Внешнеэкономическая (экспортная) деятельность Узбекистана: возможности и трудности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Умарова, Н. Б. Внешнеэкономическая (экспортная) деятельность Узбекистана: возможности и трудности / Н. Б. Умарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86134/ (дата обращения: 20.01.2022).



Внешнеэкономическая (экспортная) деятельность Узбекистана: возможности и трудности

Умарова Нилюфар Бехзодовна, студентка 3-го курса факультета международных отношений, Университет мировой экономики и дипломатии (г. Ташкент, Республика Узбекистан)

Проблема экспорта играет доминирующую роль в экономике Узбекистана не только как «вызов глобализации», но и как образец уровня жизни населения и фактор, влияющий на множество важных показателей страны. Развитие экспортно ориентированного сектора и его дальнейшее совершенствование выступают ключевыми драйверами национальных экономик мира. В данной статье анализируются тенденции развития и проблемы внешнеторговой деятельности Узбекистана в контексте реализованных и потенциальных возможностей экономики страны.

Ключевые слова: экспорт, торговля, экономика, внешнеторговая деятельность, продукция, предприятие.

Республика Узбекистан, будучи страной, обладающий естественными и приобретенными преимуществами как в аграрном, так и производственном секторе, в настоящее время находится на переходном этапе либерализации и модернизации своей внешнеэкономической деятельности; прилагаемые усилия имеют позитивное воздействие на экономику страны, однако имеют место быть проблемы, требующие своевременного разрешения. В настоящее время в Республике Узбекистан осуществляются масштабные социально-экономические реформы, в результате которых страна превращается в одно из передовых государств СНГ с открытой экономикой. Впервые за минувшие 30 лет в стране четко выстраиваются новые по своей сути внешнеэкономические связи, основанные на балансе экономических и национальных интересов, что создает базис для успешной реализации торговых отношений. Создавая возможности для местных производителей на внутреннем рынке, параллельно ведутся работы по реализации товаров собственного производства за рубежом.

Если ранее Узбекистан в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств время от времени менял векторы политико-экономического сотрудничества, сохраняя за собой возможность маневрировать собственные интересы между глобальными игроками в Центральной Азии — Россией, Китаем, США и ЕС, — то активизируя, то ослабляя тот или иной вектор своей политики, то на сегодняшний день страна руководствуется стратегией обеспечения экономической безопасности с учетом своих конкурентных преимуществ и собственных национальных приоритетов.

В своем Послании Парламенту на 2021 год Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил, что выход на новые экспортные рынки останется одним из главных приоритетов нашей экономической политики. Ранее в ходе видеоселекторного совещания по вопросам повышения экспортного потенциала отраслей и регионов страны было отмечено, что «экспорт — это теперь не желание, а обязанность». Таким образом, был дан посыл, что экономика страны отныне будет диверсифицирована и постепенно превращена в экспортно ориентированную.

Имея в арсенале немало возможностей для совершенствования экспортной деятельности, Узбекистан, тем не менее, сталкивается с трудностями и находится на переходной стадии перепрофилирования экономики.

Узбекистан осуществляет торговые отношения с более чем 150 странами мира. Наибольший объем его внешнеторгового оборота среди них зафиксирован с Китаем (17,9 %), Российской Федерацией (16,9 %), Казахстаном (8,4 %), Республикой Корея (7,3 %), Турцией (5,5 %), Кыргызстаном (2,3 %) и Афганистаном (2,0 %). Самым котируемым объемом в составе экспортируемых товаров среди крупных стран-партнеров составляют минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы, промышленные товары, а также различные готовые изделия [1].

В результате увеличения производства продукции, заменившей импортные товары, и диверсификации промышленного производства в структуре экспорта достигнуты значительные изменения. В частности, за последние годы наблюдались изменения в торговых связях с соседними государствами. Наличие активного внешнеторгового баланса с Кыргызстаном, Таджикистаном и Афганистаном можно рассматривать как положительный результат во внешней торговле страны. Взаимодействие Узбекистана и Афганистана основывается в определенной мере на межправительственном соглашении о поставках электроэнергии за 2020 год, в котором четко определены обязательства сторон и предусмотрена поставка Узбекистаном 2,2 млрд киловатт-часов электроэнергии в год [2].

