Особенности и проблемы конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 06.12.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Зевахина, Т. В. Особенности и проблемы конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей / Т. В. Зевахина, С. Б. Пастушенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86383/ (дата обращения: 22.01.2022).



В статье рассмотрены основные особенности конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей, проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: конкуренция, сельское хозяйство, особенности конкурентоспособности.

На современном этапе важным фактором является производство качественной и конкурентоспособной сельхозпродукции. Цена, срок доставки, сервисное обслуживание покупателя и многое другое являются неотъемлемыми факторами, влияющими на спрос.

Стоит учесть, что конкурентоспособность предприятия — важнейший фактор, определяющий место на рынке. Предприятие должно знать и постоянно совершенствовать свои «сильные стороны», чтобы иметь превосходство над конкурентами.

Говоря о конкуренции в аграрном секторе, стоит отметить, что ее появление связано с различными факторами, в том числе с полной свободой рыночных сил и государственного воздействия на процессы, происходящие в отрасли. В целом, подобное вмешательство позволяет обеспечить эффективность производства, но не в полном объеме.

Отметим, что особое влияние на формирование конкуренции в аграрном секторе оказывает взаимосвязь между производителями сельхозпродукции и предприятиями переработки, конкуренция между которыми проявляется на рынке сбыта, в установлении цены на продукцию сельского хозяйства, которая для перерабатывающего предприятия является сырьем. Судить об этом можно по величине доли закупочной цены в розничной цене продукта. По всем видам сельскохозяйственной продукции, кроме мяса, доля цены продаж в розничной цене не превышает 40 %.

Также существует явная проблема ограниченности земельных ресурсов, что осложняет работу по расширению размеров производства. Сельское хозяйство тесно связано с землей, которая выступает в качестве главного и незаменимого средства производства, являясь одновременно пространственным базисом для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. Рациональное использование земельных ресурсов позволит значительно увеличить объемы производства.

Кроме этого, особенность ограниченности размеров земельных ресурсов, территориальное размещение в совокупности с природно-климатическими условиями, ограничивает возможности сельхозтоваропроизводителей в выборе ассортимента производимой и реализуемой продукции.

Говоря об особенностях конкурентоспособности сельхозпроизводителей, отметим, что данный аспект характеризуется как внутренней, так и внешней деятельностью хозяйствующего субъекта. В рамках данного подхода конкурентоспособность определяется как набор факторов внешней и внутренней среды предприятия, совместное действие которых обеспечивает предприятию победу в конкурентной борьбе. На рисунке 1 представлены факторы конкурентоспособности предприятия.

Факторы конкурентоспособности предприятия

Рис. 1. Факторы конкурентоспособности предприятия

Итак, обращаясь к рисунку 1, рассмотрим основные проблемы, связанные с конкуренцией именно в сфере сельского хозяйства.

Обращаясь, к внешним факторам конкурентоспособности предприятия, рассмотрим государственную политику в отношении экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции. Введенные в 2014 году санкции позволили государству сократить количество импортированной сельскохозяйственной продукции и продовольствия с 43 до 26 млрд. руб. Однако, фрукты и овощи в большой степени поставляются в Россию из заграницы, потому как производство на территории страны требует значительное количество материальных ресурсов, в особенности в зимнее время.

Одним из путей, позволяющим увеличить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции станет снижение стоимости электроэнергии и водоснабжения для производителей сельхозпродукции. Эта мера позволит снизить себестоимость товаров агропромышленного сектора, производимых на территории страны, что позволит конкурировать с импортными товарами на равных.

Обращаясь к проблеме конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей, обратим внимание на то, что в последнее время конкуренция возрастает, в особенности с товарами, которые поставляются из КНР. Стоимость импортной сельскохозяйственной в разы меньше, чем стоимость отечественной. Это зависит от различных факторов: стоимость удобрений, оплаты труда работников, стоимости электроэнергии и другого. Рынок выдвигает свои условия конкуренции — цены, качество и безопасность сельскохозяйственной продукции.

При этом, с 1 февраля по 30 июня 2021 года была введена экспортная пошлина на соевые бобы в размере 30 %, но не менее 165 евро за тонну. Выращивание сои на Дальнем Востоке во многом ориентировано на экспорт, в первую очередь в Китай. Соответственно введение пошлин в период посевной кампании негативно отразилось на ее результатах, это снизило инвестиционную привлекательность возделывания данной культуры. В этой связи целесообразно если и вводить экспортные ограничения, то при этом учитывать региональные особенности, не применять одни и те же правила для всех регионов страны [2].

Одним из внутренних факторов является производственная и организационная структура предприятия.

Производственной структурой считается разделение на подразделения, то есть цеха, участки и т. д. Организационная структура же позволяет рассмотреть иерархию подразделений предприятия. Важным условием качественной работы сельхозпредприятия является слаженная работа каждого из отделов. Поэтому руководство предприятия должно обеспечить их взаимосвязь. Это также позволит повысить производительность, а также повысить конкурентоспособность.

Далее отметим, что развитие сбытовой (дилерской) сети дает возможность увеличивать темпы производства сельскохозяйственной продукции. Однако существую сложности, связанные с формированием сети.

