This article deals with the problem of the psychological state of the trainee during the educational process and session. As objects of research, psychological and behavioral manifestations of first-year students of the NC JSC «Medical University of Karaganda» were studied. The study of this problem is due to the fact that in various forms of teaching a foreign language, the student's behavior and psychological state changes depending on the requirements of the teacher, the norms and quality of academic performance. The proposed article discusses several techniques for overcoming the «fear of the teacher and the mark» used in the educational process in the groups of the Kazakh department of the 1st course of General Medicine. In the course of working on this problem, it was possible to find out the main reasons for the fear in students during the answer, when receiving a mark or during the oral stage of the exam. The factors affecting the manifestation of psychological and behavioral disequilibrium in first-year students, due mainly to the novelty of the place, new faces and conditions of stay in the new environment, made it possible to identify the «fors» and «against» of some techniques and methods of teaching newly arrived peove students. The main influence of the methodology of teaching a foreign language on slowly adapting to a new place, students helped to identify the results of this study within a particular organization.
During the work on these issues, conclusions were drawn that would help in the future to be more specific and broader in solving similar problems. The individual characteristics of each student were also taken into account. His «pre-conscription» life, successes, individual qualities, character, psychological state and even the norms of upbringing. It was noted that the manifestation of student fear occurs in each individually. When studying these nuances, it was possible to reveal a whole problem and a range of issues affecting the psychological and behavioral manifestations of the student. The influence of upbringing, tradition and culture adopted in each, separately, taken family, environment, friends, requirements and interests — all this was a prerequisite for a different manifestation of behavior in different situations individually by each student. The study of psychological and behavioral features made it possible to study and revise the educational and methodological complex taught for the first year. Basically, these are issues related to the workload of the student. Summing up the work done, the teaching board of the Department of Foreign Languages, the Center for Language Development of NJSC «MUK» came to the leadership of the university with specific proposals that are under consideration.
Keywords: fear, motivating factor, success, failure, psychological and behavioral feature, manifestations, influence, individual, mark.
Сам по себе образовательный процесс как вселенная, с одной стороны прекрасна и необъятна, с другой — непознанная и внушает страх. В последнее время стала задумываться о том, что же движет нашими подопечными в получении знаний? За свою многолетнюю практику в преподавании мне не раз приходилось обращать внимание на то, что не все обучаемые стремятся к знаниям, чаще стремятся к показателям. Но здесь очень тонкая грань, ибо и те, и другие в итоге получают некие знания. Разница в том, что первые делают это осознано, и полученные ими знания послужат им фундаментом для дальнейшего саморазвития, вторые просто зубрят ради отметок. К сожалению, у них эти знания как в плохом амбаре, плесневеет и продукт никуда не годится. Более того у этой категории обучающихся всегда присутствует страх. Страх получить плохую отметку, поэтому они просто зазубривают все подряд, страх остаться без гранта и стипендии, кто-то боится родителей, а у кого-то просто-таки панический, ужасающий страх перед преподавателем. Последнее, конечно из-за отсутствия знаний, ибо неизвестность сама по себе внушает страх.
Одной из идей в постсоветском образовании стало внедрение кредитной технологии, где 70 % процентов знаний обучающийся получает своими собственными усилиями. Конечно, мы понимаем, что западная технология, внедренная много лет назад, именуемая кредитной, имела также и финансово-экономическую цель, но речь сейчас не об этом. Предполагается, что самостоятельная работа обучающегося должна стимулировать наших студентов к самостоятельности, научить их мыслить и искать ответы. И проходя процесс самообразования у студентов должен выработаться некий иммунитет против страха. Но беда в том, что СРОП и СРО в любом случае должна оцениваться преподавателем. Опять замкнутый круг. Как же разорвать эти путы, препятствующие к бесстрашному завоеванию знаний учащимися? Педагоги в свою очередь тоже должны вести учет «годных» и «негодных». Выносить вердикт, быть судьей и где-то ломать судьбы, только потому что он не знает иностранный язык. Но, к счастью у сильных студентов как правило крепкий стержень, и они понимают зачем они пришли в медицину. Отрадно видеть, когда-то неуспевающих студентов по иностранному языку, сегодня на самых престижных подмостках медицины. Но проблема остается. Как же быть с теми, у которых все же не просыпается тот стимул быть врачом, профессионалом, а остается убогое требование к жизни, к педагогам, к родителям, но не к себе. Но давайте рассмотрим данную проблему под другим углом.
