Самоотношение в связи с защитно-совладающим поведением в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 01.07.2019

Статья просмотрена: 408 раз

Библиографическое описание:

Ануфриюк, К. Ю. Самоотношение в связи с защитно-совладающим поведением в юношеском возрасте / К. Ю. Ануфриюк, А. В. Постанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 277-280. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61302/ (дата обращения: 25.04.2024).



Изучалось самоотношение в связи с зщитно-совладающим поведением в юношеском возрасте. Нами было выдвинуто предположение, что существует взаимосвязь между самоотношением и защитно-совладающим поведением юношей и девушек. В исследовании приняли участие 73 респондента: 55 девушек, 18 юношей. Измерялись самотношение (методика В. В. Столина, С. Р. Пантилеева,, методика Дембо-Рубинштейн), механизмы психологической защиты (Опросник Плутчика Келлермана Конте Life Style Index,LSI) и копинг-стратегии (методика «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса (КПСС). Обработка производилась с помощью методов описательной статистики, дисперсионного анализа (F- критерия Фишера) и корреляционного анализа (коэффициент r-Спирмена). Результаты:

Юноши и девушки с высоким уровнем самоотношения в большей степени склонны использовать примитивный механизм «отрицание» и конструктивную копинг-стратегию «положительная переоценка». В свою очередь, юноши и девушки с низким уровнем самоотношения статистически значимо чаще используют замещение, регрессию, стратегии «принятие ответственности» и «бегство-избегание».

Самоотношение юношей и девушек с высоким уровнем самоотношения обнаруживает значительно большее число связей с защитными механизмами, чем с копинг-стратегями. Ведущим способом поддержания самоотношения в этой подгруппе выступает защитный механизм «отрицание».

С положительными аспектами самоотношения в обеих подгруппах связаны защитный механизм «отрицание» и копинг-стратегия «планирование решения проблемы». С негативными аспектами самоотношения — защитные механизмы «регрессия», «компенсация», «замещение», «проекция» и копинг-стратегия «бегство».

Защитно-совладающее поведение юношей и девушек с низким уровнем самоотношения, в отличие от юношей и девушек с высоким уровнем, более тесно связано с показателями самоотношения. Это свидетельствует о том, что отношение к себе у молодых людей из данной подгруппы во многом определяет и определяется стратегиями поведения, активнее защищается.

Ключевые слова: самоотношение, защитно-совладающее поведение, копинг-стратегии, защитные механизмы, юношеский возраст.

Данная работа посвящена исследованию, лежащему в области психологии развития и дифференциальной психологии, и касается изучения самоотношения в связи с защитно-совладающим поведением в юношеский период

Защитно-совладающее поведение представляет собой структурно-уровневую систему, состоящую из большого количества элементов (поведенческих копинг-стратегий, механизмов психологической защиты личностных и средовых копинг-ресурсов), которые связаны между собой отношениями иерархии и выступают системами низшего порядка по отношению к интегративной системе психозащиты и совладания. [4, c.46]

Стиль совладающего поведения, формируются тогда же, когда происходит активное формирование самоотношения, а именно в юношеский период. [1, с.84], [2, с.90], [3, с. 97] Стиль преодоления трудностей, сформированный в этот период, остается практический неизменным в течение всей жизни, однако выбор копинг-стратеги имеет тенденцию меняться с возрастом. [1, с.120] Актуальность исследования состоит в том, что именно самоотношение, активно развивающееся в этот период может повлиять на дальнейшую способность человека восстанавливать свое психическое состояние в случае стресса.

Мы задались целью изучить самоотношение в связи с защитно-совладающим поведением в юношеский период. Нами были сформулированы две гипотезы:

1) Юноши и девушки с низким уровнем самоотношения в сравнении с юношами и девушками с высоким уровнем самоотношения чаще используют недостаточно конструктивные стратегии и примитивные защитные механизмы.

