Факторы повышения конкурентоспособности продукции предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 23.05.2022

Статья просмотрена: 329 раз

Библиографическое описание:

Айкашева, С. М. Факторы повышения конкурентоспособности продукции предприятия / С. М. Айкашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 257-258. — URL: https://moluch.ru/archive/416/91962/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор определяет основные факторы, определяющие конкурентоспособность продукции. Особое место уделяется факторам повышения.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентное преимущество, факторы повышения конкурентоспособности.

На сегодняшний день большую роль как для субъектов предпринимательской деятельности, так и для национальной экономики в целом играет обеспечение экономической безопасности предприятий, что связанно с происходящими в мире кризисными явлениями, геополитической дестабилизацией, отсутствием совершенной нормативно-правовой базы в области регулирования бизнес-среды, которая могла бы в полной мере защитить права сторон, вытеснение отечественных производителей с международных рынков.

Кроме того, современные условия хозяйствования диктуют необходимость сохранения и увеличения конкурентоспособности предприятий вне зависимости от формы собственности и сферы деятельности, поскольку поддержание конкурентоспособности является первоочередной задачей предприятий для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности в перспективе.

Рассматривая труды отечественных ученых в области изучения конкурентоспособности, можно отметить наличие различных толкований относительно определения конкурентоспособности.

Баринов В. пишет, что конкурентоспособность объектов определяется суммой конкурентоспособности его составных частей и их согласованности для того, чтобы достичь определенной цели.

Блинов А. О. и Захаров В. Я. отмечают, что конкурентоспособность предприятия — это его свойство, позволяющее превзойти конкурентов, и достичь определенных результатов.

Захаров А. Н. под конкурентоспособностью предприятия понимает наличие у него определенных черт, благодаря которым появляется преимущества у данной организации в конкурентной среде.

Проблема определения конкурентных позиций и факторов, которые на нее влияют, очень важна для определенных сегментов рынка, а также в целом для результативной деятельности предприятий.

Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта включает в себя следующие характеристики [1, с. 59]:

1) способность организации эффективно развиваться в условиях постоянной конкурентной борьбы;

2) способность хозяйствующего субъекта адаптироваться к постоянным изменениям внешней и внутренней среды;

3) способность организации обеспечивать, а в дальнейшем поддерживать определенный уровень конкурентных преимуществ, которые позволяют противостоять ближайшим конкурентам в части удовлетворения потребительскому спросу и ожиданиям потенциальных клиентов с целью эффективного осуществления деятельности;

4) способность предприятия производить и реализовывать актуальную для потребителей продукцию.

Конкурентоспособность малого предприятия — динамическая категория, которая зависит от ряда факторов, подразделяемых на внутренние и внешние (рисунок 1).

Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия

Рис. 1. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия

Внешние факторы — факторы, которые при прочих равных условиях, не зависят от предприятия. Эти факторы делятся на:

– факторы макроуровня — это факторы национального характера, касающиеся экономической, международной, социальной политики государства, уровня развития научно-технического процесса, антимонопольной, финансово- кредитной политики государства. наличия и совершенствования государственных программ поддержки развития бизнеса и т. д.;

– факторы мезоуровня — факторы регионального характера, к числу которых можно отнести природно-климатические и экологические условия, уровень развития образования в регионе, особенности экономических механизмов регулирования регионального рынка, развитие и возможности сырьевой базы, емкость рынка отдельных сегментов и степень их насыщения.

Несмотря на независимость вышеуказанных факторов от предприятия, их воздействие на конкурентоспособность предприятия огромно.

На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние и внутренние факторы, которые находятся в полной зависимости от предприятия. Внутренние факторы можно разделить на следующие группы:

– материально-технические факторы, к которым относятся обеспеченность качественными сырьевыми ресурсами, производственными помещениями и современным технологическим оборудованием. необходимыми для производства качественной продукции заданного ассортимента, уровень развития инфраструктуры и т. д.,

– научно-технические факторы: уровень развития инновационной деятельности предприятия; наличие и уровень взаимоотношений с научными организациями — источниками инновационных разработок; наличие собственных разработок, позволяющих получать конкурентоспособную продукцию; возможность внедрения наукоемких технологий и т. д.,

– экономические факторы, в том числе: величина уставного капитала предприятия; стабильность экономических показателей развития; уровень развития инвестиционной деятельности; возможность осуществлять финансовые вложения; используемая политика в области управления рисками; эффективность управления капиталом и т. д.;

– организационно-управленческие факторы, в числе которых: уровень организационной структуры предприятия; степень мотивации персонала; эффективное распределение обязанностей внутри предприятия; уровень организации труда; наличие и эффективность системы менеджмента качества; организация системы контроля качества выпускаемой продукции; уровень развития логистической сферы деятельности предприятия и т. д.