Методы и исследования
Психология взаимоотношений студента и преподавателя. Если раньше стимулирующим фактом образования и воспитания были розги, и культом был учитель, то сегодня система образования пытается дать роль дирижера самому студенту. Создать некий тандем учитель-студент-учитель.
Сегодня самообразование является существенным условием общего успеха образования. Психология образования и самообразования изучает проблемы оптимизации их содержания, средств и методов в интересах эффективного формирования личности, подготовки ее к профессиональному труду, а также психологические условия успешного обучения и воспитания. [1,297].
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что организация самостоятельной работы студентов направлена на более полную реализацию задач обучения, формирование профессионально-значимых качеств личности специалиста, комплексное инновационное развитие системы образования. Следовательно, необходимо совершенствовать организацию самостоятельной работы студентов, формировать навыки самостоятельной учебной деятельности, обеспечить методическую помощь и контроль со стороны преподавателя, найти методы анализа результатов процесса усвоения учебного материала, разнообразить формы самостоятельной работы студентов [2,28].
Усилия педагога должны быть направлены не столько на формирование теоретических знаний и практических умений у обучающегося, сколько на развитие у него навыков самостоятельной работы, инициативы и активности, творческого начала. Следовательно, преподаватель должен не передавать учебную информацию, а грамотно организовывать самостоятельную работу студентов и в дальнейшем управлять ею [3,10].
Главная задача преподавателя в организации СРС при обучении иностранному языку состоит в том, чтобы научить каждого студента самостоятельно использовать свой мотивационный, интеллектуальный, иноязычный, творческий ресурс в выполнении заданий СРС. Другими словами, активная самостоятельная работа студентов возможна при устойчивой мотивации. При этом положительная мотивация является пусковым механизмом выполнения самостоятельной работы. Студент здесь должен выступать как активный и высокомотивированный субъект самостоятельной работы. Таким образом, личностно-ориентированный подход к СРС направлен, прежде всего, на личность и предполагает высокую индивидуализацию и дифференциацию обучения. В основе реализации личностно-ориентированного обучения становится демократический тип отношений преподавателей и студентов, основывающийся на сотрудничестве, взаимодействии, совместном творчестве и на взаимной помощи. Такой подход дает возможность личности максимально реализовать свои интеллектуальные способности и научиться работать в коллективе (команде). В контексте изучения иностранного языка необходимо исходить, прежде всего, из того, что если язык есть средство коммуникации, общения, а речь — способ этой коммуникации, то овладение способом общения возможно только при создании условий коммуникативных личностно-ориентированных ситуаций. Практика показывает, что не только использование инновационных психолого-педагогических технологий позволяет изменить отношение студентов к самостоятельной работе и повысить качество и эффективность ее выполнения, но и использование преподавателем при разработке материалов для СРС заданий разно уровневого плана [4,10].
Итак, для получения студентом знаний самостоятельно нужно создать ряд благоприятных условий, начиная от доброй улыбки преподавателя, заканчивая предоставлением целой системы оснащенности. Но опять беда. Все это давно есть в современной образовательной высшей школе. Самые великие умы сделали все, чтобы образование сегодня было доступным даже «лежа на диване». И тут хотелось бы ответить некий парадокс из личных наблюдений. 2 года выпуска по ту сторону монитора за время пандемии имели больше успеха на занятиях и в итоге на сессии, при этом с успешным участием в конференциях и различных конкурсах, наблюдалось больше самостоятельности, интеллекта, умение размышлять и все это на изучаемом иностранном языке, нежели те, кто сегодня обучается офлайн. Второй момент, в качестве эксперимента мне пришлось удовлетворить просьбы нескольких студентов и взять их на частное дополнительное обучение. Поразительным было то, что эти студенты стали больше раскрываться и показали хорошие результаты. Идем дальше, мне пришлось поинтересоваться у этих студентов, в чем причина такого рывка вперед за 1 месяц. Ответ был прост: «Здесь нас в два раза меньше, и Вы не ставите оценок». Меня всегда удивлял тот факт, что студент, обучаясь в официальном учреждении не может или не хочет получать знания, а бежит к репетиторам за дополнительными уроками. Почему так?
