В статье приводятся результаты анализа государственных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных статьями Федерального закона от 21.12.1996 № 159 — ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ. Приводятся примеры того, что многие правовые номы являются гарантиями только на бумаге, а права такой социальной группы грубо нарушаются. Сформированы предложения по устранению правовых коллизий.
Ключевые слова: дети-сироты, социальные сироты, жилищные права, жилое помещение, специализированный жилищный фонд, правовая защита.
В соответствии со ст.38 Конституции РФ «…материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» [1].
В современном российском обществе остро стоят проблемы нестабильности брака, распространения внебрачных рождений, увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей. По данным Росстата, на начало 2021 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 406.128 человек» [6].
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей — это наиболее незащищенная социальная группа людей. В результате утраты возможности воспитываться в семье дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, наделяются специальным правовым статусом, обязанность обеспечения дополнительных гарантий которых непосредственно закрепляется за Российской Федерацией.
Провозглашение РФ социальным государством обусловило высокую значимость общественных отношений, касающихся реализации прав граждан в жилищной сфере.
Наибольшей актуальностью на современном этапе обладают вопросы, связанные с реализацией жилищных прав, когда в качестве одного из субъектов данных правовых отношений выступает несовершеннолетний.
Нормативно — правовая база, регулирующая вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя: Конституцию РФ, Жилищный кодекс РФ» [3]; Семейный кодекс РФ» [2]; Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 — ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4] и иное законодательство субъектов РФ. На первый взгляд, такое широкое нормативно-правовое регулирование, гарантирующее и регулирующее защиту жилищных прав детей-сирот, несомненно, кажется весьма исчерпывающим, но на практике не позволяет в полной мере реализовать детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей предоставленное им право. На практике часто всплывают те или иные проблемы применения законодательства, требующие внесения изменений в законодательные акты с учетом практики их применения.
Для России характерной является ситуация, связанная с не обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная проблема остается актуальной уже на протяжении многих лет.
Численность стоящих на учете на получение жилья сирот выросла за последние пять лет почти на 50 тыс. человек и составила на начало 2020 года около 280 тысяч. Из них 191 тыс. или 68 % — взрослые люди старше 18 лет, не получившие квартиры своевременно.
Анализ статистических данных иллюстрируют недостаточный уровень эффективности государственных мер по обеспечению жильем детей-сирот. По данным Федеральной службы государственной статистики, только каждый десятый выпускник детского дома смог реализовать свое право на улучшение жилищных условий (см. табл.1).
Таблица 1
Количество детей-сирот, реализовавших жилищное право
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Российская Федерация (РФ) |
12,5 |
10,9 |
11,0 |
9,7 |
9,9 |
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) |
10,9 |
8,3 |
8,7 |
6,5 |
7,3 |
Республика Бурятия |
6,5 |
5,1 |
7,2 |
4,7 |
1,6 |
Забайкальский край |
8,8 |
0,3 |
5,3 |
3,7 |
4,2 |
Хабаровский край |
15,5 |
8,4 |
6,4 |
7,3 |
5,6 |
Амурская область |
6,2 |
13,3 |
6,3 |
3,7 |
5,0 |
Еврейская автономная область |
4,9 |
0,4 |
7,3 |
3,7 |
3,1 |
Основными проблемами, возникающими в области осуществления жилищных прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:
отсутствие скоординированной политики и недостаточное использование имеющихся ресурсов и возможностей;
отсутствие в регионе подходящего жилья;
неиспользование возможностей имеющегося невостребованного жилищного фонда;
предоставление жилья сиротам только в том регионе, где они стоят на учете;
медленное внедрение новых технологий в области обеспечения сирот жильем.
Ежегодно на исполнение обязательств государства перед детьми-сиротами в консолидированных бюджетах предусматривается более 32 млрд. рублей. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 7,4 млрд. рублей (18,8 %), за счет региональных бюджетов — 31,8 млрд. рублей (81,2 %).
Однако этих средств недостаточно для устранения накопившейся задолженности [5]. Реализация государственных гарантий по обеспечению детей-сирот жильем — сегодня, пожалуй, самый недофинансируемый мандат.
Несмотря на принимаемые государством меры по усовершенствованию и улучшению действующего законодательства, некоторые вопросы в области реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не решены. Например, современное законодательство РФ отдает субъектам самостоятельно определять и утверждать порядок обеспечения детей-сирот жильем. По моему мнению, данное обстоятельство лишь способствует нарушению прав детей указанной категории, поскольку в этом случае реализация права детей-сирот на жилье находится в зависимости от экономических и социальных показателей региона, таких как: тип региона по характеру социально — экономического развития: регион — реципиент, регион — донор, дотационный регион; наличие необходимого жилищного фонда; объем финансирования на данные цели.
В связи с этим целесообразно внести изменения в ряд действующих нормативных документов, регулирующих право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно:
- Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что предоставление жилья детям из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно осуществляться незамедлительно — в момент, когда у лица возникло это право.
На практике все чаще происходит отступление от этой нормы. Ущемляются, в первую очередь, права детей-сирот, стоящих на учете на получение жилого помещения и не успевших его получить до 01.01.2012 года. Для устранения данной правовой коллизии необходимо на федеральном уровне установить конкретные сроки, по истечению которых с момента постановки детей-сирот на учет в обязательном порядке им должно быть предоставлено жилое помещение.
- Законодатель отразил норму, в соответствии с которой реализация жилищного права осуществляется по месту жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в действующих нормативно-правовых актах субъектов РФ вопрос, связанный с определением места предоставления жилья для данной категории детей, интерпретируется по разному: по месту выявления и первичного учета (устройства) детей-сирот; по месту трудоустройства; по месту жительства лица, на воспитании у которого находится сирота.
В связи с вышеизложенным, предлагаю дополнить п.1 ст.8 Федерального закона № 159, изложив его в следующей редакции: «Местом жительства детей из категории детей — сирот и детей, находящихся без родительского попечения, испытывающих потребность в обеспечении жильем, должно признаваться место их преимущественного либо постоянного проживания исходя из последней формы устройства. Отсутствие места регистрации по месту пребывания (проживания) не должно выступать в качестве основания для отказа во включении гражданина в список лиц, нуждающихся в жилье»
- Кроме того необходимо вменить в обязанности субъекту РФ создать «дорожную карту», которая должна включить в себя: возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, возможность занятости; единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья; «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион; упрощение процедуры закупки жилья у физического лица; ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного; для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата».
Подводя итог, нужно сказать, что проблема обеспечения детей — сирот жильем сложная, комплексная, включающая вопросы профориентации, профессионального обучения, трудоустройства, социализации и постинтернатного сопровождения этой группы населения.
Только выделением средств ее не решить. Залог успеха — заблаговременное, ориентированное на перспективную потребность формирование специального жилищного фонда, эффективное государственное управление и актуальная нормативная правовая база.
Только системный подход, совместная и ответственная работа органов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней позволит в конечном итоге добиться того, чтобы гарантии, установленные государством для детей-сирот, реализовывались своевременно и в полном объеме.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренным в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223- ФЗ
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ
- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 — ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Бюллетень Счетной палаты № 3(268) 2020 г.
- Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ). Официальный сайт.