Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации

Юриспруденция
25.12.2022
1870
Поделиться
Библиографическое описание
Борисова, А. В. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации / А. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 448-449. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98178/.


В статье автор исследует правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации. Миграционная политика Российской Федерации основывается на законодательных актах и ​​Конституции Российской Федерации, устанавливающих основные нормы, обеспечивающие основные права человека и гражданина, в том числе в сфере миграции. Выявляются проблемы и даются рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: миграция, правовое регулирование, Российская Федерация, государство, законодательство, гражданин.

Миграция оказывает значительное влияние на развитие общества. Она является формой адаптации людей к изменяющимся условиям жизни общества, ее влияние сказывается структуры населения не только отдельных населенных пунктов и регионов, но и целых стран и континентов.

Миграционная политика Российской Федерации основан на законодательных актах, и на Конституции Российской Федерации [1], в которой установлены основные нормы, обеспечивающие основные права человека и гражданина, в том числе в сфере миграции. Сюда входит свобода передвижения и выбора места жительства и жительства, свободный выезд и беспрепятственный въезд, национальный режим для иностранцев.

Нормативную базу регулирования миграционных процессов составляет блок нормативных актов, к числу которых относятся:

— Федеральный закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.01.2021 г.);

— Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г.(с изм. и доп., вступ. в силу с 14.07.2021);

— Федеральный закон № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г.(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.09.2022 г.);

— Федеральный закон № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022).

Принятие в 2003 году федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» явилось основой обеспечения миграционной политики государства на законодательном уровне.

В последние несколько лет миграционный поток в Россию, в силу указанных выше причин, также серьезно увеличился. Обратимся к статистике. По данным МВД, за январь-сентябрь 2019 года — 12 001 072 человека, за январь-сентябрь 2020 года это число увеличилось до 13 618 136 человек, а за январь-сентябрь 2021 года количество иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящих на миграционном учете, составляет уже 14 940 455 человек.

Миграционный поток в Россию с каждым годом только увеличивается, и поэтому должны принять серьезные шаги по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.

Хотя предпринимаются усилия по приведению российского законодательства в сфере миграции в соответствие с международными стандартами, на данный момент оно еще далеко от идеала.

Для определения эффективности законодательства в этой сфере можно использовать ряд критериев:

1) уровень развития терминологического аппарата;

2) четкость правового регулирования порядка привлечения к ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;

3) полнота правового регулирования порядка передвижения по территории Российской Федерации;

4) правовой статус трудовой миграции [4].

Относительно развития понятийного аппарата в обозначенной сфере следует сказать, что некоторые ключевые термины и понятия, такие как «миграция», «место жительства», «приглашающая сторона», до сих пор не закреплены в законодательстве. Обязанности и ответственность вызывающей стороны не установлены.

Имеются также серьезные пробелы в законодательном регулировании трудовой миграции, тем более что в данное время отсутствуют специальные программы сезонной трудовой миграции, а действующая система квотирования не в полной мере удовлетворяет потребности работодателей.

Также имеются проблемы порядка привлечения к ответственности за нарушение миграционного законодательства. В частности, не выработан единый подход в сфере административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших административное правонарушение.

Согласно действующему законодательству, иностранец, нарушивший режим проживания в РФ, может быть изгнан в административном порядке. Иностранные граждане, которые совершили уголовные преступления, после отбытия наказания не депортируются из России, хотя въезд в Российскую Федерацию запрещен для лиц со неснятой и непогашенной судимостью.

Также законодательством не предусмотрена возможность применения принудительных мер для реализации решения о нежелательности пребывания на территории России к иностранцам, освобожденным из-под стражи.

Для решения данных проблем в правовом регулировании миграции необходимо разработать и принять Миграционный кодекс РФ. Данное предложение не новое для российской науки, такое предложение уже ведется несколько лет. Например, в Республике Азербайджан Миграционный кодекс принят и успешно решает возложенные на него задачи.

Таким образом, принятие единого основополагающего кодифицированного закона позволит объединить единый терминологический аппарат, который устранит несоответствия в толковании правовых норм, систематизирует существующие правовые нормы, выявит и устранит существующие пробелы в систематизации и дополнит законодательство новыми нормами, отвечающими потребностям этих правовых норм.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс [сайт]. URL: httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LAW_28399/ (дата обращения 10.03.2022
  2. Федеральный закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.01.2021 г.);
  3. Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г.(с изм. и доп., вступ. в силу с 14.07.2021);
  4. Федеральный закон № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г.(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.09.2022 г.);
  5. Федеральный закон № 114-ФЗ«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022).
  6. Статистические сведения по миграционной ситуации // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya (дата обращения: 15.12.2022).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
миграция
правовое регулирование
Российская Федерация
государство
законодательство
гражданин
Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 448-449):
Часть 6 (стр. 407-487)
Расположение в файле:
стр. 407стр. 448-449стр. 487

Молодой учёный