Формирование основ развития ДОУ посредством участия в мониторинге качества дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 05.12.2021

Статья просмотрена: 444 раза

Библиографическое описание:

Полянская, Е. В. Формирование основ развития ДОУ посредством участия в мониторинге качества дошкольного образования / Е. В. Полянская, Л. Д. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86381/ (дата обращения: 19.04.2024).



С октября по декабрь 2020 года наш детский сад участвовал в мониторинге качества дошкольного образования детей от 3 до 7 лет в субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме и апробации мониторинга качества дошкольного образования с использованием инструментария МКДО детей от 0 до 3 лет.

Единая система мониторинга качества дошкольного образования — прозрачная, понятная всем участникам образовательного процесса, валидная, объективная и надежная — объединяет требования разных действующих нормативных документов и задает четкие ориентиры для работы всей системы дошкольного образования, предоставляет качественные данные для реализации контроля качества образования и выявления нарушений требований законодательства об образовании, создает доказательную основу для развития дошкольного образования Российской Федерации.

Мониторинг, реализуемый на основе Концепции МКДО, позволяет усовершенствовать механизмы как внутренней, так и внешней оценки качества образования в ДОУ, получить данные, необходимые для развития системы образования, повысить прозрачность ключевых аспектов современного российского дошкольного образования для всех заинтересованных лиц, в том числе родителей и опекунов воспитанников, других членов их семей, широкой общественности.

Для оценивания качества образования в процессе МКДО используется сочетание внутренней и внешней моделей оценивания, а также интегрированный анализ результатов оценки.

Модель внутренней оценки качества дошкольного образования используется при проведении внутреннего мониторинга качества образования в ДОУ и включает: самооценку педагогов ДОУ и внутреннюю оценку качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками и обеспечивающей их деятельности ДОУ.

На основании результатов оценивания совершенствуется система управления качеством образования в группах и в ДОУ в целом, разрабатываются программы развития группы и ДОУ.

Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОУ служит основой для проведения последующего этапа внешней оценки качества дошкольного образования в ДОУ.

Модель внешней оценки качества используется при проведении этапа внешнего мониторинга качества дошкольного образования и включает: независимую оценку качества образования родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ; внешний экспертный мониторинг качества деятельности (выездной).

По итогам комплексного анализа качества образовательной деятельности составляются аналитические отчеты, формируются рекомендации по развитию качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОУ. Данные мониторинга помогают педагогам и другим сотрудникам ДОУ выявить зоны рисков в своей профессиональной деятельности, разработать план по профессиональному самосовершенствованию и повышению квалификации. По результатам МКДО в детском саду планируется работа по усовершенствованию эффективного управления качеством образовательной деятельности в ДОУ.

Также мониторинг направлен на привлечение внимания к проблеме информационной доступности детских садов для родителей/законных представителей. На основании данной информации родители могут принимать решение о выборе образовательной организации для своего ребенка с учетом территориальных и социальных факторов, а также узнать есть ли условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и принимать участие в образовании своего ребенка.

Благодаря сбору, обработке, систематизации и анализу данных мониторинга сформирована надежная основа для реализации функций контроля за осуществлением образовательной деятельности в ДОУ.

Данные мониторинга являются основой для построения планов профессионального развития педагогов. Мы все понимаем, что даже самая прекрасная образовательная программа не гарантирует высокого качества образования, если педагог не справляется со своими задачами. Именно качество работы педагога определяет эффективность работы всей организации.

При проведении профессиональной самооценки в рамках МКДО 85,7 % педагогов детского сада по большинству показателей оценили свою профессиональную квалификацию и качество педагогической работы на три и более балла, то есть достигают и превышают требуемый базовый уровень. Результаты внутренней и внешней экспертной оценки в целом подтверждают эти цифры.

В результате анализа полученных результатов были обозначены проблемные точки. Так в области качества «Образовательная программа» показатели ниже базового выявлены в следующих вопросах: АООП ДО для детей с ОВЗ, ОП ДО, АОП ДО. Полученные показатели обусловлены тем, что с данными программами работает ограниченное количество педагогов, а АОП ДО в детском саду не реализуется из-за отсутствия такой категории воспитанников.