2) Низкий уровень самоотношения юношей и девушек имеет тесную связь с защитными механизмами, по сравнению с юношами и девушками (/подростками), обладающими высоким уровнем самоотношения

Для разделения выборки на подгруппы с низким и высоким уровнем самоотношения, был применен кластерный анализ

У юношей и девушек с высоким уровнем самоотношения показатели по всем аспектам самоотношения существенно выше в сравнении с таковыми у юношей и девушек с низким уровнем. (См. Таблицу 1)

Юноши и девушки с высоким уровнем самоотношения в большей степени понимают и одобряют себя, интересуются собственными мыслями и чувствами, выше оценивают свои умственные способности, внешность, характер, авторитет у сверстников (См. Таблицу 2). При этом они также в большей степени склонны к самообвинению: принятие себя не мешает им видеть в себе недостатки, обвинять себя в чем-то.

Таблица 1

Различия средних значений самоотношения вкластерных подгруппах

Таблица 2

Сравнительный анализ средних значений самооценки иуровня притязаний вкластерных подгруппах

Юноши и девушки с более высоким уровнем самоотношения в большей степени склонны использовать примитивный механизм защиты «отрицание» и конструктивную копинг-стратегию «положительная переоценка», то есть склонны отрицать проблемы и стороны самих себя, а также находить плюсы в трудной ситуации.

В свою очередь юноши и девушки с низким уровнем самоотношения статистически значимо чаще используют «замещение», «регрессию», стратегии «принятие ответственности» и «бегство-избегание».

То есть, им свойственно вымещать негативные эмоции на более слабых и безопасных объектах, возвращаться в стрессовой ситуации к более незрелым онтогенетическим паттернам поведения и избегать проблем, в то же время они готовы принимать ответственность на себя за возникновение проблемной ситуации. (См. Таблицу 3)

Таблица 3

Сравнительный анализ защитно-совладающего поведения вкластерных подгруппах

Самоотношение юношей и девушек с высоким уровнем самоотношения обнаруживает значительно большее число связей с защитными механизмами, чем с копинг-стратегиями. А ведущим способом поддержания самоотношения в этой подгруппе выступает защитный механизм «отрицание». Что неудивительно — в ряде работ показано, что данный механизм защиты определяет высокую активность и способствует социально-психологической адаптации и самоактуализации личности.

Самоотношение юношей и девушек с низким уровнем, поддерживается, судя по полученным взаимосвязям, двумя защитными механизмами — отрицанием (как в подгруппе с высоким уровнем) и зрелым механизмом интеллектуализацией: псевдообъяснение своих желаний и поведения способствует принятию себя. Практически все копинг-стратегии, за исключением планирования и переоценки, сопряжены с негативными аспектами самоотношения в данной подгруппе.

Таким образом, наша гипотеза о том, что юноши и девушки с низким уровнем самоотношения в сравнении с юношами и девушками с высоким уровнем самоотношения чаще используют недостаточно конструктивные стратегии и примитивные защитные механизмы, подтвердилась лишь частично. Юноши и девушки с высоким самоотношением часто используют примитивную защиту «отрицание» и в меньшей степени склонны брать ответственность на себя за возникновение проблемы.

Гипотеза о том, что самоотношение юношей и девушек с низким уровнем самоотношения теснее связано с защитными механизмами, чем у юношей и девушек с высоким уровнем подтвердилась. Однако, стоит отметить, что у юношей и девушек с высоким уровнем самоотношения хоть и обнаружена менее тесная связь самоотношения с защитно-совладающим поведением, связей больше с использованием бессознательных способов поведения, а не осознанных копинг-стратегий.

Можно сделать вывод о том, что Юноши и девушки с более высоким уровнем самоотношения склонны отрицать проблемы и стороны самих себя, а также находить плюсы в трудной ситуации. При этом механизм отрицания является фактором, который поддерживает самоотношение. В свою очередь юношам и девушкам с низким уровнем самоотношения свойственно вымещать негативные эмоции на более слабых и безопасных объектах, возвращаться в стрессовой ситуации к более незрелым онтогенетическим паттернам поведения и избегать проблем, в то же время они готовы принимать ответственность на себя за возникновение проблемной ситуации.

Литература:

  1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004–166 с.
  2. Василюк Ф.Е Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  3. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009.
  4. Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия. Практическая и медицинская психология. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 3 (156)
Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень самоотношения, девушка, уровень самоотношения, юноша, механизм, поведение, самоотношение юношей, высокий уровень, защитный механизм, юношеский период.


