1) Сущность конкуренции иконкурентоспособности
Согласно Карлу Марксу, «Конкуренция — это соревнование и борьба между капиталистами с целью выхватить наиболее благоприятные условия в производстве и реализации товара, чтобы получить сверхприбыль».
Экономисты П. Э. Самуэльсон и В. Д. Нордхаус в своих учебниках по Экономике (12 редакция) считают, что Конкуренция (Competition) — является враждебное соперничество между предприятиями с целью заполучить потребителя либо долю рынка». Также авторы отождествляют конкуренцию с совершенной конкуренцией.
Авторы Р. С. Пиндик и Д. Л. Рубинфильд в книге Микроэкономика полагают, что «Рынок совершенной конкуренции является рынком, в котором присутствует большое количество потребителей и продавцов, при этом ни один продавец и потребитель не может оказывать воздействие на цену».
Обобщая вышесказанные слова конкуренцию можно понимать, как процесс, в котором один субъект преодолевает своих соперников для достижения одного либо несколько определенных целей.
Определение конкурентоспособности:
Определение термину конкурентоспособность было дано в Америке в начале 80-х годов 20 в. По отчету Олдингтона (1985): «предприятие может иметь конкурентные возможности в том случае, когда он может производить продукцию либо услуги с выделяющим качеством с наименьшей ценой по сравнению с конкурентами внутри страны и за рубежом. Конкурентные возможности равно тому, что предприятие может достичь выгоду в долгосрочной перспективе, а также обеспечить постоянным доходом своих работников и собственников.
Таким образом, термин конкурентоспособность предприятия в современных реалиях можно охарактеризовать, как возможность поддерживать и увеличивать конкурентную возможность в реализации товара, расширении рынка сбыта, привлекать и использовать эффективно факторы производства с целью достижения экономических выгод на высоком уровне и устойчиво. При этом можно отметить, что конкурентоспособность является не единоличным показателем, а составляет в себе комплекс нормативов, по которым можно измерят группу предприятий либо одно предприятие.
2) Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия
1) Внутренние факторы предприятия
‒ Уровень ипотенциал организации управления на предприятии
Уровень и потенциал организации управления на предприятии проявляется в:
a) Использование подходящих современных методик управления;
b) Уровень квалификации, а также знаний у административного персонала предприятия;
c) Уровень организации управления на предприятии также определяется при организации работы и распределений обязанности персоналу на предприятии;
‒ Совершенность технологий иоборудования
Если предприятие использует оборудования и технологий производства, соответствующие современным обстоятельствам, то оно сможет повысить производительность труда и снизить себестоимость производимой продукции и увеличить качество продукции. Кроме того, современные технологии также позволяют повысить уровень механизации и автоматизации.
‒ Уровень профессиональной подготовки трудовых кадров на предприятии
Трудовые ресурсы являются основной массой, которые использует и управляет производственной технологией и оборудованием на предприятии. В дополнения трудовые ресурсы предприятия напрямую участвуют в технической модернизации и также в некоторых случаях являются теми, кто вносит инновацию в экономику фирмы.
‒ Финансовые возможности предприятия
Финансовые возможности предприятия проявляются в их капитале, и в возможности мобилизовать и эффективно использовать мобилизованного капитала и т. д. Эффективное использование капитала поможет предприятию сэкономить затраты за пользование капиталом.
‒ Возможность сотрудничества сдругими предприятиями имеждународной интеграции
Возможность сотрудничества организации с другими предприятиями проявляется в осознаниях возможности новых путей получения прибыли в бизнесе, а также в умении выбрать наилучшего партнера для сотрудничества, который дает наиболее эффективный результат для решения поставленных целей. В случаях, когда компания не может либо имеет мало возможностей для сотрудничества с другими партнерами, организации не только упускает возможность получить выгоду, но этот аспект также может являться угрозой для организации так как высока вероятность, что конкурент сможет реализовать эти возможности.
‒ уровень имаркетинговые возможности
Маркетинговая возможность проявляется в возможности удовлетворить потребности рынка, в возможности реализовать политику 4 Р (Product, Place, Prize, Promotion) в стратегии маркетинга. Данная политика позволяет компании получить доступ к продукции, также влияет политика на возможность реализовать продукцию и удовлетворять потребности клиентов, что в первую очередь позволит увеличить выручку и долю рынка, и позицию на внутреннем и внешнем рынке.
‒ Уровень научного исследования развития предприятия
Данный аспект является важным фактором в технологическом обновлений предприятия, а именно в изменениях качества, производительности производимых продуктов таким образом, чтобы оно соответствовало современным условиям рынка. В настоящее время, когда прогресс проявляется во всем и практически ежеминутно научно исследовательские разработки в общем и инновации в частности играют важную роль в конкурентоспособности предприятия так как без новшества выводимая продукция и оборудования будут являться морально непригодными по сравнению с конкурентами.
2) Внешние факторы
По традиционному мышлению внешние факторы предприятия делятся на 5 групп: 1) рынок, 2) институциональная- политика, 3) инфраструктура, 4) поддерживающие сферы, 5) уровень классификации трудовых ресурсов.