Одна студентка без конца просила об индивидуальном репетиторстве. На вопрос почему она не хочет заниматься вместе с остальными ребятами в дополнительной группе ответила: «Я стесняюсь. Боюсь». Это первый курс, им только исполнилось по 18 лет. Затем я наблюдаю другой парадокс. Те же студенты, которые не могли раскрыться на занятиях, с удовольствием участвуют в общественных культурно-массовых мероприятиях. И поют, и танцуют и проявляют не дюжину таланта на сцене. Получается дело не в личном характере студента, не в страхе? А в чем — то другом? И все же, что такое страх? Обратимся к мнениям метров в психологии и их исследованиям.
Ильин Е. П. в своей книге: «Психология страха»: Поль Анри Гольбах [73] наряду с незнанием причислял к источникам страха различные бедствия — неурожай, эпидемии, несчастные случаи, болезни и т. п. В силу этих неизбежных обстоятельств жизни, как полагал философ, человек начинает испытывать страх, усиливающийся под влиянием невежества. Средством преодоления этого страха помимо привычки к тем или иным явлениям П. А. Гольбах также считал знание. Страх уменьшается по мере того, как человек познает причины наблюдаемых явлений и обучается средствам избегания их воздействия.
Этот философ подчеркивал, что страх является источником социальности человека. «Уже один страх перед новизной, перед тем, с чем мы еще не освоились, заставляет нас искать опору в себе подобных. Одиночество, темнота, шум ветров, немая тишина природы — все это пугает нас, тревожит и принуждает искать спасения в обществе. В нем мы находим убежище от тоски, страха, неуверенности — короче говоря, от всех наших бед, действительных или воображаемых. Как только человек попадает в общество себе подобных, он чувствует себя более сильным, верит, что находится в большей безопасности, и считает свои жизненные силы, если можно так сказать, удвоенными» [73, с. 90]». [5,2].
Итак, мы понимаем, что для студента, сидящего среди двадцати новобранцев себе подобных лучше всего начинать работать над захватом знаний и инициативы, завоевание лидерства, быть первым. И тогда его страх от первой ступени-страх- перед или среди себе подобных постепенно превращается в страх остаться в числе отстающих, т. е., его страх приобретает более четкие контуры, первый страх заставил двигаться его вперед, развиваться, становиться выше, лучше, увереннее. Сыграл природный инстинкт самосохранения? Или остаться в задних рядах? Или боязнь в будущем остаться без работы? Неудивительно, если он решил саморазвиваться, потому что боязнь, страх перед родителями также сыграл свою весомую роль в его шаге вперед над самообразованием.
Роль преподавателя-гуру, несомненно, должна быть весомой. Именно он поможет преодолеть боязнь, неуверенность в развивающейся личности. На то он и поставлен быть не просто «надсмотрщиком», но и быть первым советчиком и другом. Однако, вернемся к феномену, когда есть категория студентов, которые ведут себя по-разному в разных ситуациях. В одних испытывают страх, в других чувствую себя как рыба в воде.
Но для этого обратимся к Фрейду и его книге: «Психология масс и анализ человеческого «Я», где он обращается за поиском ответов к труду Гюстава Лебона: «Психология народов и масс»: Еще раз уясним себе суть дела: если психология, целью которой является изучение наклонностей, влечений, мотивов, взглядов индивида, объясняющих его действия и отношения к своему ближайшему окружению, до конца решит эту задачу и сумеет объяснит все эти взаимоотношения и взаимозависимости, то она неизбежно столкнется с новой, неразрешенной проблемой. Психологии придется объяснить поразительный факт: ставший понятным ей индивид, оказавшись в определенных условиях, начинает абсолютно по-иному чувствовать, мыслить, вести себя не так, как мы от него ожидаем, и этим условием является присоединение индивида к человеческой толпе, обладающей свойствами некой «психологической массы». Но что представляет собой эта «масса», каким образом она приобретает способность влиять на душевную жизнь индивида, и в чем заключается психические изменения, каковые она навязывает индивиду
Самый поразительный факт, наблюдаемый в одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющий их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, чувствовал и действовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие путем этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности» [6,2].
