Факторы конкурентоспособности российских предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 2084 раза

Библиографическое описание:

Полькина, А. Ю. Факторы конкурентоспособности российских предприятий / А. Ю. Полькина, Ю. А. Сухоручкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 927-929. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27852/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде является фундаментальной проблемой современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.

На российском рынке на данный момент наблюдается значительное усиление конкуренции, в связи, с чем на этом этапе развития необходимы разработки по повышению конкурентоспособности российских предприятий.

Известный современный экономист М. Портер отмечает, что конкуренция — это динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [1].

Р. А. Фатхутдинов дал определение конкуренции, как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях [2].

Понятие «конкурентоспособность» является достаточно многосторонним, синтетическим, его составляющими является множество факторов, виляющих на состояние и развитие производственной системы, а именно:

 величина и эффективность использования всех ресурсов предприятия;

 динамичный показатель, изменения которого зависят как от внешних, так и от внутренних факторов;

 характер степени удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке;

 способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;

 уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности;

 отражение величины привлекательности данного предприятия для инвестора.

Конкурентоспособность можно рассматривать на четырех уровнях, каждому из которых соответствуют свои подходы к организации управления на предприятии.

На первом уровне менеджеры предприятий рассматривают фактор управления как «внутренне нейтральным». Роль менеджеров заключается только в том, чтобы выпускать продукцию, не заботясь о конкурентах. Данный подход будет действовать, если компания сумеет найти свою нишу на рынке, свободную от конкуренции.

Выделяют следующие характерные черты российских предприятий первого уровня конкурентоспособности:

 недостаток внимания к квалификации и мотивации работников;

 маркетинг как одна из функций управления, в лучшем случае более важной, чем остальные;

 непонимание в целом роли фактора управления.

Большинство российских предприятий находятся именно на этом уровне конкурентоспособности — это обусловлено слабостью конкуренции на внутреннем рынке из-за его ненасыщенности.

Предприятия второго уровня стремятся сделать свои производственные и управленческие системы «внешне нейтральными». Такие предприятия стремятся полностью соответствовать стандартам, установленными их конкурентами в конкретной отрасли. Они пытаются стремительно максимально заимствовать технические приемы, технологии и методы организации производства у ведущих предприятий отрасли.

Успех в конкурентной борьбе предприятий третьего уровня конкурентоспособности зависит главным образом от управления, его качества и эффективности в широком смысле.

Отличительными чертами предприятий третьего уровня является следующее:

 уделяется большое внимание маркетингу, ориентированному на потребителя;

 любые инновации в области производства продукции осуществляется, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями;

 в российском бизнесе компаний достигших этого уровня насчитывается совсем не большое количество.

Компании четвертого уровня оказываются впереди конкурентов на многие годы. Такие компании готовы составить конкуренцию любой фирме в любом аспекте производства или управления. Здесь любые изменения в стратегии развития, в организации производства, управлении осуществляются с учетом результатов изучения рынка.

Конкурентоспособность предприятия формируется через определение конкурентных преимуществ, которыми будет обладать фирма. Компании, у которых шире набор конкурентных преимуществ, тем благоприятнее предпосылки для успешной деятельности и тем более устойчивыми являются позиции фирмы в определенных сегментах рынка.

Каждая из теорий дополняла предыдущую факторами, от которых зависела способность страны участвовать в процессе международного обмена. Возникновение теории конкурентного преимущества обусловлено научно-техническим прогрессом общества глобализацией и интернационализацией конкурентных отношений [3].

Ориентация стратегий на поддержание конкурентоспособности за счет уже созданных конкурентных преимуществ может быть неэффективной во времени в силу динамичности и оперативности изменений внешней среды. Любые преимущества рано или поздно будут копированы конкурентами. В результате единственным устойчивым конкурентным преимуществом, на котором следует выстраивать базу формирования конкурентоспособности компании, становится планомерное изменение и продвижение определенных элементов путем внедрения инноваций. Именно инновации обеспечивают изменения.

В первую очередь инновации — это применение новшеств, не используемых ранее или используемых не полной мере. К конкурентным инновациям можно отнести любые преобразования, связанные с выявлением и реализацией возможностей предприятий, направленных на развитие, рост, универсализацию процессов производства и удовлетворение спроса потребителей. Для российских компаний инновациями является довольно значительное количество различных законов, механизмов, способов и разработок, уже существующих и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой, которые следует адаптировать под специфику отечественного рынка.

На современном российском рынке существуют так же проблемы, с которыми сталкиваются компании, препятствующие развитию и повышению конкурентоспособности в настоящее время. Проблемы в свою очередь являются факторами, отрицательно влияющими на деятельность предприятий. Можно выделить две основные группы факторов: внешние и внутренние.

Внешние факторы оказывают затормаживающий эффект на повышение конкурентоспособности российских производителей. В настоящее время к таким факторам можно отнести:

 неиспользование в полной мере потенциала российских ученных и специалистов для проведения необходимых исследований;

 значительное давление на отечественного производителя со стороны зарубежных конкурентов;

 финансирование наукоемких технологий и инноваций в условиях рыночной экономики означающий отсутствие гарантий твердого дохода, что придает ему вероятностный характер;

 отсутствие единого концептуального подхода, состояние научно-методологической базы формирования комплексной инновационной системы РФ;

 слабое развитие системы финансирования инновационной деятельности коммерческими банками и венчурными фондами;

 незащищенность отечественного рынка от дешевой некачественной продукции.

Внутренние факторы — объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. Выделяют следующие внутренние факторы:

 слабо развитая инновационная политика, маркетинг технологий;

 высокие издержки;

 устаревшее оборудование;

 длительный период окупаемости нововведений;

 не достаточная компетентность кадров;

 недостаток информации о новых технологиях, полное отсутствие информации о рынках сбыта и недостаточное кооперирование, интегрирование с другими предприятиями [4].

Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке.

Подведя итог, следует сказать, что лишь конкурентоспособная организация в настоящее время способна выжить, сохранить свой товарооборот на постоянном уровне или постепенно наращивать его. Главным образом, основным смыслом развития экономики в стране и главной идеей вхождения в мировое сообщество должно стать повышение уровня конкурентоспособности отечественной экономики предприятий.

Литература:

  1. Портер М. Конкуренция. М.: ИНФРА-М, 2002. — 325с.
  2. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА -2000.- 312с.
  3. Портер М. Э. Конкурентное преимущество. — М.: 2008. — 25с.
  4. Лифиц, И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг / И. М. Лифиц. М.: Юрайт-Издат. 2014. 335 с.
Основные термины (генерируются автоматически): повышение конкурентоспособности, время, главный образ, компания, конкурент, любой, отечественный рынок, предприятие, преимущество, управление, уровень, уровень конкурентоспособности, уровень развития, фирма.


Задать вопрос