Применение KPI в построении системы мотивации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 31.12.2017

Статья просмотрена: 3704 раза

Библиографическое описание:

Лень, М. Ю. Применение KPI в построении системы мотивации / М. Ю. Лень. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47579/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается практическая целесообразность применения системы KPI в организациях, стремящихся организовать свой менеджмент наиболее рациональным способом, ее влияние на достижение целей и задач компании, мотивацию персонала, а также разбор объективных достоинств и недостатков ее применения.

Ключевые слова: система KPI, ключевые показатели эффективности, key performance indicator, мотивация, инструмент мотивации, технология мотивации, материальное стимулирование, стимулирование трудовой деятельности.

Актуальность темы статьи обусловлена современными требованиями, предъявляемыми деловой сферой по ведению эффективного бизнеса и тенденциями, идущими с запада, к реалиям отечественных предприятий, недалеко ушедших от привычек постсоветского менеджмента. И для того, чтобы бизнес приносил желаемый результат, а не просто существовал или выживал, организациям необходимо перестраиваться со старых форм управления на те методы и технологии, которые ориентированы на постановку целей и определение персональной ответственности сотрудников. Подобным инструментом является технология управления по целям, подкрепленная грамотными материальными стимулами, способствующими мотивации персонала на достижение индивидуальных трудовых и общеорганизационных целей.

KPI (Key Performance Indicator) — это показатель достижения успеха в определенной деятельности или в достижении определенных целей. Можно сказать, что KPI — это количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов [1].

Если интегрировать материальное стимулирование персонала на базе KPI с мотивационной составляющей работника, то оно, в отличие от постоянной фиксированной заработной платы (оклада), привязывающей работника к месту и не гарантирующей с его стороны полной заинтересованности в результате своего труда (что до сих пор происходит во многих российских компаниях малого и среднего типа, и во всей бюджетной сфере), а также немного более продвинутой системы премирования, где зачастую переменная часть не связана либо слабо связана с результатами работы сотрудника из-за отсутствия четкого понимания критериев премирования и других специфических причин, будет ориентировано на достижение краткосрочных и долгосрочных целей компании и мотивировать на выполнение должностных обязанностей самого работника.

Система формирования переменной части денежного вознаграждения на базе KPI стимулирует сотрудника к достижению высоких индивидуальных результатов, а также к увеличению его вклада в коллективные результаты и достижения, в выполнение стратегических целей компании. При этом показатели KPI в системе формирования переменной части заработной платы на базе KPI должны быть достаточно просты и понятны сотрудникам, а размеры переменной части компенсационного пакета — экономически обоснованы.

Что касается вопроса мотивации, то потребности человека лежат в основе всей его деятельности, и на протяжении жизни он стремится к их полному либо частичному удовлетворению в зависимости от своих реальных возможностей. Находя в себе мотив или мотивы к приложению сил в выбранной деятельности, работник сам определяет меру усилий, отталкиваясь от своих целей и условий внешней среды. Формирование же самого мотива происходит в таких условиях, когда трудовая деятельность становится если не единственным, то, как минимум, основным условием получения блага [3].

Другими словами, мотивация труда является важнейшим фактором результативности работы, в не меньшей мере она влияет на степень раскрытия трудового потенциала сотрудника. В соответствии с моделью Портера — Лоулера уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения [6].

В ситуации, когда работодатель только нанимает сотрудника мы получаем не только «рабочие руки», но и их владельца целиком с его сильными и слабыми сторонами, потребностями и проблемами. Именно поэтому увеличение эффективности его работы за счет мотивационных инструментов и справедливого вознаграждения открывает большие возможности для увеличения производительности труда и получения более высоких результатов [3].

По статистическим данным, убедительно зарекомендовавшим себя в мировой практике, внедрение системы KPI увеличивает прибыль компаний от 10 до 30 %, поскольку ориентирует деятельность сотрудников на достижение запланированных результатов с возможностью их перевыполнения (что опять же зависит от конкретного человека и условий), повышает мотивацию и лояльность персонала [4].

Внедрение системы управления и мотивации с помощью KPI требует особых знаний у руководителей компании, которые можно приобрести с помощью корпоративного обучения. Система оплаты труда за результат, когда определенная часть заработка ставится в зависимость от индивидуальной и общей эффективности работы, обеспечивает возможность избежать увольнений или сокращений заработной платы во времена мирового кризиса и повысить производительность труда [7].

Как следует из данных (см. табл.), мотивация на базе KPI учитывает практически все потребности сотрудников и является одной из самых совершенных систем материальной мотивации [3].