Но вопрос остается открытым. Почему на занятии не действует данный закон масс и индивида? В чем секрет успеха внеаудиторной работы, индивидуального занятия с преподавателем в частном порядке, или на курсах? Почему в одном случае, чтобы достигнуть успеха достаточно проявить общение и талант, а в другом непременно должен присутствовать страх, ответственность? Почему у одних страх в перспективе потерять все вызывает действия к самосовершенствованию, в других это шлагбаум?
Погорелова Г., доцент Брянского государственного технического университета в своей статье: «Экзаменационный страх» пишет:Основополагающий в концепции принцип иерархии требует рассмотрения динамики внутренних процессов взаимоперехода и взаимосвязи в подструктурах личности. Экзаменационный страх — эмоциональное состояние, как известно, относятся к психическим процессам. На иерархической лестнице подструктур «психические процессы» субординированы высшими подструктурами личности, которые, в свою очередь, включают в себя низшие в измененном, но не устраненном виде. Опора на идею Платонова об иерархической взаимосвязи четырех подструктур личности позволяет не упустить из виду связь экзаменационного страха, являющегося компонентом подструктуры «психические процессы», с подструктурами «темперамент», «опыт», «направленность» [7,2].
Результаты и их обсуждение
Так что же такое страх? Является ли он стимулом или это шаг назад в бездну, в неизвестность, во тьму? Попробуем найти ответ в работах психологов.
Дорофеева Г. А.: Журнал: «Известия ТРТУ», кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, опираясь на научные труды великих ученых психологов приходит к выводу, о котором говорит в своей статье: «Страхи: Определение, виды, причины».: Страх –фобия отдельно взятой особи. Зависящий от множества факторов в совокупности или отдельно, взятой ситуации, касающейся индивида [8,2]. Думаю, именно это определение подходит к данному исследованию. То, что, не вся группа испытывает страх перед преподавателем, экзаменатором, сессией доказано множеством анкетировании, проводимых в вузе. Для написания данной статьи был проведен анонимный опрос через гугл диск среди групп 1курса. Зафиксированы 179 респондентов, принявших участие в данном анкетировании. Результаты показали неоднозначные ответы. Как видно из показателей ответов на первый вопрос все же имеется категория студентов, для которых методический комплекс и программа уровня А1 был сложным. В эту категорию вошли скорее всего первокурсники, которые прибыли из сел и отделений, или ребята в принципе окончившие школу не совсем удачно, и не изучавшие иностранный язык на местах. Здесь же возникает проблема о знании русского языка носителями казахского языка, или наоборот. Так как иногда, чтобы преподавателю объяснить некую тему по грамматике приходиться обращаться к сопоставительной методике на родном языке обучающегося. А здесь еще одна проблема — у студента нет знаний по грамматике родного языка. В таких случаях предметнику, конечно, приходится выкладываться на все 200 %, чтобы его обучаемый стал хоть немного разбираться в элементарной грамматике родного и иностранного языка. См. рисунок 1.
Рис. 1
Рис. 2
Соответственно отсюда и проблемы с освоением материала у этой категории. См. рисунок 2.
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
На рисунках 3,4,5 мы можем видеть, что неадаптированость студента к новой местности, в группе, к новой жизни в целом в вузе также могут повлиять на успешность освоения учебного материала. Это постоянная психологическая тревога, возможно даже страх или дискомфорт влияют немаловажную роль в успешности его обучения.
Рис. 6
Рис. 7
Естественно, для того чтобы посещать в принципе любой предмет вышесказанные факты играют также немало важную роль в жизни студента. С каким удовольствием или неудовольствием посещает студент ваш предмет. Интересно или неинтересно, познавательно или скучно было на ваших занятиях. Боятся преподавателя или нет. Все это результат того, как мы можем предоставлять наши услуги, профессионально или не совсем. При другом анкетировании только казахских групп
на вопросы: вы испытываете страх перед преподавателем –из 1223 респондентов «Да» ответили — 45 %; второй вопрос: вы боитесь предстоящей сессии? — ответ «Да»-71 %; третий вопрос: вы боитесь преподавателя, потому что: А) не готовы, В) внушает страх преподаватель, С) ничего не понимаю. Результат: А)-15 %, В)-45 %, С)-40 %.
