Одной из основных целей развития АПК является конкурентный потенциал, характерный для данной отрасли. В статье представлен анализ тенденций развития конкурентоспособности организаций АПК и сформулирован вывод по итогам проведенного анализа.
Ключевые слова: сельское хозяйство, общая экономика, добавленная стоимость, конкурентоспособность, агробизнес, агропромышленный комплекс.
Управление конкурентоспособностью на предприятиях АПК следует понимать как непрерывный, систематический и целенаправленный процесс, влияющий на факторы и условия, обеспечивающие создание качественной и конкурентоспособной продукции на всех уровнях развития агропромышленного предприятия. Управление конкуренцией рассматривается как корректирующий процесс формирования производства и потребления продукта с целью вывода на рынок конкурирующих продуктов и уменьшения влияния субъективных факторов.
Помимо финансовых и трудовых факторов, основными факторами, повышающими конкурентоспособность организаций АПК в современной экономике, являются организационные и технологические факторы. К этим факторам относятся:
- Организационные факторы, повышающие конкурентоспособность организаций АПК в экономике [5]:
– сбор, анализ и обработка информации о потенциальных агропромышленных конкурентах, их производстве и методах продаж;
– эффективность и эффективность управления;
– быстрое решение эффективно организовывать текущие задачи.
- Технические факторы, повышающие конкурентоспособность сельскохозяйственных организаций в современной экономике:
– техническое оснащение сельскохозяйственных организаций;
– эффективная и разумная работа производственного процесса;
– регулярное обновление оборудования и технологий;
– использование новых технологий для производства сельскохозяйственной продукции, что позволит:
а) снизить основные производственные затраты;
б) создать производства товаров более высокого качества;
в) повысить прибыль сельскохозяйственных организаций.
При управлении корпоративной конкурентоспособностью обычно непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависят качество продукции, корпоративный персонал, финансовые ресурсы и производственные мощности. Разработка конкретного управляющего решения зависит от соответствия фактического состояния процесса характеристикам, заданным программой управления на предприятиях АПК.
Агробизнес так же относится к отраслям, которые занимаются сельским хозяйством или производят сельскохозяйственные ресурсы. Примеры агробизнеса включают производство сельскохозяйственной техники, поставки семян и агрохимикаты. В общем, термин «агробизнес» обычно относится к крупным сельскохозяйственным компаниям в сравнении с небольшими независимыми фермами. Однако агропромышленные компании могут быть большими или маленькими, корпоративными или независимыми.
Агробизнес — это сокращенный способ описания компаний и организаций, связанных с выращиванием и переработкой пищевых продуктов и другой сельскохозяйственной продукции. Агробизнес также используется для описания организаций, которые занимаются маркетингом и распространением сельскохозяйственных продуктов, таких как склады, оптовые торговцы, переработчики, розничные торговцы и т. д. Любая компания, которая участвует в производстве, маркетинге, безопасности, распределении или воздействии на окружающую среду пищевых продуктов, участвует в агробизнесе. Использование термина «агробизнес» критиками создало ауру негатива вокруг этой концепции, ассоциируя ее с крупными корпорациями и компаниями, производящими экологически сомнительную неорганическую продукцию, при этом гарантируя, что небольшие, потенциально устойчивые фермы не смогут получать прибыль. Но эта отрасль охватывает малый и средний бизнес, а также глобальные конгломераты.
В настоящее время агропродовольственные системы претерпевают быструю трансформацию, обусловленную урбанизацией, глобализацией, диверсификацией рациона, концентрацией и расширением продовольственных рынков и торговли, среди других основных тенденций. Чтобы справиться с этими изменениями, требуется более широкая системная перспектива, в которой упор делается на координацию агропродовольственной цепочки добавленной стоимости, создание стоимости и институциональную среду, в которой функционируют цепочки добавленной стоимости, а это невозможно сделать без развития агробизнеса. Сектор агробизнеса, который включает в себя коммерческую деятельность от фермы до стола, является основным источником занятости и доходов во всем мире и способствует обеспечению продовольственной безопасности и питания. Он охватывает всю производственно-сбытовую цепочку, включая поставку сельскохозяйственных ресурсов, производство и переработку сельскохозяйственной продукции и их распределение конечным потребителям. Актуальность агробизнеса подчеркивается тем, что данные предприятия:
– часто являются основным источником занятости вне сельского хозяйства в сельских районах бедных стран;
– оказывают положительное влияние на сокращение бедности и расширение прав и возможностей женщин в странах, где производятся дорогостоящие экспортные агропродовольственные товары;
– создают возможности для трудоустройства вне фермы в агропромышленных компаниях, расположенных в сельской местности, повышая доход сельских домохозяйств за счет наемной занятости и побочных эффектов, которые могут повысить продуктивность сельского хозяйства на фермах за счет большей ликвидности для закупки ресурсов и расширения возможностей для внедрения технологий;
– также помогают наладить необходимую связь между сельским хозяйством и производственным сектором, что, в свою очередь, может катализировать развитие более широких отраслей обрабатывающей промышленности, обеспечивая материальные ресурсы для пищевой промышленности, текстиля и биотоплива [1].
