Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 04.12.2021

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Барамыгина, Т. В. Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения / Т. В. Барамыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86253/ (дата обращения: 22.01.2022).



В статье описываются особенности зависимости саморегуляции от совладающего поведения студентов.

Ключевые слова: саморегуляция, совладающее поведение, механизм психологической защиты, студенты, студенческий возраст.

Юношеский возраст — это, прежде всего, студенчество, это период получения образования, обучения в вузе. Одной из важных задач вуза на современном этапе является повышение эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов, формирование их активности и самостоятельности.

Саморегуляция и ее взаимосвязь с совладающим поведением личности обладает огромным значением в студенческом возрасте, именно уровень сформированности саморегуляции и совладающего поведения влияет на социальное развитие человека, на его адаптацию к новым социальным условиям, на успешность получения им образования, а значимостью для развития саморегуляции обладают те психолого-педагогические условия, в которых происходит развитие саморегуляции.

Саморегуляция — это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками, системный структурный процесс активности человека, включающий в себя замысел, построение, поддержание и управление своей активностью как внутренней, так и внешней, направленный на достижение поставленных человеком целей. Саморегуляция выражается в способности отражать, всесторонне анализировать и вероятностно прогнозировать свою деятельность, а именно: осуществлять поведение, производить самоанализ, самооценку, самоконтроль, самокоррекцию действий, исходя из социальных эталонов, ценностей и норм поведения. К характеристикам саморегуляции относят следующий перечень характеристик: наличие адекватности, осознанности, гибкости, надежности и устойчивости.

Отсутствие сформированных зрелых механизмов саморегуляции поведения в юношеском возрасте является одной из причин повышения риска возникновения зависимости у личности. От того, насколько будет развита саморегуляция человека, насколько будет развита его способность справляться с трудностями, возникающими на жизненном пути, будет зависеть успешность его самореализации в учебной, профессиональной деятельности, последующая продуктивная социальная активность, психологическое и соматическое здоровье.

У каждого человека в течение жизни, начиная с самого раннего детства, начинают складываться индивидуальные стратегии выбора способов реагирования на события его жизни, и, данные способы будут зависеть от врожденных особенностей нервной системы человека, его жизненного опыта, воспитания и многих других факторов, определяющих тип совладания с ситуацией. Психологическое предназначение совладающего поведения заключено в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к выполнению необходимых условий сложившейся трудной ситуации, а завершение становления совладающего поведения приходится именно на юношеский, студенческий возраст. Согласно исследованиям И. Ф. Демидовой, «Период юношеского возраста является переходным этапом от детства к взрослости. Центральное психологическое новообразование в подростковом возрасте — формирование у молодых людей особого чувства взрослости, в качестве субъективного переживания отношения к самому себе как к уже взрослому человеку. В юношеском возрасте все без исключения познавательные процессы достигают высокого уровня развития. Молодые люди постоянно всматриваются в самого себя, открывают для себя свое «Я», стремятся к самопознанию» [5, с. 47].

Многие молодые люди и девушки в период старшего юношеского возраста боятся обнаружить свою несостоятельность, они слишком самолюбивы и могут прикрыться такими качествами, как показная уверенность, решительность, за которыми скрывается беспомощность.

Саморегуляция в юношеском возрасте обладает прямой взаимосвязью с совладающим поведением, основной функцией которого является адекватное приспособление, удобное и комфортное для субъекта. Г. И. Аксенова считает, что «для того чтобы совладать со стрессом в период обучения в ВУЗе студент может использовать определенные копинг-стратегии; при этом, в юношеском возрасте, при не развитом умении саморегуляции наименее представленными в совладании со стрессовыми ситуациями оказываются такие стратегии, как сотрудничество, альтруизм, придание смысла происходящему, стратегия поиска эмоциональной поддержки, и эмоциональной разрядки» [2, с. 56]. Молодые люди с не развитым механизмом саморегуляции, с не развитой способностью, верно, оценить сложившуюся ситуацию, могут закрыться наедине со своими чувствами, и часто могут подавлять их.

Наиболее важными защитными механизмами у людей старшего юношеского возраста с неразвитой саморегуляцией являются механизмы вытеснения, отрицания, проекции, формирования реакции, регресса, сублимации. Попадая в ситуацию стресса, молодой человек применяет различные стратегии совладания, такие, как конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, бегство-избегание.

