В статье рассмотрены факторы, формирующие конкурентоспособность молока. Проведен анализ качества молока как основного инструмента повышения конкурентоспособности.
Ключевые слова: молоко, качество, конкурентоспособность, молочная промышленность, факторы качества, потребительские свойства.
В последние годы молочная промышленность России становится все более конкурентоспособной. В настоящее время на молочном рынке России представлен широкий ассортимент молочной продукции.
Для развития молочно-продуктового подкомплекса России рост конкурентоспособности молочной продукции и молока имеет высокую практическую и теоретическую значимость [4, c.96].
Выпуск качественной и конкурентоспособной молочной продукции — приоритетная задача, так как её решение имеет комплексный характер для экономики страны, приводит к укреплению здоровья людей, повышению качества жизни людей, обеспечением национальной продовольственной безопасности, ростом занятости населения, наращиванием конкурентных преимуществ предприятия и регионов.
Процессы производства и переработки молока взаимосвязаны. Эффективность работы производственных предприятий зависит от сельскохозяйственных компаний, специализирующихся на производстве сырого молока.
На качество сырого молока влияют следующие факторы: генетические (порода, породность, наследственность); физиологические (надой, возраст, стадия лактации); факторы окружающей среды (система доения, гигиена доения, корма и кормление, уход, сезон года) [3, c.48].
От качества сырого молока зависит качество готовой продукции, а также объемы производства и ассортимент. Кроме того, низкое качество сырого молока вызывает необходимо в дополнительной обработке и высоких потерях, что приводит к высокой себестоимости молочной продукции, и как следствие, низкой конкурентоспособности продукции по цене и качеству. Также, если производственные предприятия получают сырого молока меньше, чем необходимо, оборудование остаётся не загруженным, что также приводит к росту себестоимости. Оптимальная загрузка молокоперерабатывающих предприятий молочной сырьем является необходимым условием их эффективного развития.
На производственных предприятиях на качество влияют следующие факторы: санитария и культура производства, санитарно-гигиеническое состояние производства, условия соблюдений требований к сырью, контроль готовой продукции, соблюдение требований к оборудованию, транспортным средства, соблюдение требования санитарии и безопасности персоналом [1, c.107].
Таким образом, качество молока и его конкурентоспособность зависят от целого комплекса факторов (продуктивности, питания крупнорогатого скота, производственного процесса).
Проблему повышения конкурентоспособности необходимо решать комплексно: оценивая и изучая все факторы и условия, влияющие на качество продукции.
Необходимость создания оптимальных условий для производства высококачественной продукции, начиная с фермы, диктуется тем, что молоко очень нестабильная по своим химическим и физическим показателям биологическая жидкость. И работа по улучшению качества этого продукта не имеет смысла после того, как он произведён.
Все перечисленные факторы тесно связаны между собой, но степень их влияния на качество не одинакова. Поэтому при оценке и степени их влияния необходимо проранжировать и отдать приоритет тем, которые в наибольшей степени оказывают влияние на качество продукции. Такое деление позволяет с наименьшими затратами более рационально и эффективно управлять качеством продукции.
Таким образом, качество является основным инструментов повышения конкурентоспособности, основные пути повышения качества и конкурентоспособности молока следующие:
– совершенствование структуры рациона коров;
– хорошее охлаждение молока;
– совершенствование материальной и моральной заинтересованности работников;
– соблюдение чистоты на ферме и молочной посуды;
– хорошая обеспеченность моющими и дезинфицирующими средствами [5, c.65].
Качественная продукция, обладающая высокими потребительскими свойствами, становится предметом повышенного спроса, а, следовательно, высококонкурентоспособной.
Повысить качество и конкурентоспособность молока возможно в условиях слаженной работы предприятий, занимающихся производством и переработкой молока.
Основным критерием конкурентоспособности молока служит степень удовлетворения реальных потребностей населения, что и обусловливает разную привлекательность товаров-конкурентов для потребителей [2, c.89].
Однако непосредственное измерение степени удовлетворения потребностей невозможно в силу психофизиологического восприятия потребителями отдельных товаров. Иногда, товары с невысокими потребительскими свойствами, но которые активно рекламируются, воспринимаются потребителями более благожелательно, чем нерекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами [2, c.52].
Поэтому для повышения качества и конкурентоспособности молока используются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические.
Потребительские критерии конкурентоспособности определяют потребительскую ценность, или полезность, товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом.
Экономические — стоимость продукции. Поэтому рост себестоимости на производстве молока, при переработке сырья низкого качества или при не полной загруженности производственных мощностей — тоже приводит к снижению конкурентоспособности [3, c.76].
Таким образом, качество является основным инструментом конкурентоспособности молока. Качество формируются в течение всего производственного процесса, начиная от генетических особенностей лактирующих коров, их возраст и рациона питания и заканчивая упаковкой молока на производстве. Качество формирует потребительские и экономические свойства молока по которым потребитель оценивает продукт с точки зрения конкурентоспособности и делает свой выбор.
Литература:
- Антал, А. Выращивание молодняка крупного рогатого скота / А. Антал, Р. Благо, Я. Булла. — М: Агропромиздат, 2019. — 185 с.
- Арзуманян, Е. А. Животноводство / Е. А. Арзуманян.- М:, ВО, Агропромиздат, 2017. — 205 с.
- Бегучев, А. П. Формирование молочной продуктивности крупного рогатого скота / А. П. Бегучев. — М: Колос, 2018. — 156 с.
- Девяткин, А. И. Рациональное использование кормов в промышленном животноводстве / А. И. Девяткин. — М.: Россельхозиздат, 2019.-345 с.
- Дмитриев, Н. Г. Разведение сельскохозяйственных животных с основами частной зоотехнии и промышленного животноводства / Н. Г. Дмитриев, А. И. Жигачев, А. В. Вилль, И. В. Кисель, Е. Ф. Чемисова, А. И. Нетеса. — Л.: Агропромиздат, 2018.- 511 с.