Основные решаемые вопросы конкуренции организаций АПК включают [4]:
– ответственное сельскохозяйственное производство по контрактам для обеспечения инклюзивного доступа к рынкам, обеспечивающего наращивание потенциала, техническую и юридическую поддержку полевых проектов, защиту и распространение знаний;
– разработка устойчивых производственно-сбытовых цепочек в качестве целостного подхода к структурной трансформации, интеграция многомерных концепций добавленной стоимости и устойчивости и их применение при измерении, анализе и улучшении показателей продовольственной системы
– организация государственно-частных партнерств между государственным и частным производителями, которые представляют собой инновационные партнерства, объединяющие производителей, агробизнес, правительство и представителей гражданского общества. Они все чаще продвигаются как механизм для объединения столь необходимого финансирования при одновременном снижении некоторых рисков ведения бизнеса в сельскохозяйственном секторе;
– поощрение территориального подхода как средства привлечения трансформирующих инвестиций в агробизнес и координировать межсекторальные цели. Особое внимание уделяется агропромышленным паркам и агрокластерам, экономическим коридорам и особым экономическим зонам. Поощрение развития малых и средних организаций, предпринимательства, стартапов в агробизнесе и инноваций с помощью инклюзивных бизнес-моделей и инкубаторов агробизнеса. Программы институциональных закупок, с помощью которых правительства назначают публичные тендеры не только для удовлетворения потребностей государства в закупках, но и для одновременного решения социальных, экологических или экономических проблем [2].
Приведенные выше определения указывают на конкурентные преимущества в сфере экономики сельского хозяйства. Общая тема нехватки ресурсов и выбора использования проходит почти во всех этих определениях. Таким образом, экономика сельского хозяйства не отличается от общей экономики, т. к. все инструменты анализа, используемые в общей экономике, применяются также и в экономике сельского хозяйства. У нас есть те же отрасли экономики сельского хозяйства, то есть экономики производства, потребления, распределения, маркетинга, финансирования и планирования и разработки политики, что и в случае общей экономики. Также обычно проводится исследование на микро- и макроуровне для сельскохозяйственного сектора. Статический и динамический анализ также актуален для аграрного сектора экономики. Чтобы быть более конкретным, эти определения указывают на то, что экономика сельского хозяйства изучает, как фермер выбирает различные предприятия, например, выращивание сельскохозяйственных культур или разведение крупного рогатого скота, и как он выбирает различные виды деятельности на одном предприятии. Например, какой урожай вырастить, а какой не эффективен; как минимизировать затраты; какая комбинация входов для деятельности должна быть выбрана. Экономика сельского хозяйства изучает не только поведение фермера на уровне фермы. Это своего рода микроанализ. Проблемы сельского хозяйства также имеют макроскопический аспект. Нестабильность сельского хозяйства и безработица в сельском хозяйстве — это проблемы, которые необходимо решать, в основном на макроуровне. Кроме того, существуют общие проблемы роста сельского хозяйства и проблемы, связанные с системами землевладения и схемами землевладения, исследованиями и услугами по распространению знаний, которые опять-таки имеют преимущественно макроэкономический характер. Такие проблемы, их происхождение, их влияние и способы их решения являются предметом сельскохозяйственной экономики [3].
Конечно, не все так оптимистично и радужно для развития сельского хозяйства, но есть факторы, сдерживающие развитие сельского хозяйства:
– качество управления на низком уровне;
– система корпоративного управления, правовая структура, система внутреннего контроля, сводный отчет — еще не проработаны в агропромышленном комплексе.
Таким образом, при формировании тактики и стратегии развития АПК России центральное место должно отводиться государственному регулированию отрасли, в том числе и конкурентных преимуществ. В мировой практике существует много путей решения данной проблемы: от еще большего усиления роли государства в регулировании и поддержке агропромышленного комплекса до полного ухода государства со сферы деятельности АПК. При этом большинство стран, в том числе и Россия, формирует социальный тип рыночной экономики.
Литература:
- Стадник А. Т., Шелковников С. А., Лубкова Э. М. Развитие конкуренции на товарных рынках, связанных с АПК в регионах СФО//Экономика сельского хозяйства России.- 2020.- № 6.- С. 86–90.
- Тогузаев Т. Х., Кудаев З. Р. Разработка механизма управления предприятиями АПК в условиях растущей конкуренции// Национальные приоритеты и безопасность. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции.- 2020.- С. 123–128.
- Иванова Л. А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации / Л. А. Иванова // Современное общество и власть. — 2018. — № 7. — С. 67–69
- Казакова Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 386 с.
- Каткова Т. В. Конкурентоспособность, как фактор взаимодействия предприятия с внешней средой / Т. В. Каткова // Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества: материалы международной научно-практической конференции. — Новосибирск. — 2018 — С. 55–59.