В области качества «Содержание образовательной деятельности» низкий показатель (0,95 балла) в вопросе «Речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде» связан с тем, что основная часть воспитанников — это русскоязычные дети, образование в детском саду ведется на русском языке, детский сад посещают 3 ребенка армянской национальности, но родители заинтересованы, что бы их дети получили образование на русском языке.

В области качества «Образовательный процесс» оценка 2,9 балла в вопросе «Проектно-тематическая деятельность» обусловлена недостаточным уровнем использования педагогами индивидуальной проектно-исследовательской деятельности с детьми.

В вопросе «Использование информационных технологий» оценка 2,95 вызвана недостаточной обеспеченностью компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием.

Низкие показатели в области качества «Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» по вопросам: организация образования детей с ОВЗ в группе, инклюзия в группе, специальная работа с детьми с ОВЗ, работа с детьми-инвалидами — обусловлены тем, что базовый уровень по данным показателям поставили только педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, остальные указали, что знакомы с этим направлением, но такую работу не проводят.

Благодаря участию в МКДО педагоги получили четкие и стабильные ориентиры качества образовательного процесса, что в дальнейшем позволяет правильно организовать свою работу и достигнуть хороших результатов. Некоторые из педагогов прекрасно проводя занятия в группе, не достаточно внимания уделяют поддержке детской инициативы при освоении содержания программы, поскольку не считают это значимым фактором качества. Они недостаточно знакомы с данными современных научных исследований эффективности различных педагогических подходов.

Выявленные, благодаря инструментарию МКДО, проблемные вопросы позволяют скоординировать направления саморазвития и повышения квалификации педагогов.

При проведении внутренней оценки групп по всем показателям был выявлен базовый уровень. Средний балл по всем показателям 3,22. Западающим показателем является вопрос «Кадровые условия. Рабочая нагрузка и условия труда». Причина этого не количество детей в группе (оно соответствует санитарным требованиям), а то, что уровень заработной платы у большинства педагогов остается ниже среднерегионального уровня.

Оценка образовательной организации в целом показала также базовый уровень. Средняя оценка по показателям 3,59 балла.

МКДО создает основу для эффективного управления качеством образования в ДОУ. Мониторинговые данные обеспечивают доказательную базу для инициатив, направленных на непрерывное развитие ДОУ.

Внутренняя система оценки качества позволяет вовремя понять, что устарело и нуждается в модернизации в вопросах, связанных с пожарной безопасностью, питанием, соблюдением СанПиН. Важно, что появилась возможность еще до прихода контролирующих органов выявить проблемы и поработать над их решением, самостоятельно оценив каждую область и показатель качества. Кроме того, МКДО изучает деятельность ДОО практически со всех сторон: анализируются показатели, характеризующие зоны ответственности различных участников дошкольного образования — педагога, руководителя, коллектива работников детского сада, учредителя.

Такой подход позволяет отойти от оценки качества «по бумагам» и ориентироваться на реальные аспекты деятельности ДОУ.

В 2021 г. детский сад стал инновационной площадкой АНО ДПО «Национальный институт качества образования» по теме: «Развитие качества дошкольного образования с использованием Инструментария мониторинга качества дошкольного образования на образовательной платформе «Вдохновение», с сентября группа раннего возраста № 1 начала работать по образовательной программе «Вдохновение». Изучив программу, мы во многом пересмотрели подходы к работе с детьми и родителями. Считаем, что участие в инновационной деятельности позволит нам добиться наиболее высоких показателей качества образования в ДОУ.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, детский сад, образовательная деятельность, ребенок, базовый уровень, внутренняя оценка качества, данные, область качества, педагог, показатель.


Похожие статьи

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Однако всю оценку качества образовательной деятельности к знаниям, умениям и

Таким образом, основой для оценки качества дошкольного образования не могут

Ребёнок пришедший в детский сад должен получить дошкольное образование хорошего качества.