Цель проведенного исследования заключалась в изучении психолого-педагогических условий развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения и в подтверждении гипотезы исследования: имеются определенные особенности зависимости саморегуляции от совладающего поведения студентов; на процесс развития саморегуляции студентов с различным стилем совладающего поведения влияют психолого-педагогические условия, в которых происходит развитие саморегуляции. Эмпирическое исследование предполагало использование ряда методик: методика В. И. Моросановой, — Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ); опросник «Способы совладающего поведения» (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) Р. Лазарус, С. Фолкман (адаптация Л. И. Вассермана, Е. А. Трифоновой); тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля», «Life Style Index» (LSI) Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Р. Конте (адаптация Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников). Исследование было проведено на базе ФППК КубГУ, в исследовании принимали участие 40 молодых людей (студенты 1–2 курсов магистратуры). Изучение сформированности уровня саморегуляции у респондентов было произведено посредством ресурсов сети Интернет.

По результатам Опросника «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ» (В. И. Моросанова) 6 человек — 10 % респондентов обладают низким уровнем саморегуляции, 20 человек — 60 % репондентов — средним уровнем, и 14 студентов — 30 % респондентов находятся на высоком уровне сформированности саморегуляции.

Полученные результаты проиллюстрированы Рисунком 1.

Уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека, Опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ» (В. И. Моросанова)

Рис.1. Уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека, Опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ» (В. И. Моросанова)

По результатам Опросника «Способы совладающего поведения» (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) Р. Лазарус, С. Фолкман (адаптация Л. И. Вассермана, Е. А. Трифоновой) было выявлено, что на первом месте по частотности использования пребывает такая стратегия совладающего поведения как стратегия поиска поддержки, ее используют 62 % студентов. 28 % студентов в случае возникновения проблемы мобилизуют свои силы и используют такую стратегию совладающего поведения, как самоконтроль, программирование решения. 10 % студентов в ситуации возникновения проблемы / трудностей предпочитают такую стратегию совладающего поведения как избегание проблемы.

Полученные результаты проиллюстрированы Рисунком 2.

Преобладающие стратегии совладающего поведения в трудной ситуации, Опросник «Способы совладающего поведения» (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) Р. Лазарус, С. Фолкман (адаптация Л. И. Вассермана, Е. А. Трифоновой)

Рис.2. Преобладающие стратегии совладающего поведения в трудной ситуации, Опросник «Способы совладающего поведения» (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) Р. Лазарус, С. Фолкман (адаптация Л. И. Вассермана, Е. А. Трифоновой)

Результаты Теста-опросника механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля», «Life Style Index» (LSI) Р. Плутчик, Г. Келлерман. Опросник «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI) показали, что 3 человека — 5 % студентов выбирают такую психологическую защиту как вытеснение. Также 3 человека — 5 % студентов основной психологической защитой выбирают отрицание. Данные студенты обладают низким уровнем саморегуляции. 4 человека — 14 % респондентов используют такую психологическую защиту как проекция, 7 человек — 16 % студентов ведущей психологической защитой выбирают замещение, а 10 человек — 32 % опрошенных выбирают компенсацию. Данные студенты обладают средним уровнем саморегуляции и используют такой способ совладающего поведения как поиск поддержки. 13 человек — 28 % респондентов выбрали ведущей психологической защитой рационализацию.

Результаты теста проиллюстрированы рисунком 3.

Результаты Теста-опросника механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля», «Life Style Index» (LSI) Р. Плутчик, Г. Келлерман

Рис. 3. Результаты Теста-опросника механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля», «Life Style Index» (LSI) Р. Плутчик, Г. Келлерман

Таким образом, полученные данные позволили выявить, что наличие высокого уровня саморегуляции свидетельствует о том, что в случае возникновения трудностей студенты используют такую стратегию совладающего поведения как самоконтроль, и такой механизм психологической защиты как рационализация. Студенты, имеющие средний уровень саморегуляции в случае возникновения трудностей используют такую стратегию совладающего поведения как поиск поддержки окружающих, поиск решения и такой механизм психологической защиты как компенсация, проекция, замещение. Студенты с низким уровнем саморегуляции используют такую стратегию совладающего поведения как дистанцирование, избегание и такой механизм психологической защиты как вытеснение и отрицание.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 2003. 288 с.
  2. Аксенова Г. И. Студент как субъект образовательного процесса. М.: Ред-Пресс, 2018. 177 с.
  3. Батаршев А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. М.: Рось, 2019. 150 с.
  4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 19–25.
  5. Демидова И. Ф. Жизненный мир как основа профессионального становления студента // Российский психологический журнал. 2018. № 2. С. 47–56.
  6. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 2019. 175 с.
  7. Осипов П. Н., Вагапова H. A., Шимрова Л. A. Социально-психологический портрет студента средней профессиональной школы.Казань, ИССО РАО, 2018. 56 с.
  8. Шакуров Р. Х., Дырин С. П., Чичаева И. И. Ценностные ориентации студентов вузов. Набережные Челны: Изд-во ин-та управления, 2018. 108 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая защита, LSI, юношеский возраст, WCQ, поведение, уровень саморегуляции, студент, жизненный стиль, развитие саморегуляции, студенческий возраст.


Задать вопрос