Анализ ключевых показателей эффективности зарубежных предприятий: проблемы и направления развития
Авторы: Прохоров Захар Сергеевич, Онучина Анастасия Анатольевна, Лопатина Екатерина Николаевна, Митрофанов Дмитрий Евгеньевич, Шпак Екатерина Васильевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2018)
Дата публикации: 29.03.2018
Статья просмотрена: 1322 раза
Библиографическое описание:
Анализ ключевых показателей эффективности зарубежных предприятий: проблемы и направления развития / З. С. Прохоров, А. А. Онучина, Е. Н. Лопатина [и др.]. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14032/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель данной статьи — это рассмотрение результатов анализа ключевых показателей эффективности зарубежных компаний, которые относятся к главным игрокам на рынках разных отраслей, а также выявление проблемных вопросов и тенденций развития необходимого методологического инструментария.
Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, декомпозиция, стратегия развития предприятия, многоуровневый подход.
Следует отметить, что в настоящее время в мировой экономике сформировалась целая область асимметрий — дисбалансов. Прежде всего, такие дисбалансы связаны с такими характерными чертами мировой экономики, как глобализация и проявление дефицита качественного управления. Также следует выделить дисбалансы между финансовым и реальными секторами мировой экономики, между большими запасами резервных мировых валют у одной группы стран и существенными внешними долгами резидентов второй группы стран и т. д. [1].
Рассматривая суть данного вопроса, необходимо исходить из реалий экономики и политики разных страны в настоящее время.
На современном этапе состояние экономики характеризуется нестабильностью.
Современное эффективное управление организациями в разных странах призвано решать сложные проблемы. За последние 10–15 лет активные изменения в технической, технологической, информационной и социальной среде, в которой существует современный бизнес, представляют собой важную характеристику современного мира.
Следовательно, одним из значимых критериев выживаемости компаний в настоящее время является потенциальная способность меняться в соответствии с изменениями, происходящими в мире. В случае если задача не только в выживании, но и в преуспевании бизнеса, изменения в компании должны учитывать вектор и превышать скорость изменений во внешней среде. Проблема менеджмента состоит в том, что управление организацией в условиях активных современных изменений требует новых современных подходов, новых современных моделей менеджмента.
В такой ситуации для успешного управления, а также для быстрого реагирования на постоянные внутренние и внешние изменения глобализационной экономики важно внедрение процессного подхода в управлении. Данный подход интегрирует качественные стратегические цели, инструменты и механизмы управления, направленные на достижение в настоящем и будущем высоких результатов при увеличении капиталов организации (финансовый, человеческий и т. д.).
Организационная так называемая «бизнес-единица» (комплекс, отрасль, холдинг, компания) — это многомерная система. Она характеризуется комплексом показателей. В такой бизнес-единице оценка уровня эффективности предполагает интегрированную количественную оценку, которая демонстрирует соответствие итога ее деятельности стратегическим целям, а также требованиям Заказчика, являющимися для него приоритетными [3].
Система ключевых показателей эффективности (сокращенно — «КПЭ») является одним их главных инструментов успешного управления. Данная система должна быть настроена на все вопросы деятельности компании, учитывать влияние, изменения и потребности как внешней среды, так и внутренней сред организации. Сама система таких показателей только демонстрирует итоговые результаты, не анализируя причины проявившихся проблем, требуя при этом последующего глубокого анализа многих индикаторов [4].
Следовательно, резюмируя существующий на сегодняшнее время понятийный аппарат, такую экономическую категорию, как «система ключевых показателей эффективности» можно определить, в виде комплекса горизонтально и вертикально расположенных индикаторов-показателей, которые дают возможность провести оценку динамики происходящего развития компании и обязательного достижения ей установленных целей на каждом управленческом уровне, а также определить проблемные сферы, требующие формирования корректирующих действий.
Основная отличительная особенность КПЭ от такой категории, как «критерии эффективности принимаемых решений» в том, что ключевые показатели эффективности — это показатели, которые обязательно имеют целевое количественное и качественное измерение (иными словами «плановый показатель»). Такое целевое измерение дает возможность в динамике провести оценку уровня достижения установленных стратегических целей компании. При этом критерии эффективности принимаемых решений — это только расчетные показатели (социальные, экономические и т. д.). Они характеризуют эффективность реализации управленческого решения, либо проекта. [2].