– маркетинговые факторы: наличие собственной стратегии сбытовой политики и уровень ее ориентации на конечного потребителя; степень развития аналитической работы; использование эффективных методик расчета конкурентоспособности и анализа портфеля товаров; качество и экономическая эффективность используемых технологий продвижения и т. д.;

– кадровые факторы: обеспеченность необходимыми кадрами; уровень квалификации персонала; заинтересованность и степень направленности предприятия на высокий уровень профессиональной подготовки кадров; наличие собственных центров обучения; качество социального пакета и т. д. [1, с. 61].

Литература:

  1. Бубнов Ю. Т. Методы определения уровня конкурентоспособности продукции // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2017. — № 4 (30). — С. 59–62.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, уровень развития, наличие, конкурентоспособность, способность организации, хозяйствующий субъект.


Ключевые слова

конкурентоспособность, конкурентное преимущество, факторы повышения конкурентоспособности

Похожие статьи

Факторы повышения конкурентоспособности фирмы

В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются понятие конкурентоспособности и ее значение для предприятия, методы повышения конкурентоспособности в современных экономических условиях.

Конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается авторское определение понятия «конкурентоспособность», рассматриваются особенности строительных организаций, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности, выявляются факторы конкурентоспособности орга...

Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности предприятия

Статья посвящена рассмотрению вопросов о конкурентоспособности как фактора экономической безопасности.

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда

Целью данного исследования является изучение основных аспектов конкурентоспособности персонала на рынке труда.

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Факторы внешнеэкономической конкурентоспособности региона

В статье исследуются факторы, определяющие состояние внешнеэкономической конкурентоспособности региона, также оказывающие непосредственное влияние на ее развитие.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрены сущность и процесс обеспечения конкурентоспособности предприятия, предложены конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики.

Качество молока как основной инструмент повышения конкурентоспособности молокоперерабатывающих предприятий

В статье рассмотрены факторы, формирующие конкурентоспособность молока. Проведен анализ качества молока как основного инструмента повышения конкурентоспособности.

Система факторов конкурентоспособности образовательной программы высшего профессионального образования

В статье рассмотрены основные факторы конкурентоспособности образовательных программ высшего профессионального образования, объединенные в три подсистемы – внешние, внутренние и стратегического характера. Обоснована необходимость их раздельной оценки...

Похожие статьи

Факторы повышения конкурентоспособности фирмы

В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются понятие конкурентоспособности и ее значение для предприятия, методы повышения конкурентоспособности в современных экономических условиях.

Конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается авторское определение понятия «конкурентоспособность», рассматриваются особенности строительных организаций, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности, выявляются факторы конкурентоспособности орга...

Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности предприятия

Статья посвящена рассмотрению вопросов о конкурентоспособности как фактора экономической безопасности.

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда

Целью данного исследования является изучение основных аспектов конкурентоспособности персонала на рынке труда.

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Факторы внешнеэкономической конкурентоспособности региона

В статье исследуются факторы, определяющие состояние внешнеэкономической конкурентоспособности региона, также оказывающие непосредственное влияние на ее развитие.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрены сущность и процесс обеспечения конкурентоспособности предприятия, предложены конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики.

Качество молока как основной инструмент повышения конкурентоспособности молокоперерабатывающих предприятий

В статье рассмотрены факторы, формирующие конкурентоспособность молока. Проведен анализ качества молока как основного инструмента повышения конкурентоспособности.

Система факторов конкурентоспособности образовательной программы высшего профессионального образования

В статье рассмотрены основные факторы конкурентоспособности образовательных программ высшего профессионального образования, объединенные в три подсистемы – внешние, внутренние и стратегического характера. Обоснована необходимость их раздельной оценки...

Задать вопрос