона в отдельности, но и всей страны в целом.

На федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации принимаются законы, регулирующие жилищные вопросы населения, уделяя особое внимание отдельным категориям граждан, таким как: многодетные семьи, имеющие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов, граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, в том числе инвалиды, пользующиеся в связи с заболеванием креслом-коляской, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (лица в возрасте до 18 лет), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет), граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одинокие пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны и другие категории граждан.

В данной статье автор попытается проследить пути улучшения жилищных условий вышеуказанных лиц в Санкт-Петербурге.

Основным законом, регулирующим вопросы в жилищной политике, является Жилищный кодекс Российской Федерации.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения в порядке очередности по договору социального найма. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке [2].

Для того чтобы встать на такую очередь граждане должны обратиться в орган исполнительной власти по месту жительства. Одними из условий принятия на учет граждан являются: проживание в Санкт-Петербурге не менее 10 лет, обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной в Санкт-Петербурге в размере 9 кв.м для отдельных квартир и 15 кв.м для коммунальных квартир.

Санкт-Петербург расширяет круг лиц, которые могут быть приняты на учет, и издает Закон Санкт-Петербурга от 07.07.2004 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан». На этот учет могут быть приняты граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, участники Великой Отечественной войны, обеспеченные общей площадью менее 10 кв.м жилого помещения.

В чем отличие данной очереди от очереди граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях? Те лица, которые состоят на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, не могут получить квартиру по договору социального найма, однако они могут получить социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в рамках существующих целевых программ Санкт-Петербурга, таких как: «Развитие долгосрочного жилищного кредитования», «Молодежи — доступное жилье», «Жилье работникам бюджетной сферы», «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», что является ценной поддержкой граждан.

Отдельной категорией граждан, нуждающейся в поддержке, в том числе в поддержке жилищного обустройства, являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. И регулирует отношения в данной сфере — Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений [1].

В случае, если ребенок, относящийся к вышеуказанной категории, является собственником жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, он подлежит обеспечению только в случае признания невозможным его проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Ст. 8 Федерального закона устанавливает следующие основания для признания невозможным проживания в ранее занимаемых жилых помещениях:

— — проживание в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей, при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене занимаемого жилого помещения, а также страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

— — жилое помещение признано непригодным для проживания;

— — общая площадь занимаемого жилого помещения менее учетной нормы [1].

Закон Санкт-Петербурга «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» расширяет данные основания для признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, и включает следующие основания: проживание в таких жилых помещениях лиц: не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением; бывших усыновителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление отменено; признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности; имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; больных хроническим алкоголизмом или наркоманией [4].

Следует отметить, что существуют пути улучшения жилищных условий и других категорий граждан. Так, одинокие пенсионеры (при условии передачи занимаемого жилого помещения в государственную собственность) и ветераны Великой Отечественной войны (в случае признания невозможным проживания в занимаемом жилом помещении) могут быть включены в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения. С ними заключается договор найма без установления срока. Данные жилые помещения не подлежат приватизации, обмену, дарению.

Граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, например, лица без определенного места жительства, которые по решению суда были выселены из ранее занимаемых жилых помещений, могут обратиться в администрацию района по последнему месту жительства для признания их нуждающимися в специальной социальной защите в целях предоставления временного жилого помещения на период предоставления специальной социальной защиты.

Таким образом, в настоящее время жилищное законодательство не совершенно. Есть проблемы, требующие решения, например, более детального уточнения лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как отсутствие конкретизации приводит к разному толкованию данной статьи Закона.

Или ст. 6 Закона Санкт-Петербурга «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» приводит одну из категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите: иные граждане. Это также приводит к неопределенности и возможности абсолютно противоположной трактовки данной статьи (в настоящее время разрабатывается Закон о внесении изменений в ст. 6).

В заключение хотелось бы отметить, что государство заботится о жилищных условиях своих граждан, им предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, существует право на участие в городских программах Санкт-Петербурга путем получения социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ветеранам Великой Отечественной войны, одиноким пенсионерам также могут быть предоставлены жилые помещения, что позитивно влияет на жизнь граждан, в том числе граждан, обладающих определенными льготами.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. от 17.02.2021). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения 15.11.2021).
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. 188-ФЗ (с изм. от 28.06.2021). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения 02.10.2021).
  3. Закон Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. № 409–61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» (с изм. от 04.03.2021). URL: https://base.garant.ru/7942274/ (дата обращения 20.11.2021).
  4. Закон Санкт-Петербурга от 04 апреля 2006 г. № 100–15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» (с изм. от 11.07.2019). URL: https://base.garant.ru/8015754/ (дата обращения 02.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): жилое помещение, Санкт-Петербург, попечение родителей, социальный найм, занимаемое жилое помещение, помещение, Российская Федерация, специальная социальная защита, Великая Отечественная война, Жилищный кодекс.


Ключевые слова

оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты и дети, договор найма, договор социального найма, малоимущие граждане, нуждающиеся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, учетная норма, специальная социальная защита
Задать вопрос