Оценка родительским сообществом качества дошкольного...

Таким образом, оценка качества дошкольного образования в детской образовательной организации рассматривается как многоуровневая

Библиографическое описание: Ефимова, А. И. Оценка родительским сообществом качества дошкольного образования: региональный...

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении

Диагностика детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется участниками педагогического состава во время внутренней диагностики формирования показателей развития его личности в ходе систематического наблюдения за воспитанниками в...

Проект оценки контроля качества образовательного процесса...

Повышение мотивации сотрудников к улучшению качества образовательного процесса с учетом оценки контроля качества процесса обучения воспитателями и развития детей дошкольного возраста на уровне руководителя и старшего воспитателя.

Качество дошкольного образования и формирование подходов...

Рассмотрен потенциал основных подходов к оценке качества дошкольного образования.

Данный показатель позволит оценить уровень качества образовательных программ и

Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения...

Мониторинг качества освоения воспитанниками основной...

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования (далее — ООП ДО), представляет собой важную составную часть данной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

Научно-теоретические основы управленческой деятельности по...

Детский сад — это дом и целый мир для детей и серьезная и важная работа взрослых, на пути которых встречаются порой разные трудности. Дошкольное образование — это не только начальная ступень системы образования, это целая жизнь дошкольника, полноценная и очень...

Мониторинг управления качеством образования в дошкольных...

оценка соответствия содержания, уровня и качества образования аттестационным

К. Ю. Белая обусловливает зависимость качества образовательной деятельности дошкольного

Критерии и показатели организационно-педагогических условий управления качеством...

Использование шкал ECERS-R при оценке качества...

Оценка качества дошкольного образования не должна формироваться стихийно, это управляемый процесс. Однако управление качеством образования невозможно осуществлять только на административной основе. Оно требует участия всех субъектов образовательного...

Похожие статьи

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Однако всю оценку качества образовательной деятельности к знаниям, умениям и

Таким образом, основой для оценки качества дошкольного образования не могут

Ребёнок пришедший в детский сад должен получить дошкольное образование хорошего качества.

Оценка родительским сообществом качества дошкольного...

Таким образом, оценка качества дошкольного образования в детской образовательной организации рассматривается как многоуровневая

Библиографическое описание: Ефимова, А. И. Оценка родительским сообществом качества дошкольного образования: региональный...

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении

Диагностика детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется участниками педагогического состава во время внутренней диагностики формирования показателей развития его личности в ходе систематического наблюдения за воспитанниками в...

Проект оценки контроля качества образовательного процесса...

Повышение мотивации сотрудников к улучшению качества образовательного процесса с учетом оценки контроля качества процесса обучения воспитателями и развития детей дошкольного возраста на уровне руководителя и старшего воспитателя.

Качество дошкольного образования и формирование подходов...

Рассмотрен потенциал основных подходов к оценке качества дошкольного образования.

Данный показатель позволит оценить уровень качества образовательных программ и

Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения...

Мониторинг качества освоения воспитанниками основной...

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования (далее — ООП ДО), представляет собой важную составную часть данной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

Научно-теоретические основы управленческой деятельности по...

Детский сад — это дом и целый мир для детей и серьезная и важная работа взрослых, на пути которых встречаются порой разные трудности. Дошкольное образование — это не только начальная ступень системы образования, это целая жизнь дошкольника, полноценная и очень...

Мониторинг управления качеством образования в дошкольных...

оценка соответствия содержания, уровня и качества образования аттестационным

К. Ю. Белая обусловливает зависимость качества образовательной деятельности дошкольного

Критерии и показатели организационно-педагогических условий управления качеством...

Использование шкал ECERS-R при оценке качества...

Оценка качества дошкольного образования не должна формироваться стихийно, это управляемый процесс. Однако управление качеством образования невозможно осуществлять только на административной основе. Оно требует участия всех субъектов образовательного...

Задать вопрос