Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, право на получение жилого помещения.
Согласно данным Минпросвещения России, по итогам 2023 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации составила 358 006 человек [2, с. 1].
Определения данных категорий лиц закреплены в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому: дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, –лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей по одной из следующих причин:
– лишение их родительских прав либо ограничение их в родительских правах;
– признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);
– объявление родителей умершими;
– установление судом факта утраты лицом попечения родителей;
– отбывание родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
– нахождение в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
– уклонение родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;
– отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
– единственный родитель или оба родителя неизвестны.
Кроме этого, выделяется понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке [3. с. 21].
В соответствии со ст. 8 указанного выше Федерального закона у данных категорий граждан одним из личных прав является право на получение жилого помещения. При этом, такое право возникает не во всех случаях, а лишь:
– если у них нет в собственности жилого помещения;
– если они не являются нанимателями или членами семьи нанимателя муниципального жилья;
– если в отношении имеющегося жилья установлен факт невозможности проживания.
Помимо этого, для получения жилья необходимо, чтобы до 23 лет ребенок был поставлен на учет нуждающихся в жилье.
Согласно российскому законодательству, жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Однако, на практике происходит такая ситуация, что дети попадают не в самое лучшее положение, так как по достижение 18 лет и с выходом из воспитательного учреждения, где они находились ранее, либо после прекращения попечительства \ действия договора о передаче ребенка в приемную семью, им не предоставляется положенное жилое помещение.
Так, в 2024 году Колобов В. А. (ФИО изменено) обратился в суд с исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в г. Саратове. В обоснование заявленных требований указал, что он имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек. Однако на момент подачи иска жилое помещение истцу не представлено.
Судом было установлено, что на момент обращения в суд с иском истец не достиг возраста 23 лет, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении из государственного жилищного фонда области был поставлен до достижения возраста 18 лет. При этом ему не было предоставлено жилое помещение ни по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, ни по договору найма специализированного жилого помещения. Суд пришел к выводу, что федеральным и региональным законодательством реализация прав лиц названной категории по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает данное лицо в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В связи с этим решением суда иск был удовлетворен [4, с. 4].
Нередко возникают проблемы с реализацией данного права у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижению ими 23-летнего возраста, если они не встали на учет как нуждающиеся в жилом помещении ранее. Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки на учет являются, например: гражданин не успел встать на учет до 23 лет по независящим от него обстоятельствам, либо он не знал о своем праве на жилье; ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав своих подопечных их опекунами; неправомерный отказ органа местного самоуправление при подаче заявления на постановку и другие. Данные причины признаются судом в большинстве случаев уважительными и поэтому являются основанием для внеочередного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В 2020 году Аниськина О. И. (ФИО изменено) обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Республики Башкортостан о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма специализированного жилого помещения, признании права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанностей включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обосновании иска указала, что после смерти матери опекуном ей назначили бабушку со стороны матери, которая забрала ее на воспитание и стала опекуном. Она зарегистрирована по адресу местожительства опекуна, жилой дом принадлежит опекуну. По своей юридической неграмотности она не знала, что как сироте необходимо встать на учет в качестве нуждающейся в жилье. Опекун каких-либо познаний не имеет в социальных и жилищных правах. При выпуске из учебных заведений ей не разъяснили, что после окончания учебы по ее заявлению в письменной форме может быть представлено жилье, и куда можно было обратиться для этого. При этом, органами опеки и попечительства Республики Башкортостан разъяснительная работа по поводу реализации жилищных прав с ней или опекуном не проводилась, не разъяснялось право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми посещениями. Таким образом, она осталась без жилья. Администрация муниципального района Республики Башкортостан отказала в предоставлении жилья. Судом исковые требования были удовлетворены [5, с. 3].
Помимо этого, с 2023 возможно получение за счет средств бюджета субъекта РФ выплаты, удостоверенной сертификатом, при соблюдении ряда условий (достижение 23 лет; наличие дохода не ниже МРОТ, обеспечивающий среднедушевой доход, превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ; отсутствие у заявителя психических расстройств, алкогольной или наркотической зависимости) [3, с. 1].
Необходимо отметить, что лица могут быть исключены из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений;
2) утраты ими оснований для предоставления жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими, признания их безвестно отсутствующими;
6) приобретения ими благоустроенных жилых помещений в собственность либо при полном погашении ипотеки [3, с. 1].
Таким образом, можно сказать, что защита законных прав детей-сирот является одной из важнейших задач государства и требует к себе пристального внимания. В настоящее время существуют проблемы в институте реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, например, непредоставление жилого помещения в срок, отказ в постановке на учет как нуждающихся и т. д. На наш взгляд, необходим комплексный подход к решению указанных проблем, например, создание специализированных органов, занимающихся непосредственно реализацией права на жилое помещение, обеспечение этих органов квалифицированными специалистами, совершенствование правового механизма реализации прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также проведение просветительских бесед с детьми, их опекунами, попечителями и приемными родителями.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. — Текст: электронный // Констультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.11.2024).
- Министерство просвещения Российской Федерации. — Текст: электронный // Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 12.11.2024).
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями). — Текст: электронный // ГАРАНТ: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 12.11.2024).
- Решение № 2–1201/2024 2–1201/2024~М-705/2024 М-705/2024 от 27 февраля 2024 г. по делу № 2–1201/2024. — Текст: электронный // sudact.ru: [сайт]. — URL: https://sudact.ru (дата обращения: 12.11.2024).
- Решение № 2–169/2020 2–169/2020~М-101/2020 М-101/2020 от 26 мая 2020 г. по делу № 2–169/2020. — Текст: электронный // sudact.ru: [сайт]. — URL: https://sudact.ru (дата обращения: 12.11.2024).