Таблица 1

Соотношение потребностей сотрудников итехнологий мотивации, которые максимально эффективно работают на удовлетворение этих потребностей сцелью наиболее эффективной мотивации персонала

Потребность

Основной способ воздействия

Меры

Технология

Привязанность

Разработка и поддержание корпоративной культуры

Поощряйте в коллективе дружбу и взаимовыручку

– Обучение;

– Корпоративная культура;

– Корпоративные программы

Приобретение

Разработка эффективных систем дифференцированного вознаграждения

– Четко связывайте вознаграждение с качеством и результатами работы;

– Платите не меньше конкурентов;

– Подчеркивайте разницу между хорошими сотрудниками и не очень

– Система грейдов;

– Система KPI

Понимание

Применение инструментов целевого управления. Определение должностных обязанностей и регламентация бизнес-процессов

– Определяйте четко должностные обязанности;

– Ставьте перед сотрудниками четкие цели и задачи;

– Понимание вклада в общее дело

– Система грейдов;

– Система KPI;

– Описание и регламентация бизнес-процессов

Защищенность

Справедливые и демократические принципы управления и распределения ресурсов

– Прозрачность процедур управления;

– Справедливость процессов;

– Укрепляйте доверие, открытое выделение денег

– Система грейдов;

– Система KPI

Помимо высокой степени валидности, рассмотренной в таблице, можно привести пять аргументов в пользу применения системы KPI в мотивации персонала, которые будут учитывать интересы, как рядовых сотрудников, так и руководителей всех уровней:

1) 100 %-ая ориентация на результат — сотрудник получает вознаграждение за достижение результата и за выполнение работ, которые должны привести к результату;

2) управляемость — позволяет корректировать направленные усилия сотрудников без серьезной модификации самой системы при изменении ситуации на рынке;

3) справедливость — достойная оценка вклада сотрудника в общий успех компании и справедливое распределение рисков (между сотрудником и компанией) в случае неуспеха;

4) понятность — сотрудник понимает, за что компания готова его вознаграждать; компания понимает, за какие результаты и сколько она готова заплатить;

5) неизменность — любой сотрудник выстраивает свою работу в соответствии с системой мотивации. Если в определенный момент система меняется, то часть усилий сотрудника уходит впустую. Компания определяет «правила игры» для сотрудников, и если вдруг решит спонтанно их поменять, то лишится доверия «игроков» [5].

Но, как и во всем, где есть плюсы, там должны быть и свои минусы, так как однозначно совершенных форм чего-либо не существует.

Одним из недостатков KPI считается потеря в зарплате всеми сотрудниками, если подразделение не добилось поставленных результатов. Это происходит в тех случаях, когда персональные KPI в большой степени зависят от достижений всего отдела компании. В таких условиях все сотрудники должны постоянно поддерживать себя в форме, работая на пределе своих возможностей. Этим готовы заниматься не все, поэтому аутсайдеры зачастую сами покидают команду.

Недостатком работы с системой KPI называют и то, что многие сотрудники не имеют возможности оказывать влияние на ключевые показатели всего подразделения или компании. Когда на размер бонуса влияет объем продаж, секретари мало чем смогут на них повлиять.

Поскольку для бухгалтеров, инженеров и сотрудников IT-отдела подобрать справедливые KPI нелегко, потребуется особое внимание уделить составлению должностных инструкций.

Не нужно забывать и о том, что для планирования KPI каждого члена команды и подразделения в целом требуется немало времени. Показатели нужно согласовывать и рассчитывать при подведении итогов.

Многие компании после перехода на систему работы по ключевым показателям эффективности сталкиваются с оттоком кадров и негласным саботажем со стороны оставшихся сотрудников. Изменение укоренившихся привычек не проходит гладко. Новички воспринимают нововведение легче, чем старожилы, особенно после того, как они узнают о наличии бонусов за хорошую работу [2].

Так или иначе, все проблемные зоны поддаются решению и урегулированию, на что руководство должно быть готовым выделить соответствующее количество временных, профессиональных и финансовых ресурсов компании.

Подводя итоги можно заключить, что система KPI является мощным инструментом, преследующим, по меньшей мере, две глобальных для любой компании задачи. Это, безусловно, эффективная мотивация трудовой деятельности персонала, так как для работника заданы четкие реалистичные (в случае профессиональной разработки и настройки системы специалистом отдела персонала, владеющим этим инструментом либо сторонним специалистом-консультантом) планы и критерии получения вознаграждения, определяющие величину переменной части его заработной платы. И оснащение удобным и адаптивным под специфику компании (в любой деятельности можно определить хотя бы один основной вычисляемый показатель эффективности) инструментом системы менеджмента.

Благодаря этим основополагающим пунктам система KPI получила широкое распространение среди европейских и ряда других стран, возведя применение данной системы в ранг национальной идеи, в отличие от отстающего постсоветского пространства, которому предстоит в этом отношении свой уникальный и нелегкий путь.