Основными задачами сбытовой сети являются привлечение внимания потребителя к продукции и доставка вовремя и надлежащего качества. Также важным вопросом в сельскохозяйственной сфере является возможность для малого и среднего бизнеса распространять произведенную продукцию.

Преимуществом в системе сбыта сельскохозяйственной продукции обладают оптово-распределительные центры, которые работают как с большими аграрными предприятиями, так и с малыми производителями, такими как КФХ, ЛПХ и другими. Но подобных центров в стране мало. Создание большего их количества позволило бы не только повысить снабжение регионов качественной сельскохозяйственной продукцией, но и повысить конкурентоспособность предприятий.

Также стоит обратить внимание на квалификацию работников сельскохозяйственного предприятия. Данный фактор также влияет на развитие предприятия. Уровень квалификации говорит о том, насколько полезными для работы навыками, знаниями и умениями обладает персонал.

Учитывая то, что каждая из отраслей развивается, работники должны обновлять свои знания, для более продуктивной работы, что позволит увеличить показатель качества продукции, расширить рынки сбыта и др.

Руководство предприятия должно позаботиться о том, чтобы персонал предприятия посещал курсы, дополнительно проходил обучение. Чем выше квалификация работников сельскохозяйственного предприятия, тем быстрее оно развивается, что дает возможность конкурировать с другими более крупными компаниями.

Качество менеджмента также играет важную роль в увеличении конкурентоспособности предприятия. Именно агарный менеджмент позволяет изучить закономерности деятельности аппарата управления сельскохозяйственной организации, принципы и методы работы с кадрами, наиболее эффективные методы и способы воздействия на трудовые коллективы с целью достижения желаемого эффекта в процессе аграрного производства.

Одной из особенностей сельского хозяйства в России является «усталость» оборудования на агропромышленных комплексах, в особенности на тех, что занимаются переработкой. Это говорит о том, что товарная продукция может быть некачественной, плохо переработанной. От этого фактора зависит финансовая стабильность предприятия и его конкурентоспособность на рынке.

В сложившейся ситуации важно, чтобы государство оказало необходимую помощь в обновлении сельхозтехники, потому как государственное участие в развитии сельского хозяйства является важным аспектом. Обновление оборудования и других факторов позволит отечественным сельхозпроизводителям конкурировать с зарубежными.

В связи с этим, в рамках реализации Стратегии развития агропромышленного комплекса АПК до 2024 года, необходимо привлечение значительных объемов финансовых средств и увеличения мер государственной поддержки как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта.

Среди необходимых мер поддержки основными являются:

– предоставление скидки на приобретение сельскохозяйственной техники в размере 50 %;

– компенсация стоимости транспортных расходов на доставку техники и минеральных удобрений для сельскохозяйственных предприятий ДФО;

– увеличение лимитов по льготному краткосрочному кредитованию;

– решение вопроса по отмене квот на экспорт пшеницы, ячменя и кукурузы в Китай;

– компенсация железнодорожного тарифа на перевозку экспортной продукции до дальневосточных портов;

– установление для субъектов ДФО предельного уровня субсидирования мероприятий по строительству и реконструкции мелиоративных систем в 90 % [1].

Подводя итог, стоит учесть, что на развитие конкуренции в сельскохозяйственном производстве влияет ряд специфических особенностей отрасли, таких как территориальная привязанность и ограниченность размеров основного средства производства — земли, а также природно-климатические и другие.

В качестве мер для стимуляции развития конкуренции в сельском хозяйстве необходимы следующие условия:

– поддержка государства эффективных проектов, направленных на развитие сельского хозяйства;

– совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования, для контроля цен на рынке сельскохозяйственной продукции;

– стимулирование сельскохозяйственных объединений, КФХ;

– развитие в сельскохозяйственных организациях других направлений деятельности, в частности переработки сельхозпродукции.

Литература:

  1. Василий Орлов и Джамбулат Хатуов обсудили с амурскими аграриями стратегию развития АПК Приамурья // Портал правительства Амурской области [Электронный ресурс]: https://www.amurobl.ru/posts/news/vasiliy-orlov-i-dzhambulat-khatuov-obsudili-s-amurskimi-agrariyami-strategiyu-razvitiya-apk-priamurya/ (дата обращения 11.09.2021)
  2. Российский рынок соевых бобов и продуктов их переработки — тенденции и прогнозы // Экспертно-аналитический центр агробизнеса [Электронный ресурс]: https://ab-centre.ru/news/rossiyskiy-rynok-soevyh-bobov-i-produktov-ih-pererabotki---tendencii-i-prognozy (дата обращения 20.09.2021)
  3. Рущицкая, О. А. Специфика конкуренции в аграрном секторе России / О. А. Рущицкая, Т. И. Кружкова, И. П. Чупина. — Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — С. 148–152.
  4. Чупина, И. П. Конкурентные преимущества предприятий агропромышленного комплекса на продовольственном рынке / И. П. Чупина. — Текст: непосредственный // Экономика и бизнес. — 2016. — № 2. — С. 37–46.
Основные термины (генерируются автоматически): сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, конкурентоспособность предприятия, аграрный сектор, квалификация работников, Китай, производитель сельхозпродукции, Россия, руководство предприятия, сельскохозяйственное предприятие.


Ключевые слова

конкуренция, сельское хозяйство, особенности конкурентоспособности
Задать вопрос