В данной работе были рассмотрены КПЭ зарубежных компаний, которые относятся к разным отраслям [5]. В таблице 1 представлены результаты по пяти компаниям.
Таблица 1
Ключевые показатели эффективности зарубежных компаний разных отраслей
№п/п |
Компания |
КПЭ |
1 |
Centrica (поставка и хранение газа, снабжение электроэнергией, услуги) |
– EPS (прибыль на акцию) – Операционная прибыль компании – Доходы всех акционеров – Количество потерянных рабочих дней – Выбросы углерода – Коэффициент существующего травматизма – Дивиденды на акцию – Лояльность потребителей – Вовлеченность сотрудников |
2 |
Areva (создание и производство оборудования для отрасли атомной энергетики, а также производства электроэнергии других (альтернативных) источников) |
– Радиационное облучение – Количество происшествий в организации – Частота происходящих несчастных случаев – Количество потерянных дней – Потоки денежных средств – Операционная прибыль – Задолженность по всем заказам – Выполнение сроков поставок – Экономия всех расходов – Производительность труда – Контроль за поступлением заказов – Удовлетворенность клиентов – Ущерб от некачественной продукции – Добавленная стоимость – Процент своевременного завершения стадий формирования нового продукта – Число объектов, которые подлежат индустриализации – Вовлеченность сотрудников – Мобильность сотрудников – Развитие талантов – Продвижение сотрудников – Индекс разнообразия работ для сотрудников |
3 |
Alstom Power (данная компания занимается изготовлением железнодорожного транспорта и энергетического оборудования) |
– «Отстающая» прибыль – Портфель заказов/отношение заключенных договоров к оплаченным договорам – Невыполненные заказы (т. е. задолженность) – Чистая прибыль компании – Выручка от реализации компании – Операционная прибыль компании – СДП (денежный поток свободный) |
4 |
Toyota (компания автомобилестроительной отрасли, иосуществляющая несколько других бизнес-направлений) |
– Все показатели уникальны, кроме таких, как: – расходы на социальную сферу, – пожертвования – налоги, – удовлетворенность сотрудников выдаваемым вознаграждениями – Патриотизм в отношении компании – Частота несчастных случаев в компании, – Операционная прибыль – Количество потерянных дней по нетрудоспособности – Индекс FTSE4Good (биржевой индекс социальной ответственности) |
5 |
Siemens (концерн, отрасли: энергетического оборудования, электроники, электротехники, транспорта, светотехники, медицинского оборудования и различных услуг) |
– Экономические показатели: – Доля расходов на научные разработки в выручке – Доход от «экологического портфеля» – Экологические показатели: – Выбросы газов – Объем отходов по отношению к базовому периоду – Энергоэффективность по отношению к базовому периоду – Количество поставщиков, которые посуществили самооценку по программе повышения энергоэффективности компании Siemens – Сокращение отходов для утилизации/захоронения по отношению к базовому периоду – Социальные показатели: – Внешний нефинансовый аудит – Количество сотрудников (временные и постоянные) – Количество сотрудников (постоянные) – Коэффициент текучести кадров – Процент женщин, которые занимают управленческие должности – Расходы на образование в расчете на одного сотрудника – Расходы на образование персонала – Количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом – Биржевые показатели: – позиция в Global 500 Carbon disclosure leadership – индекс DJ |
Анализ данных таблицы 1, дает возможность сформулировать некоторые выводы:
– у рассмотренных зарубежных компаний в КПЭ входят финансовые индикаторы-показатели;
– с учетом отраслевой принадлежности и специализации в КПЭ включаются некоторые специфические показатели;
– наблюдается отсутствие единой методологии разработки системы КПЭ компании.
Данное обстоятельство, как мы полагаем, можно объяснить существованием объективной необходимости в этом в целях активизации положительных тенденций во всех сферах.
Таким образом, руководство должно определять и отслеживать правильные КПЭ компании. Это позволит повысить эффективность ее деятельности.
В настоящее время в практике управления зарубежными компаниями формируются устойчивые тенденции к пониманию, что процесс управления представляет собой комплекс мероприятий по изменению внутренних систем организации в зависимости от современных требований рынка. В этом помогает четкое формирование КЭП.
