Влияние COVID-19 на внешнеторговую деятельность: проблемы и тенденции развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Деревянко, Г. И. Влияние COVID-19 на внешнеторговую деятельность: проблемы и тенденции развития / Г. И. Деревянко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86108/ (дата обращения: 22.01.2022).



В данной статье рассматривается воздействие распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на внешнеторговую деятельность. Рассматривается специфика реализации внешнеторговой деятельности в современных реалиях рыночной экономики. Характеризуется основная модернизация конфигурации внешнеторговых отношений в целом.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, COVID-19, цифровизация, глобализация.

This article examines the impact of the spread of coronavirus infection (COVID-19) on foreign trade. The specificity of the implementation of foreign trade activity in the modern realities of the market economy is considered. The main modernization of the configuration of foreign trade relations in general is characterized.

Функционирование многих сфер жизни в современных реалиях было нарушено вследствие распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Наиболее жесткий удар был нанесен мировой торговле, сфере туризма, трансграничных поездок и в целом международным производственным взаимоотношениям. Ограничительные меры по передвижению, коммуникации привели к снижению спроса во всем мире, что повлекло за собой спад экономических систем разных стран. Этот факт подтверждается и статистическими данными. Так, мировая торговля товарами и услугами, по оценкам мировых сообществ, снизилась на 7,6 процента в 2020 году, что немного меньше, чем во время мирового финансового кризиса 2008 года. Отметим, что в базовом сценарии Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН прогнозируется умеренное восстановление мировой торговли в течение следующих двух лет (2021–2022 гг.), поскольку страны постепенно берут под контроль пандемию и ослабляют ограничения на передвижение [2].

Нарушения, связанные с торговыми потоками, ослабили международную торговлю. Увеличение спроса возникло в области электронно-цифровых технологий, фармацевтических препаратов, а также средств индивидуальной защиты. Однако даже эти сферы производства не смогли в полной мере стабилизировать ситуацию в экономическом пространстве мира.

Следует отметить, что ежегодный рост мировой торговли прогнозируется на уровне 6,9 процента в 2021 году и 3,7 процента в 2022 году, чему будет способствовать восстановление внешнеторговой деятельности в целом. Однако перспективы мировой торговли омрачены значительной неопределенностью, в том числе в отношении будущего распространения вируса; устойчивый ущерб от кризиса — например, рынкам труда и балансу; и сохраняющаяся торговая напряженность между основными торговыми партнерами, формирует риски дестабилизации экономических взаимоотношений как между странами [1].

Пандемия COVID-19 выявила некоторые из серьезных проблем, с которыми сталкивается многосторонняя торговая система, поскольку страны по всему миру изначально прибегали к односторонним торговым мерам для защиты внутренних интересов. Растущие протекционистские тенденции и сдвиг в сторону двусторонних и региональных торговых соглашений угрожают еще больше ослабить роль Всемирной торговой организации (ВТО) как центрального руководящего органа мировой торговли [4].

Это, в свою очередь, может привести к усилению поляризации и фрагментации международной торговли в ближайшие десятилетия, что нанесет ущерб малым странам с низким уровнем доходов, включая наименее развитые страны, развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, и малые островные развивающиеся государства.

Создавая новые проблемы, пандемия COVID-19 также может служить катализатором восстановления доверия к многосторонней торговой системе. Признание того, что текущие и будущие вызовы могут быть решены только посредством глобального партнерства и прочных многосторонних рамок, может дать положительный импульс для реформы ВТО.

Для выхода из существующего тупика потребуется восстановление доверия к ВТО на основе подтверждения приверженности многосторонности и повестке дня торговой интеграции в области развития; пересмотр некоторых давних практик организации; и обеспечение конструктивного участия членов в решении спорных и возникающих вопросов, таких как электронная торговля, политика субсидий и торговая политика, основанная на изменении климата. Это могло бы помочь создать многостороннюю торговую систему, отвечающую целям глобальной экономики двадцать первого века, которая будет все в большей степени ориентирована на услуги и цифровую.