Затрагивая тему электротехнической отрасли, необходимо отметить, что с ростом объемов производства растут показатели экспорта электротехнической продукции, которые за последние три года выросли на 31,6 %, при этом экспорт бытовой техники вырос более чем в 2,2 раза. Электротехническая отрасль является наиболее динамично развивающейся отраслью экономики и насчитывает более 450 предприятий. География экспорта электротехнической продукции с каждым годом расширяется: в настоящее время более 100 видов электротехнической продукции экспортируется в 38 стран, новыми рынками сбыта стали Китай, ОАЭ, Латвия, Литва, Молдова. В то же время, основными рынками сбыта по-прежнему остаются страны СНГ, а также Турция [3].

Необходимо отметить, что впервые в истории Узбекистана и стран СНГ силовые трансформаторы серии TMG Чирчикского трансформаторного завода успешно прошли испытания в лаборатории «KEMA» (Нидерланды), и получили сертификат соответствия международным стандартам IEC (MЭK), что дает возможность экспортировать их в любую точку мира. Подобное достижение открывает новые экспортные возможности для местного производителя и снимает лицензионные ограничения.

На сегодняшний день текстильная отрасль Узбекистана является экспортно ориентированной. Выпускаемая местными предприятиями текстильная и швейная продукция пользуется спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и из года в год приобретает все большую популярность у зарубежных потребителей. За четыре года экспорт удалось нарастить в 2,1 раза: с 899 млн долларов США в 2016 году до 1,8 млрд [4].

Начиная с 2016 года переход к полной переработке сырья и прекращения его экспорта приобрел ускоренный характер. Было открыто заявлено, что с 2020 года экспорт хлопка из Узбекистана будет полностью остановлен, а все сырье будет перерабатываться внутри республики, — страна перейдет от экспорта сырья к поставкам готовой продукции. Уже в 2018 году на фоне роста производства хлопкового волокна на 8 % относительно 2016 года доля хлопка, поставляемого на экспорт, резко снизилась до 18,4 %, а 81,6 % собранного уже перерабатывалось внутри страны. К 2019 году это соотношение составило 11 % — на экспорт и 89 % — внутренняя переработка (данные stat.uz). При этом на фоне снижения объемов экспорта хлопка объемы экспорта текстильной и швейно-трикотажной продукции только росли; была отмечена положительная динамика диверсификации производственных мощей и изменение ориентации хлопкового сектора. Здесь необходимо отметить, что продолжающийся на данный момент экспорт белого золота связан в первую очередь с выполнением обязательств по долгосрочным экспортным контрактам. Как ожидается, в 2021 году 99 % перерабатываемого хлопкового волокна уже будет использоваться для нужд отечественной промышленности, которая, в свою очередь, будет специализироваться на выпуске конкурентоспособной готовой продукции.

Немаловажным фактором, послужившим толчком к упрощению процесса экспорта для узбекских производителей, стало принятое 30 ноября 2020 года Европейской комиссией в досрочном порядке положительное решение по заявке Республики Узбекистан на получение статуса бенефициара Всеобщей системы преференций плюс GSP+. В таких условиях отечественные производители и экспортеры приобретают возможность пользоваться односторонними тарифными преференциями при экспорте своих товаров на европейский рынок. При таком сценарии количество товарных позиций, которые узбекские производители смогут экспортировать в страны ЕС, вырастет до 6200 единиц [5].

По предварительной оценке, при режиме преференциальной торговли GSP+ ожидаемый объем экспорта текстильной продукции на начальном этапе будет составлять 300 млн. долларов США, с последующим его увеличением до 1.2 млрд долларов США к 2025 году. В настоящее же время Узбекистаном экспортируется свыше 2,1 млрд. долларов США текстильной продукции.

