Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Иванова, А. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере образования / А. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86102/ (дата обращения: 20.01.2022).



Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [1] в статье 43 закрепляет право на получение образования, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Также Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Эти положения являются базой предпринимательской деятельности в Российской Федерации, в том числе в сфере образования. В данной сфере деятельности возникают различные проблемы, которые необходимо рассмотреть в настоящей статье.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предпринимательская деятельность в сфере образования, образовательные организации

В перечне всех видов прав и свобод, традиционно выделяемых в теории конституционного права, право на осуществление предпринимательской деятельности относится к разряду социально-экономических прав. Законодательное закрепление данного права дало сильный толчок к кардинальным изменениям в правовом регулировании предпринимательства во всех сферах, включая сферу образования.

В соответствии с положениями статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [2], предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Признаками, позволяющими отграничивать предпринимательскую деятельность от иных видов деятельности, являются: 1) самостоятельность; 2) рисковость; 3) направленность на систематическое получение прибыли; 4) регистрация в установленном законом порядке. В основе предпринимательской деятельности лежит свобода использования своих способностей, и каждому предоставлена возможность развивать и применять их на практике для получения прибыли.

Предметом регулирования Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4], который является важнейшим в этой сфере, являются общественные отношения, возникающие в сфере образования и созданием соответствующих условий для реализации права на образование. Возможность осуществления предпринимательской деятельности в образовательной сфере является необходимым условием, которое направлено на создание привлекательных экономических условий, увеличивающих приток капитала в данную область экономики.

И. И. Дьяков, исследуя образовательные организации и их предпринимательскую деятельность, подчеркивает, что они являются источником инноваций, так как готовят специалистов в различных областях науки, бизнеса, государственного управления для успешного развития страны и её субъектов. Предпринимательская активность образовательных организаций сегодня действительно является обязательным условием социально-экономического развития тех регионов, которые хотят развиваться в инновационных, высокотехнологичных производствах, улучшать социальную и экономическую инфраструктуру, повышать уровень жизни населения и, как следствие, инвестиционной привлекательности регионов [9, с. 76]. В свою очередь, Т. С. Сальникова, подчеркивая важную роль осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования, замечает, что будущее нашего государства напрямую зависит от образовательного уровня каждого гражданина и реализации на этой базе его интеллектуального, трудового и творческого потенциалов [10, с. 69].

Также важно рассмотреть лицензирование в сфере образования, которое является одной из форм обеспечения государственных гарантий получения качественного образования и важным требованием к ведению предпринимательской деятельности в сфере образования. Обязанность получить лицензию на осуществление образовательной деятельности закреплена в подпункте 40 пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [5]. Статья 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что образовательная деятельность подлежит лицензированию, что осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям, по подвидам дополнительного образования. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели.

Без лицензии личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов. Это положение становится предметом споров в суде. Так, прокурор обратился в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, указав на то, что в ходе проведенной проверки установлено осуществление в Центре «Облачко», образовательных услуг при отсутствии соответствующей лицензии. Предприниматель полагала, что не подлежит привлечению к административной ответственности, поскольку ее деятельность направлена на присмотр и уход за детьми с организацией досуга и не связана с образовательной деятельностью. Суд не согласился с прокурором. Как следует из материалов дела, в центре «Облачко» предприниматель оказывает услугу по присмотру и уходу за детьми. Детскую группу посещает от 8 до 22 детей в день в возрасте от 1 до 3 лет. С родителями детей заключены договоры возмездного оказания услуг, предметом которых является оказание услуги по присмотру и уходу за ребенком, в рамках которых исполнитель обязуется обеспечить комфортное пребывание ребенка в Центре, организовать предметно-развивающую среду исходя из возраста ребенка, обеспечить ребенка качественным питанием, осуществлять постоянный надзор за ребенком, обеспечивая его безопасность, соблюдать распорядок дня в Центре по уходу и присмотру за детьми, обеспечивать и поддерживать порядок в Центре, предоставить каждому ребенку отдельное спальное место и иное. Поскольку понятие образовательной программы включает в себя совокупность установленных законом элементов, то их отсутствие не может подтверждать реализацию образовательной программы. Указание в должностной инструкции воспитателя обязанности выполнять требования руководителя, связанные с педагогической работой детей, без надлежащих доказательств осуществления образовательного процесса в детском центре, сами по себе не могут являться доказательством осуществления образовательного процесса в детском центре. Кроме того, отсутствуют доказательства использования в детском центре учебных и методических материалов, а также фиксации пройденных занятий и тем, которые позволили бы установить фактическое содержание проведенных занятий и игр, а также планируемый в связи с их проведением результат. В удовлетворении требований было отказано [6].