Похожие статьи

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Уровень глобального самоотношения и его составляющих...

Высокий уровень самоинтереса у учащихся отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к. Уровень глобального самоотношения и его составляющих — самоуважения и аутосимпатии, связан со значимостью для старшеклассников определенных ценностей.

Проблематика изучения образа партнера в добрачных отношениях...

Таким образом, самопринятие выражается в адекватном уровне самооценки, в самопонимании, рефлексии своих

Предполагается, что в оценке образа партнера по добрачным отношениям юноши и девушки с низким уровнем самопринятия в большей степени опираются на черты...

Связь образа тела и самоотношения у современных девушек

Высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения связаны с низкой оценкой лица, тела, внешности выразительности поведения

Выявлена связь образа тела и самоотношения студенток. Наиболее связанными с проявлением позитивного самоотношения у...

Особенности самопринятия подростками своего тела

Заниженная/ завышенная самооценка, высокий уровень тревожности, присутствуют страхи, агрессивность.

Методика исследования самоотношения.

Для выявления уровня сформированности позитивного образа тела мы использовали следующие методики.

Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения...

Сложность строения самоотношения обусловлена многоплановостью и глубиной жизненных

В силу того, что самоотношение влияет не только на стабильность связей человека с социальной

В число ценностей со средним уровнем значимости вошли следующие виды

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...

Подростковый возраст является крайне важным периодом в формировании самоотношения, характеризующийся особой сенситивностью к оценкам окружающих и стремлением к взрослости, но вместе с тем затрудняющийся относительно дальнейшего выбора своего жизненного пути и...

Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение...

Также нами было отмечено, что самоотношение у юношей и девушек различается: юноши

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что существуют значимые различия в самоотношении личности юношей и девушек в аспектах глобального саомотношения...

Самоорганизация внутреннего мира интеллектуально одаренных...

Мы предложили понятие «характер самоотношения» личности. При выделении характера самоотношения исходили из того, что аутосимпатия, самоприятие, самообвинение являются аспектами отношения личности к себе и в совокупности составляют его аффективный компонент.

Похожие статьи

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Уровень глобального самоотношения и его составляющих...

Высокий уровень самоинтереса у учащихся отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к. Уровень глобального самоотношения и его составляющих — самоуважения и аутосимпатии, связан со значимостью для старшеклассников определенных ценностей.

Проблематика изучения образа партнера в добрачных отношениях...

Таким образом, самопринятие выражается в адекватном уровне самооценки, в самопонимании, рефлексии своих

Предполагается, что в оценке образа партнера по добрачным отношениям юноши и девушки с низким уровнем самопринятия в большей степени опираются на черты...

Связь образа тела и самоотношения у современных девушек

Высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения связаны с низкой оценкой лица, тела, внешности выразительности поведения

Выявлена связь образа тела и самоотношения студенток. Наиболее связанными с проявлением позитивного самоотношения у...

Особенности самопринятия подростками своего тела

Заниженная/ завышенная самооценка, высокий уровень тревожности, присутствуют страхи, агрессивность.

Методика исследования самоотношения.

Для выявления уровня сформированности позитивного образа тела мы использовали следующие методики.

Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения...

Сложность строения самоотношения обусловлена многоплановостью и глубиной жизненных

В силу того, что самоотношение влияет не только на стабильность связей человека с социальной

В число ценностей со средним уровнем значимости вошли следующие виды

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...

Подростковый возраст является крайне важным периодом в формировании самоотношения, характеризующийся особой сенситивностью к оценкам окружающих и стремлением к взрослости, но вместе с тем затрудняющийся относительно дальнейшего выбора своего жизненного пути и...

Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение...

Также нами было отмечено, что самоотношение у юношей и девушек различается: юноши

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что существуют значимые различия в самоотношении личности юношей и девушек в аспектах глобального саомотношения...

Самоорганизация внутреннего мира интеллектуально одаренных...

Мы предложили понятие «характер самоотношения» личности. При выделении характера самоотношения исходили из того, что аутосимпатия, самоприятие, самообвинение являются аспектами отношения личности к себе и в совокупности составляют его аффективный компонент.

Задать вопрос