‒ Рынок — это является средой в котором организация ведет бизнес. Рынок является местом где реализовывается товар, также наряду с этим это место где предприятие ищет входящие факторы. Кроме того, рынок также является инструментом, который используется при определении направления развития предприятия в дальнейшем.
‒ институциональная- политика — является основой для реализации правовой политики предприятия. В содержание институциональной — политики входит правовых положения, инвестиционная, финансовая, земельная, технологическая, рыночная политика, а также товары, услуги и территории где производится поддержка либо запрет на введение бизнеса. Короче говоря, институциональная — политика являются меры, которые применяются ко всем сферам жизни предприятия.
‒ Инфраструктура
Инфраструктура включает в себя понятия технологической и социальной инфраструктуры такие как транспортная система, сети электроснабжения, информационные системы, системы образования и обучения и т. д. Данный фактор является важной предпосылкой, которая оказывает сильное влияние на деловую активность предприятия и влияет на цену как продуктов, так и услуг.
‒ Промышленные сферы иподдерживающие услуги
Чем современней технология производства, чем больше взаимозависимость между ними. Например, все комплектующие части самолета Боинг производится в разных странах мира. Поддерживающие промышленные сферы не только оказывают влияние на затрачиваемое время, производительность, но и воздействуют на цену выводимой продукции. Критерии для оценки конкурентоспособности предприятия.
3) Критерии для оценки конкурентоспособности предприятия
- Возможность предприятия красширению доли рынка:
Данная критерия подразделяется на две части:
Доля рынка: чем больше доля рынка у предприятия, тем больше конкурентоспособности у предприятия. Данная критерия оценивается при помощи оценки выручки или валовой реализованной продукции на рынке.
Темп прироста доли рынка: данная критерия отражает изменения продажи компании со временем.
- Конкурентоспособность продукции
Это показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности предприятия: конкурентоспособность продукции на основе фундаментальных элементов: (1) Высокое качество: является общенным показателем который, состоит из следующих компонентов показателей: экономические показатели, технические индикаторы, эстетические показатели, удобство и простота использования и т. д. (2) умеренная цена: этот показатель, как правило, определяется на основе сравнения цен на товары одного и того же типа или его эквивалент. Если есть различия в качестве, цена устанавливается в сравнении с полезностью который товар может принести, ее долговечность, эстетический аспект и т. д. (3) Модный современный дизайн, (4) степень удовлетворения потребности потребителей: данный показатель показывает насколько своевременно предоставляются клиенту нужные товары по правильной цене. Данный критерий является качественными показателем, отражающий способность вести бизнес и репутацию компании; (5) Сопутствующие услуги: включают в себя инструктаж перед применением, послепродажное обслуживание (техническое обслуживание, гарантия и т. д.).
- Способность поддерживать иповышать эффективность бизнеса предприятия
Данный критерий выражается из ряда критериев, таких как: (1) рентабельность: это общий показатель, рассчитанный при помощи отношения абсолютных значении (например, сколько прибыли приходится на единицу затрат) или относительная (рентабельность предприятия по отношению к средним уровнем рентабельности сектора рынка); (2) стоимость затрат на единицу продукции и т. д.
- Производительность факторов производства:
В группу показателей, связанных с производительностью, включают: производительность труда, эффективность капиталовложений, совокупную производительность факторов производства и т. д. Производительность отражает количество произведенной продукции по отношению к количеству затрачиваемых ресурсов для производства, является данный фактор также показателем отражающий уровень эксплуатации и использования факторов производства на предприятии. В то же время, этот показатель также отражает возможность удовлетворять потребности клиентов, стоимость на единицу продукции и единицу времени.
- Степень адаптации предприятия кинновациям иновшествам
Эти показатели для оценки конкурентоспособности при помощи оценки уровня стабильности бизнеса. Предприятия должны адаптироваться к изменениям на внутреннем рынке и на международном уровне (интересы, потребности, качество, дизайн и т. д.), а также изменениям среды обитания такой как изменения государственной политики, изменения бизнес-партнера и изменение конкурентов. Этот показатель определяется целым рядом компонентов таких показателей, как количество модернизации и инновации в линейки производства, степень улучшения производственных процессов и технологические инновации.
- Способность привлекать ресурсы
Способность привлекать ресурсы не только используется для того, чтобы условия производственной и предпринимательской деятельности осуществлялись в обычном режиме, но и отражает степень привлекательности предприятия для поставщиков. Данный критерий является условием для обеспечения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.
- Способность предприятия ксотрудничеству
Конкуренция в нынешнем мире не полностью означает, что нужно уничтожать своих конкурентов, во многом взаимное сотрудничество помогает предприятиям повысить уровень конкурентоспособности в общем. Таким образом, способность предприятия к сотрудничеству является необходимым условием для проведения эффективной экономической деятельности. Данный критерий выражается в оценке количественных и качественных взаимоотношений с партнерами, количество созданных совместных предприятий, образование систем сетей для введения бизнеса.