Как показывает зарубежная практика, достижение ключевых показателей эффективности возможно при внедрении новых методов работы. Для эффективного управления компанией и согласованных КЭП необходимо осознанное понимание последствий внедрения изменений абсолютно для всего персонала компании.
Проведенное исследование позволяет сделать обоснованный вывод о важности и острой необходимости разработки методологии формирования ключевых показателей эффективности компаний.
Литература:
- Туленков Н. Маркетинговая стратегия фирмы в антикризисном управлении / Николай Туленков //Персонал. — 2015 — № 6 — ст. 19–25
- Леонов Д. В. Фінансова криза та український бізнес/ Д. В. Леонов // Цінні папери України. — 2016. — № 42. — С. 17–20.
- Майборода Т. Г. Як подолати фінансову кризу?// Т. Г. Майборода // Цінні папери України. — 2015- № 42. — с. 25–26
- Govan D. Crisis in the enterprises.- Strategic Advisory Services, 2009. — 194 p.
- Мосс, Кевин Л. 50 эффективных приемов съемки цифровым фотоаппаратом; Вильямс — М., 2015- 496 c.
Ключевые слова
декомпозиция, ключевые показатели эффективности, многоуровневый подход, стратегия развития предприятияПохожие статьи
Современные факторы повышения конкурентных преимуществ организаций АПК
Одной из основных целей развития АПК является конкурентный потенциал, характерный для данной отрасли. В статье представлен анализ тенденций развития конкурентоспособности организаций АПК и сформулирован вывод по итогам проведенного анализа.
Роль сбалансированной системы показателей в стратегическом анализе и прогнозе развития промышленных предприятий
В статье рассматривается и анализируется сбалансированная система показателей для оценки деятельности компании и необходимость её внедрения для формирования стратегии предприятия.
Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа
В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...
Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции
В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...
Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия
В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.
Стратегические показатели качества процессов в организации
В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с исследованием качества в производственной деятельности каждого предприятия. Качество процессов является ключевым звеном управления. Помимо этого, особое значение приобретает стра...
Совершенствование подходов и методик анализа финансового состояния предприятия
В данной статье рассматривается проблематика совершенствования методик и подходов к проведению анализа финансового состояния предприятия и обосновываются конкретные способы достижения этой цели.
Основные аспекты оценки эффективности инвестиций в качество
В статье анализируется ключевые показатели и этапы, необходимые для оценки эффективности инвестиций предприятия в повышение качества выпускаемой продукции. В ней показано ключевое значение инвестиций в эту сферу деятельности для достижения конкурентн...
Методологические подходы к оценке конкурентоспособности производственного предприятия
В статье рассмотрены существующие методологии по оценке уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, определены преимущества и недостатки современных методов оценки конкурентоспособности, выявлены группы критериев оценки ко...
К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии
В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....
Похожие статьи
Современные факторы повышения конкурентных преимуществ организаций АПК
Одной из основных целей развития АПК является конкурентный потенциал, характерный для данной отрасли. В статье представлен анализ тенденций развития конкурентоспособности организаций АПК и сформулирован вывод по итогам проведенного анализа.
Роль сбалансированной системы показателей в стратегическом анализе и прогнозе развития промышленных предприятий
В статье рассматривается и анализируется сбалансированная система показателей для оценки деятельности компании и необходимость её внедрения для формирования стратегии предприятия.
Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа
В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...
Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции
В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...
Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия
В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.
Стратегические показатели качества процессов в организации
В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с исследованием качества в производственной деятельности каждого предприятия. Качество процессов является ключевым звеном управления. Помимо этого, особое значение приобретает стра...
Совершенствование подходов и методик анализа финансового состояния предприятия
В данной статье рассматривается проблематика совершенствования методик и подходов к проведению анализа финансового состояния предприятия и обосновываются конкретные способы достижения этой цели.
Основные аспекты оценки эффективности инвестиций в качество
В статье анализируется ключевые показатели и этапы, необходимые для оценки эффективности инвестиций предприятия в повышение качества выпускаемой продукции. В ней показано ключевое значение инвестиций в эту сферу деятельности для достижения конкурентн...
Методологические подходы к оценке конкурентоспособности производственного предприятия
В статье рассмотрены существующие методологии по оценке уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, определены преимущества и недостатки современных методов оценки конкурентоспособности, выявлены группы критериев оценки ко...
К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии
В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....