Войцех В. Ф., доктор медицинских наук, профессор, психиатр, заведующий отделом суициодологии Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздравсоцразвития РФ и руководитель Научно-методического центра. Член Европейской и Международной ассоциации суицидологов. Значительное место в его трудах занимают вопросы по выявлению факторов риска и организации медико-психологической помощи у учащихся и молодежи. Владимир Федорович отмечает, что: «Для молодого возраста характерны повышенная агрессивность, повышенная конфликтность, протестное поведение, ранимость, повышенное чувство достоинства, эмоциональная неустойчивость, застенчивость, сочетающаяся с максимализмом». [9,27].
Не секрет, что в образовательных учреждениях случаются случаи самоубийства подростков и студентов. В основном, причины таких случаев остаются нераскрытыми. Конечно, недоработка соответствующих подразделений, невнимание отдельных лиц, отвечающих за микроклимат в вузе, психологов данных учреждений приводит к таким печальным последствиям. Но главная роль в образовательном процессе, включающий в себя учебный, воспитательный и психологические аспекты, конечно, отводится преподавателю. И это должно быть подкреплено рядом профессиональных качеств педагога. Насколько он компетентен по предмету, научно подкован, начитан, эрудирован, ориентирован в современной жизни молодежи, и самое главное — насколько учитель сам воспитан морально и психологически устойчив. За свою многолетнюю работу в вузе, мне не раз приходилось наблюдать конфликты между студентом и преподавателем, конечно «Учитель всегда прав!», но кто в этот момент разбирался с эмоционально-психическим состоянием студента? На правах завуча, мне часто приходилось выступать неким примирителем обоих сторон. Было тяжело констатировать факты несправедливого отношения педагога к обучаемому. Но, учитывая неопытность и юный возраст некоторых коллег, попадающих в такие ситуации, приходилось идти на компромисс. Выяснялось из бесед, что педагог излишне демонстрировал свое эго руководителя. И бывало очень больно и обидно за студента, которого мне приходилось просить, ради его же блага, чтобы он просил прощения у педагога. Молодежь после выпуска с дипломом, приходя работать в вузы невольно забывает о том, что они прежде всего должны нести знания, мораль и духовность. Вместо этого они начинают демонстрировать свои «прелести», власть. Поэтому очень важно руководству проводить с ними беседы, чаще приглашать на свои занятия. Хотя, это тоже не факт. На ум приходят фильмы советского образца: «Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Чучело», «Чужие письма» итд. В этих фильмах явно показан конфликт двух сторон: учитель и ученик. В этих фильмах ярко показаны портреты главных героев, их характеры, взгляды, эмоции. Особенно ярко отражены моменты, где показаны культ педагога, его неприкосновенная власть, его давление над слабым, беззащитным индивидом. И как контраст показан выход из конфликтных ситуаций, вмешательство более профессиональных специалистов, которые отводят всеобщую беду. Конечно, это хорошо, когда конфликт исчерпан на ранней стадии, а бывают ситуации, когда без вмешательства соответствующих лиц других органов дело нельзя разрешить.
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Следующие вопросы 8,9,10 анкетирования дали возможность прояснить ситуацию насколько студент вынужден был посещать частные занятия, или он зубрит, чтобы получить хорошую отметку ничего при этом не оставляя на перспективу из полученных знаний, или же наооброт, стремится воспользоваться ситуацией и получить знания бесплатно, без дополнительных расходов.
Заключение
Для более комфортного пребывания студента на новом месте вуз делает все возможное, это естественно. Вовлечение в художественные коллективы, спортивные секции, участие в конкурсах, все это дает свои плоды, и уже через месяц студент-первокурсник начинает чувствовать себя увереннее, что в свою очередь отражается и на успеваемости, так как преодоление страха неизвестности стимулирует его к достижению главной цели-получить знания. В свою очередь предметники должны особо обращать внимание на психолого-поведенческие особенности каждого студента, по возможности. Ибо можно упустить самый важный момент в совместной работе-лишиться доверия друг у друга. Потом будет очень сложно завоевать интерес, признательность у вашего подопечного. И, конечно, постоянное присутствие страха вашего ученика перед вами — шлагбаум, который блокирует и лишает всяческих шансов на сотрудничество.