Почвенно-климатические условия Узбекистана благоприятны для производства широкого спектра овощных и бахчевых культур, существенно превосходящих аналогичную продукцию из других стран по качеству. Имея в арсенале естественные преимущества в данном ключе, страна динамично развивает и наращивает производство и сбыт продукции за рубеж. По данным Госкомстата, объем экспорта плодоовощных продуктов в 2020 году составил 1 485 тонн и превысил 1 миллиард долларов США в стоимостном выражении. Ввиду ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, был отмечен темп снижения по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, составивший 16,5 %. Основные рынки экспорта плодоовощной продукции приходятся на Россию, Казахстан, Кыргызстан и Пакистан [6].

В 2021 году в Узбекистан планирует увеличить экспорт товаров и услуг на 20 %.Согласно Государственной программе 2021 года, экспорт товаров и услуг к концу года должен достигнуть $12 млрд [7].

Запланированы следующие практические меры:

— Правительственной комиссии принять меры для оперативного решения проблемных вопросов в ходе своей деятельности, при активном продолжении системы сотрудничества с предприятиями-экспортерами:

— по увеличению мощности новых производственных мощностей для экспорта в рамках инвестиционных программ;

— по увеличению объемов экспорта промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью при резком сокращении вывоза сырья и глубокой переработки внутри страны;

Товары узбекского производства сталкиваются с различными трудностями при экспорте — квотирование, недостаточная диверсификация, лицензионные барьеры, однообразная география экспорта, недостаточная научно-исследовательская работа, в результате которой экспортируемый товар либо производится с помощью импортированной продукции, либо отстает по определенным параметрам от стран-конкурентов. К примеру, текстильная и швейная продукция Узбекистана поставляется во многие страны мира, следовательно, география экспорта ежегодно расширяется: если в 2016 году продукция поставлялась в 60 стран, то в 2020 году этот показатель составил 71. Однако здесь необходимо отметить, что в настоящее время только на шесть стран приходится 89 процентов всего объема экспорта. Так, по итогам 2020 года на Россию приходится 36,5 %, Китай — 21,6 %, Кыргызстан — 15,2 %, Турцию — 11,4 %, Польшу и Казахстан по 2,3 % (данные stat.uz). При этом 95 процентов экспорта готовых швейно-трикотажных изделий приходится на страны СНГ . Это говорит о сохранении низкого уровня диверсификации географии экспорта, несмотря на видимый рост числа стран, закупающих у Узбекистана продукцию.

Необходимо также упомянуть о проблеме с транспортировкой продукции. Большая часть экспорта плодоовощной продукции приходится на автомобильный транспорт. Объемы, сроки, стоимость и остатки во многом зависят от наличия автотранспортных средств других стран. Однако существующий автопарк по рефрижераторным фурам не покрывает потребность экспорта [8].

Несмотря на то, что в стране создаются новые факторы логистического обеспечения торговли, темпы непосредственного внедрения современных методов и технических средств логистики в практику организации и управления грузопотоками еще недостаточны. Объективные причины, сдерживающие региональную торговлю (отсутствие выхода к международным морским коммуникациям, высокая доля транспортных издержек, ограниченность готовой товарной номенклатуры с высокой добавленной стоимостью), заставляют Узбекистан уделять огромное внимание развитию транспорта, инфраструктуры и логистики.

Имеют место быть также недостатки в системе экспортного страхования. Международная практика показывает, что основные торговые операции по сельскохозяйственной продукции осуществляются на условиях поставки c учетом доставки и страховки (CIP, DAP, CFR и др.), а также на условиях оплаты отсрочки платежа, после поставки товара до пункта назначения, при этом товар по качеству и количеству принимается в пункте назначения [9].

Бюрократичный характер процедур экспортного контроля и оформления товаров для реализации за рубеж также считается одной из насущных проблем, с которыми сталкиваются местные производители и потенциальные экспортеры. Процесс получения необходимых экспортных сертификатов и экспортного таможенного оформления происходит в разных местах, нередко отдаленных от места отгрузки продукции. Процедура оформления документов занимает в среднем 3 рабочих дня, так как органы, выдающие соответствующие сертификаты для экспорта (сертификат происхождения, фитосанитарный сертификат, сертификат соответствия и т. д.) расположены в разных местах и, в основном, областных центрах, что создает прямые издержки во времени и создает не всегда оправданные риски.