В данном случае суд вынес законное и справедливое, на наш взгляд, решение, поскольку материалы дела не позволяли в данном случае однозначно установить наличие в детском центре комплекса основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), а также наличие организационно-педагогических условий, которые могут свидетельствовать об образовательном процессе в детском центре.

В свете исследования данной темы необходимо рассмотреть такую правовую проблему, как деятельность блогеров. Большую популярность сегодня имеют социальные сети, где каждый человек вправе делиться фото, видео, выкладывать какую-либо информацию. С ростом аудитории растёт и степень влияния блогеров на их подписчиков. Большая часть блогеров нацелена не только на возможность проявления и высказывания своего мнения, но и на получение прибыли, то есть блогерская деятельность является предпринимательской. К сожалению, свобода творчества в блогинге приобретает с каждый днём всё более неконтролируемый формат. Деятельность, которая осуществляется на просторах Интернета, в современных условиях часто может быть приравнена к образовательной, поскольку блогеры оказывают большое влияние на свою аудиторию, делятся своим опытом, знаниями, то есть в какой-то степени осуществляют образовательную деятельность. Необходимо согласиться с позицией Е. В. Зеленовой и М. Е. Гусаровой, анализирующих проблему отсутствия контроля за деятельность блогеров, что блогинг нуждается в чётком правовом регулировании [8, с. 195].

Необходимо отметить, Федеральный закон от 5 апреля 2021 года № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в СМИ также используется название «Закон о просветительской деятельности»), вступивший в силу с 1 июня 2021 года [3], сделал попытку урегулирования данной проблемы. Так, было установлено на законодательном уровне понятие просветительской деятельности. Таковой признаётся осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Можно сделать вывод о том, что в термин «просветительская деятельность» включены любые лекции, организация презентаций, размещение сообщений и так далее, то есть блогерская деятельность подходит под это понятие.

А. Э. Захарова и А. С. Калашникова справедливо, на наш взгляд, замечают, что правовой статус блогера в законодательстве определён достаточно условно, несмотря на большую популярность данного направления. Согласимся с авторами, что законодатель должен чётко определить права и обязанности блогеров, а также установить контроль за данной сферой деятельности [7, с. 336].

Таким образом, предпринимательская деятельность в сфере образования регламентирована такими нормативными правовыми актами, как Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также множеством других нормативных правовых актов. Это свидетельствует о повышенном внимании законодателя к данной сфере. Возможность осуществления предпринимательской деятельности в образовательной сфере является необходимым условием, которое направлено на создание привлекательных экономических условий, увеличивающих приток капитала в данную область экономики. Предпринимательская активность образовательных организаций сегодня является обязательным условием социально-экономического развития страны и её субъектов. Но для более качественного и конкретного правового регулирования необходимо установить больше контроля за данной сферой деятельности, особенно в Интернет-пространстве.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2021).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 05.04.2021 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2021. № 76.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. № 303.
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 г. 99-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
  6. Решение Арбитражного суда Томской области от 17.02.2020 г. по делу № А67–14384/2019 // Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/RrWVMs3AzGV/ (Дата обращения: 25.11.2021).
  7. Захарова А. Э., Калашникова А. С. Блогер как субъект предпринимательской деятельности // Молодой ученый. 2021. № 20 (362). С. 335–336.
  8. Зеленова Е. В., Гусарова М. Е. Правовое регулирование блогосферы: опыт и перспективы // Право и государство: теория и практика. 2021. № 6. С. 193–195.
  9. Дьяков И. И. Предпринимательская активность образовательных организаций: сущность и содержание понятия // Крымский научный вестник. 2017. № 2–3. С. 74–82.
  10. Сальникова Т. С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере образования: проблема обеспечения качества и конкурентоспособности // Экономические системы. 2020. № 3. С. 66–69.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, Российская Федерация, сфера образования, образовательная деятельность, детский центр, деятельность, образовательный процесс, сфера деятельности, административная ответственность, индивидуальный предприниматель.


Ключевые слова

предпринимательская деятельность, образовательные организации, предпринимательская деятельность в сфере образования
Задать вопрос