Из всего выше сказанного следует, в любом случае, анализируя ситуацию преподаватель — главный персонаж всего учебного процесса. Это то ответственное лицо, которое является и эталоном, и главным режиссером одновременно. Роль учителя многранна. Он и психолог, и воспитатель, и мама, и папа, если хотите. Так было раньше. Сегодня отменили кураторство. А ведь это первая гавань для испуганного первокурсника на неизвестном лайнере. Но, сегодня требования образовательного процесса поставил преподавателей вуза в рамки определенных приоритетов: преподаватель не имеет права проявлять «материнские» или «отцовские» чувства, ибо мы-педагоги стран СНГ, воспитанные в рамках морали и норм, но в то же время в духе современности, патриотизма, сочуствия, добра не должны проявлять вообще никаких чувств. Мы должны быть как роботы, ибо малейшее проявление человеческих чувств-подозренеие на коррупцию. Конечно, есть такое понятие как отметка, и оно стало культом в образовании. Но понятие оценка постепенно теряет свой смысл, оно постепенно превращается в предмет финансирования и экономики. Нельзя ломать грант ребенку, лишится стипендии, нельзя идти на поводу у студента- подозрение на коррупцию. Как найти выход из такой ситуации и преподавателю, и студенту? Некогда заложеный фундамент в педагогику великими педагогами-наватароми Константином Дмитриевичем Ушинским, Надеждой Константиновной Крупской, Львом Семеновичем Выготским, Антоном Семеновичем Макаренко, Василием Александровичем Сухомлинским, Шалва Александровичем Амонашвили, и многими великими мастерами педагогики сегодня воспринимается совершенно под иным углом. С внедрением западной кредитной технологией в образовательно-медицинский процесс значимость педагога приобретает не совсем гордый вид.
Литература:
- Бугай А. Ю. Самостоятельная работа студентов вуза: современное состояние и проблемы. С. — 297. https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-vuza-sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-1 СТАТЬЯ
- Бугай А. Ю. Самостоятельная работа студентов вуза: современное состояние и проблемы. С. — 28. https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-vuza-sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-1 . СТАТЬЯ
- Бугай А. Ю. Самостоятельная работа студентов вуза: современное состояние и проблемы. С. — 10. https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-vuza-sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-1 . СТАТЬЯ
- Архипова И. В. Инновационный подход к организации самостоятельной работы студентов СПО при изучении иностранного языка.//Сборник научных статей: Организация самостоятельной работы по иностранным языкам. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Саратов: Издательство СГУ, 2020. С. — 10. https://docplayer.com/211072983-I-v-arhipova-innovacionnyy-podhod-k-organizacii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-spo-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka.html СТАТЬЯ
- Ильин Е. П.: Психология страха. Издательство Питер, 2017. С. — 2 http://loveread.ec/view_global.php?id=76495 ОНЛАЙН КНИГА
- Фрейд З.: Психология масс и анализ человеческого «Я». 1921. Правообладатель: PublicDomain. Переводчик: Я. М. Коган. ЛитРес: 01.11.2016. С.–2. https://books.google.kz/books/about/ %D0 %9F %D1 %81 %D0 %B8 %D1 %85 %D0 %BE %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F_ %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %81 %D1 %81_ %D0 %B8_ %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B0.html?id=XwpNDwAAQBAJ&printsec=frontcover&source=kp_read_button&hl=ru&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false ОНЛАЙН КНИГА.
- Погорелова Г., «Экзаменационный страх». Вузовская жизнь. С.-2. https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-strah . СТАТЬЯ.
- Дорофеева Г. А. Журнал: «Известия ТРТУ», «Страхи: Определение, виды, причины». С. — 2. https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-opredelenie-vidy-prichiny . СТАТЬЯ.
- Войцех В. Ф. Что мы знаем о суициде. Глава: Суицид у детей и подростков. РБОО Центр социально-психологической и информационной поддержки «Семья и психическое здоровье». Общественный совет по вопросам психического здоровья при Главном специалисте-эксперте психиатре МЗСР РФ. Институт психиатрии Министерства здравоохранения и социального развития РФ. С.-27 http://www.psychiatry.ru/stat/170 ЖУРНАЛ.