Как отмечают Назарова Р. Р. и Фозилова Ф. К., проблема ограниченного доступа к финансовым ресурсам для экспортёров является как никогда актуальной. Процентные ставки по кредитам, предлагаемые коммерческими банками, слишком высоки; суммы, которые могут быть заимствованы, малы, а процесс подачи заявки на кредит трудоемок и сложен [10].

Учитывая тот факт, что Узбекистан является страной, в которой реформы проводятся поэтапно и последовательно, подобные проблемы четко понимаются руководством и производственным сектором страны, вследствие чего в настоящее время применяются практические меры по устранению трудностей и облегчению процесса экспорта для местных производителей.

Анализ деятельности Узбекистана на внешних рынках и динамика роста, продемонстрированная в последние годы, дает четкий сигнал о строгой и последовательной модернизации внешнеэкономических связей республики. Использование имеющегося потенциала в нужном русле и наращивание производства в балансе с национальными интересами позволяют осуществлять устойчивое развитие промышленного, аграрного и продовольственного сектора, а также сферы услуг. Намеченный рост обещает сохранять позитивную динамику при условии выполнения государственной программы и следованию намеченных планов; ожидается повышение экспорта в различных сферах за счет преодоления лицензионных и таможенных ограничений.

Наряду с возможностями и достижениями страна также сталкивается с трудностями. В настоящее время государство решает задачи по устранению имеющихся проблем и созданию правовой базы и формированию общественного климата, благоприятствующих эффективному функционированию экономических субъектов; по защите конкуренции, развитие которой придает экономике инновационный импульс; по распределению ресурсов, позволяющему изменить структуру национального продукта; по стабилизации экономики; по контролю за уровнем занятости и инфляцией, а также по стимулированию экономического роста. Нововведения дают возможность реализовать имеющийся потенциал регионов республики, повысить показатели экспорта, трудовой занятости и индустриализации.

Литература:

  1. Отчет Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан https://stat.uz/uploads/docs/tashqi_savdo_may_ru.pdf
  2. https://repost.uz/dogovorilis-s-nimi Комментарий Министерства энергетики РУз
  3. Ответ о сбыте электротехнической продукции в 2020 году https://review.uz/post/razvitie-elektrotexnicheskoy-otrasli-itogi-i-perspektiv
  4. Обзор текстильной отрасли Узбекистана https://review.uz/post/infografika-eksport-tekstilnoy-produkcii-uzbekistana-v-2016–2021-gg
  5. Узбекистан получил GSP+ https://invest.gov.uz/ru/mediacenter/news/uzbekistan-has-been-granted-the-status-of-beneficiary-of-the-universal-system-of-preferences-plus-gsp/
  6. Данные взяты из отчета Министерства экономики РУз http://mineconomy.uz/uploads/2021_years/February/Прогноз2020–2021.pdf
  7. Государственная программа 2021 года https://finance.uz/index.php/ru/fuz-menu-biznes-ru/9992-v-2021-godu-uzbekistan-planiruet-uvelichit-eksport-tovarov-i-uslug-na-20
  8. Повышение производственного и экспортного потенциала плодоовощной отрасли Узбекистана: проблемы и перспективы https://www.undp.org/content/dam/uzbekistan/docs/Publications/economicgovernance/Improving_Productive_and_Export_Potential/un_uzb_Improving_Productive_ %20and_Export %20Potential.pdf
  9. Назарова Р.Р: Проблемы и пути совершенствования экспорта плодоовощной продукции в Республике Узбекистан; Ташкент, 2019 http://staff.tiiame.uz/storage/users/36/articles/2blEhHFRXIhWFpAysQB4N4jB8nPahMMoxoQwLtkn.pdf#page38
  10. http://staff.tiiame.uz/storage/users/36/articles/2blEhHFRXIhWFpAysQB4N4jB8nPahMMoxoQwLtkn.pdf#page38
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, GSP, доллар США, Китай, Кыргызстан, экспорт, Афганистан, Казахстан, Россия, электротехническая продукция.


Задать вопрос