Литература:

  1. KPI: значение, примеры, особенности расчета. Kirulanov digital marketing / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kirulanov.com/kpi-klyuchevye-pokazateli-effektivnosti-znachenie-primery/
  2. KPI. КСК групп / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://kskgroup.ru/glossarij/kpi
  3. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов — стр. 9 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://chuprina.kz/wp-content/uploads/2014/01/Kniga_KPI_Klochkov.pdf
  4. Мотивация персонала на базеKPI. Академия HR директор / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://hrdir.ru/motivaciya-personala-na-baze-kpi/
  5. Мотивация персонала на базеKPI. ВикиЧтение / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://marketing.wikireading.ru/12504
  6. Процессуальная теория мотивации. Модель Портера-Лоулера. E-xecutive / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Процессуальная_теория_мотивации._Модель_Портера-Лоулера
  7. Что такоеKPI и как с ними работать. HR-portal / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/chto-takoe-kpi-i-kak-s-nimi-rabotat
Основные термины (генерируются автоматически): KPI, система, сотрудник, заработная плата, мотивация персонала, переменная часть, ключевой показатель эффективности, Корпоративная культура, меньшая мера, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Специфика мотивации в современных условиях

В статье рассматривается формирование мотивации в современных условиях. Ни один компонент из системы управления не будет работать максимально эффективно, насколько это возможно, если она не будет включать в себя текущую систему мотивации. Мотивирован...

Оценка эффективности мотивации персонала организации

Статья посвящена оценке эффективности способов мотивации персонала в организации. Рассматривается возможность оценки результатов рабочей деятельности персонала, полученных организацией с использованием имеющихся трудовых ресурсов, с помощью которых м...

Управление мотивацией и стимулирование труда и его влияние на эффективность финансовой деятельности организации

В статье рассматриваются такие категории управления персоналом в организации, как «стимулирование» и «мотивация» трудовой деятельности. Также раскрываются основные понятия и концепции, различные механизмы построения мотивации и стимулирования и их зн...

Мотивация труда как основа воспроизводства интеллектуального капитала в России

В статье исследованы мотивационные основы стимулирования сотрудников, направленные на повышение инновационной активности, профессиональных навыков и их интеллектуального потенциала. Представлены базовые методы мотивации воспроизводства интеллектуальн...

Использование системы управления по целям в системе менеджмента

В статье обсуждается сочетание материального и морального стимулирования в целях повышения эффективности управления по целям в системе менеджмента предприятия. Рекомендуется сочетание материальных стимулов, определяемых по системе KPI и нематериальны...

Основные принципы и логика анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

Важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в ее управлении, в укреплении ее финансового состояния играет анализ финансово-хозяйственной деятельности. Это экономическая наука, изучающая экономику организаций, их деят...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации

Эта статья нацелена на осознание того, что организационная культура, позиционируя себя как одно из самых эффективных средств мотивации и контроля, является главным инструментом управления. В результате мы пришли к выводу, что организационная культура...

Содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность»

В статье раскрыто содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность» на основе наиболее распространенных подходов российских и зарубежных ученых — определение инвестиционной привлекательности как обобщенного термина, характеризующе...

Алгоритм проведения оценки эффективности организационной структуры

В статье рассмотрены понятие организационной структуры, ее взаимосвязь со структурой бизнес-процессов. Предпринята попытка синтезировать способы оценки эффективности организационных структур в примерный алгоритм действий. Представлены критерии и пока...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Похожие статьи

Специфика мотивации в современных условиях

В статье рассматривается формирование мотивации в современных условиях. Ни один компонент из системы управления не будет работать максимально эффективно, насколько это возможно, если она не будет включать в себя текущую систему мотивации. Мотивирован...

Оценка эффективности мотивации персонала организации

Статья посвящена оценке эффективности способов мотивации персонала в организации. Рассматривается возможность оценки результатов рабочей деятельности персонала, полученных организацией с использованием имеющихся трудовых ресурсов, с помощью которых м...

Управление мотивацией и стимулирование труда и его влияние на эффективность финансовой деятельности организации

В статье рассматриваются такие категории управления персоналом в организации, как «стимулирование» и «мотивация» трудовой деятельности. Также раскрываются основные понятия и концепции, различные механизмы построения мотивации и стимулирования и их зн...

Мотивация труда как основа воспроизводства интеллектуального капитала в России

В статье исследованы мотивационные основы стимулирования сотрудников, направленные на повышение инновационной активности, профессиональных навыков и их интеллектуального потенциала. Представлены базовые методы мотивации воспроизводства интеллектуальн...

Использование системы управления по целям в системе менеджмента

В статье обсуждается сочетание материального и морального стимулирования в целях повышения эффективности управления по целям в системе менеджмента предприятия. Рекомендуется сочетание материальных стимулов, определяемых по системе KPI и нематериальны...

Основные принципы и логика анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

Важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в ее управлении, в укреплении ее финансового состояния играет анализ финансово-хозяйственной деятельности. Это экономическая наука, изучающая экономику организаций, их деят...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации

Эта статья нацелена на осознание того, что организационная культура, позиционируя себя как одно из самых эффективных средств мотивации и контроля, является главным инструментом управления. В результате мы пришли к выводу, что организационная культура...

Содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность»

В статье раскрыто содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность» на основе наиболее распространенных подходов российских и зарубежных ученых — определение инвестиционной привлекательности как обобщенного термина, характеризующе...

Алгоритм проведения оценки эффективности организационной структуры

В статье рассмотрены понятие организационной структуры, ее взаимосвязь со структурой бизнес-процессов. Предпринята попытка синтезировать способы оценки эффективности организационных структур в примерный алгоритм действий. Представлены критерии и пока...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Задать вопрос