В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Данная статья посвящена проблемам, которые связаны с реализацией жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В статье будут рассмотрены актуальные проблемы, которые могут возникнуть при обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: жилищные права, дети-сироты, жилое помещение, жилищное право, жилищный фонд, права, защита, государство.
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полностью возложена на государство. Решение жилищного вопроса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа остается острейшей проблемой для всех субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации защищает жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нормативно-правовая база обладает широким характером, но этого недостаточно, чтобы решить вопрос на должном уровне. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей могут рассчитывать только на поддержку со стороны государства. Даже с поддержкой государства граждане, обладающие данным статусом, не могут реализовать свои жилищные права. Жилье, которое гарантирует государство, предоставляется не всем гражданам своевременно, а также ненадлежащего качества.
Наблюдается высокий рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых жилищное право не реализовано. По состоянию на февраль 2024 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 281 325 человек, а также:
— численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составляет 188 527 человек;
— численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых не наступил срок обеспечения жилыми помещениями в связи с достижение совершеннолетия, составляет 88 258 человек;
— численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым исполнилось 18 лет, но не наступил срок обеспечения жильем, составляет 4 537 человек.
Также к середине 2024 года отмечается уменьшение граждан, обеспеченных жильем, на 4 484 человека.
Данная статистика представлена Единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО) [1].
Необходимо отметить, что на данный момент так и остаются нерешенные проблемы по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Такими проблемами выступают:
— нарушение сроков предоставления жилья;
— четко не регламентированы сроки предоставления жилья;
— не правильная работа субъектов РФ;
— отсутствие в муниципальных образованиях достаточного количества предложений по благоустроенным однокомнатным квартирам на первичном и вторичном рынках жилья;
— рост стоимости благоустроенных жилых помещений;
— длительность процедуры проведения торгов и поиска жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным законодательством;
— недостаточность денежных средств в бюджетах субъектов Российской Федерации на указанные цели;
— расхождение нормативов стоимости квадратного метра жилья с его фактической стоимостью;
— отсутствие единого алгоритма действий по учету и обеспечению сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами.
Также существуют ошибки, которые допускают государственные органы в работе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. О данных ошибках пишет ассоциация совета муниципальный образований Хабаравского края
1. Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очереди.
Данная ошибка имеет распространенный характер, так как не все органы государственной власти умеют правильно руководствоваться законодательством. Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ, квартира положена гражданам данной категории по достижению 18 лет, а не когда до него дойдет очередь [2].
2. Предоставления помещения в аварийном состоянии.
Обязанность по обеспечению жильем ребенка, оставшегося без родителей, не считается исполненной, если ему дали непригодную для проживания квартиру, так как такое помещение не является пригодным для проживания.
3. Отказ в предоставлении жилого помещения, если сирота временно проживает у родственников или в приемной семье.
Часто дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые находятся под опекой и попечительством, проживают на территории попечителей или опекунов, но это не лишает их права на приобретения жилья от государства. Лишать гражданина данной категории права на предоставление жилого помещения является грубым нарушением законодательства Российской Федерации.
4. Неправомерное исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Исключение из списка возможно только в случаях:
— сирота умер или был объявлен умершим;
— сирота больше не является гражданином Российской Федерации;
— сирота включен в список другого региона в связи со сменой места жительства;
— сироте предоставлено жилье в собственность или по договору социального найма;
— сирота самостоятельно приобрел жилье помещение [3].
Рассмотрим на примере ситуацию, где дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Гражданина включили в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению помещениями специализированного жилищного фонда. На тот момент у него в собственности была 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 29,9 кв. м. Таким образом, сирота был обеспечен жилым помещением площадью меньше учетной нормы. Местная администрация и собственники квартиры заключили договор мены в рамках переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Собственники получили взамен своего старого жилья другую квартиру, общей площадью 34,2 кв. м. В результате сирота получил в общую долевую собственность 1/4 долю этой квартиры. На этом основании чиновники исключили его из списка. Сирота обратился в суд.
Суд удовлетворил иск и обязал орган власти включить сироту в список. Проживание сироты в жилом помещении признается невозможным, если общая площадь этого помещения в расчете на одного жильца меньше учетной нормы. Это правило действует и в случае, если сирота — собственник доли в помещении. Общая площадь предоставленной по договору квартиры, в расчете на каждого из проживающих в ней собственников, по-прежнему меньше учетной нормы. Поэтому истец не утратил право на обеспечение его жилым помещением [4].
Рассмотрев данные ошибки, можно сделать вывод о том, что уполномоченные лица государственных органов не всегда правильно могут истолковать закон, что может говорить о некомпетентной подготовке данных лиц.
Согласно Федеральному закону от 4 августа 2023 г. № 461-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 лет, могут воспользоваться жилищным сертификатом [5].
С 2023 года государственные власти для сирот, достигших 23 лет, ввели жилищный сертификат на приобретение благоустроенного жилого помещения для полного погашения ипотечного кредита. Данная мера поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, позволит приобрести жилье на первичном и вторичном рынке.
Если на территории Российской Федерации ввести социальную ипотеку под низкий процент для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то это значительно снизит показатель нуждающихся в жилом помещении граждан данной категории.
Также необходимо разрешить использовать жилищный сертификат как первый взнос на ипотеку, так как не все граждане имеют стартовый капитал для приобретения жилья в ипотеку, но у них есть возможность вносить ежемесячный платеж по ипотеке. На данный момент в Российской Федерации не во всех регионах можно использовать жилищный сертификат как первый взнос на ипотеку.
Подводя итог можно сказать о том, что жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в полной мере не могут быть реализованы. Для реализации данного права необходимо полное устранение проблем, что невозможно на данный момент.
Литература:
- Единая государственная информационная система социального обеспечения. — Текст: электронный // ЕГИССО: [сайт]. — URL: https://egisso.ru/#/ (дата обращения: 11.01.2025).
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 11.01.2025).
- Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам. — Текст: электронный // Ассоциация Совет Муниципальных Образований Хабаровского края: [сайт]. — URL: https://cmokhv.ru/materials/mat20210415/???history=50&pfid=1&sample=15&ref=0 (дата обращения: 11.01.2025).
- ОБЗОР практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. — Текст: электронный // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://legalacts.ru/sud/obzor-praktiki-rassmotreniia-sudami-del-sviazannykh-s-obespecheniem-detei-sirot-i-detei-ostavshikhsia-bez-popecheniia-roditelei-lits-iz-chisla/ (дата обращения: 11.01.2025).
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 04.08.2023 N 461-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_453981/ (дата обращения: 11.01.2025).