Текущие технологические сдвиги, такие как внедрение электронной коммерции, видеоконференцсвязи и роботов, были усилены COVID-19. До пандемии многие сосредоточились на том, как новые технологии могут сократить глобальные потоки, например, за счет того, что производители заменяют человеческие ресурсы программным обеспечением, закупаемым за рубежом.

Многие изменения, вызванные пандемией, могут также усилить глобализацию, если их не сдерживать протекционистской политикой. Трансграничная электронная торговля расширяет экспортные возможности, особенно для небольших компаний. Принудительные эксперименты с удаленной работой могут стимулировать перевод большего числа услуг на периферию. И даже 3D-печать приводит к увеличению, а не уменьшению объема торговли.

Еще одним направлением модернизации конфигурации внешнеторговой деятельности является популяризация применения цифровых технологий. Подчеркнем, что цифровизация вызывает все больший и больший интерес в современной экономической структуре. Ее значение растет в геометрической прогрессии в ближайшей и долгосрочной перспективе выстраивания внешнеэкономических связей между странами.

Повышение интереса фирм к цифровым технологиям объясняется их ежедневным присутствием и значительным влиянием на выручку, маржу, производительность и инновации. Особенно это ощущается в современных реалиях, выстроенных распространением коронавирусной инфекции [3].

Чтобы генерировать ценность и доходы, компаниям необходимо создать цифровое преимущество, объединив цифровые и физические ресурсы. Сегодня любая компания, независимо от ее размера и отрасли, желающая оставаться конкурентоспособной на мировой арене, должна интегрировать цифровую стратегию в свою корпоративную стратегию. Эта стратегия — нечто большее, чем просто использование преимуществ социальных сетей, веб-сайта и так далее. Это сочетание информационных, технологических и физических ресурсов для повышения лояльности клиентов, взаимодействия с иностранными контрагентами, поставщиками.

Кроме того, цифровая стратегия сама по себе не дает достаточных результатов. Формирование эффективных внешнеторговых связей, основанных на применении цифровых технологий должно быть комплексно включено и реализовано в корпоративной стратегии компании. Это позволит обеспечить конкурентное преимущество на мировой арене, а также обеспечит экономический рост организации, увеличивая рентабельность, прибыльность, маржу.

Таким образом, распространение коронавирусной инфекции определило новый вектор развития внешнеторговой деятельности в целом. Пристальное внимание к движущим силам будущего глобализации может помочь компаниям ориентироваться в условиях глобализации и даже извлекать выгоду из ее турбулентности. Изменчивый мир частично связанных национальных экономик расширяет возможности для глобальной стратегии, даже если это усложняет управление многонациональными фирмами.

Сейчас настало время для компаний продемонстрировать свою ценность, используя лучшие мировые возможности для прекращения пандемии и ускорения восстановления посредством формирования внешнеторговых связей на рынке. Одним из направлений стабилизации внешнеторговой деятельности выступает цифровая стратегия. Она не является уже выбором и желанием организации. Она становится обязательным требованием для любой компании, которая хочет оставаться конкурентоспособной на рынке.

Литература:

  1. Красных С. С. Внешнеторговая деятельность России в условиях COVID-19 // Российский внешнеэкономический журнал, Российская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации. — 2021. — № 9. С. — 82–91.
  2. Вожова Е. А. Перспективы развития внешнеторговой деятельности в современных условиях распространения коронавирусной инфекции // Экономический журнал. — 2020. — № 6. — С. 45.
  3. Одинцова О. В., Никитина А. Н. Изменение внешнеторговых связей в мире в период пандемии // Экономика в России и за рубежом. — 2020. — С. 56.
  4. Никулина О. В. Актуальные тенденции во внешнеэкономической деятельности в условиях пандемии COVID-19 и его экономических последствий //Экономика: теория и практика. — 2021. — С. 185.
Основные термины (генерируются автоматически): внешнеторговая деятельность, мировая торговля, многосторонняя торговая система, цифровая стратегия, компания, международная торговля, мировая арена, пандемия.


Задать вопрос