The relevance of the study of conditions and opportunities for implementation of the constitutional right of citizens to medical care in the health care system is obvious, because this right forms the basis of life assurance, a basic principle in the system of protection of human rights.
Legal conditions for the implementation of the constitutional right of protection and protection of the constitutional right of citizens to medical care, modernization of health care in terms of providing medical care to the population, the organization of state monitoring of health care system assessment are analyzed in the article. Taken together this opens up opportunities to improve the legal mechanism of regulation of legal relations of the participants of the medical sphere.
Keywords : medical care, health care, constitutional law, normative and legal regulation.
Изучение проблем оказания медицинской помощи в Российской Федерации актуально в силу как социальной значимости, так и вследствие этического содержания вопроса. Медицинская помощь — это условие реализации базового права человека на жизнь, закрепленного фактически в каждой системе национального права. Российская Федерация здесь не является исключением, однако практика показывает, что услуги медицины в нашей стране и ответственность контролирующих субъектов за их качество и доступность, в значительной мере отличаются от ряда развитых зарубежных стран. Отметим также парадокс: интересы медицинских работников и интересы больных имеют разновекторную направленность, при этом негативная оценка состояния отечественного здравоохранения в части оказания медицинских услуг у обеих сторон совпадает.
По данным Федеральной службы государственной статистики за 2019 год — за оказанием медицинской помощи в среднем обращается около 10 % населения, при этом расходы бюджетной системы РФ на здравоохранение ежегодно увеличиваются, и это объем субсидирований без учета личных средства юридических и физических лиц на оплату добровольного медицинского страхования (полис ДМС). В 2018 году 34 % нуждающихся в медицинской помощи не обращались за ней по разным причинам: люди называли ее недоступной, некачественной, дорогой. [1]. Из них каждый третий по состоянию на 2019 год оценивал снижение доступности медицинских услуг за последние 5 лет, а 46 % специалистов не верят в перспективу улучшения этой сферы (оценили, как «будут ухудшаться»). И лишь 9 % специалистов с оптимизмом оценивают перспективу оказания услуг в системе отечественного здравоохранения [2].
По данным исследования НИУ ВШЭ Центр политики в сфере здравоохранения, проведенного в 2022 году, 44 % граждан заявили о случаях недовольства результатами медицинской помощи, что на 10 % выше показателей прошлого года. Главная претензия пациентов — «безразличное, формальное, грубое отношение врачей». На втором месте — долгое ожидание очереди в поликлинике (43 %), на третьем — трудности с записью на прием (42 %). Более половины из 6 тысяч медработников, опрошенных в 2021 году, охарактеризовали состояние отечественного здравоохранения, как критическое. Этот показатель вырос более чем в 2 раза по сравнению с данными 2018 года, когда аналогичного мнения придерживались 24 % сотрудников сферы здравоохранения [4].
Для понимания сути проблемы имеет смысл более четко установить разделение и координацию функций субъектов медицинского права (обозначим таким образом совокупность норм, регулирующих здравоохранение). Это разграничение позволит выявить объем разноуровневого контроля и ответственности государственных субъектов по реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь. Следовательно, одним из основных условий, а равно и возможностью реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь выступает строгое разграничение функционального объема контроля и ответственности государственных субъектов в сфере оказания медицинской помощи.
Правовой механизм реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь включает следующие элементы: а) распределение функций между государственными органами на разных уровнях управления; б) координация деятельности при реализации услуг медицины; в) взаимодействие медицинских организаций (частных и государственных) и медицинских сотрудников с органами управления в процессе реализации программ финансирования сферы медицинских услуг; г) порядок реализации субъективного права и юридической ответственности во взаимосвязи с правовой культурой субъектов права.
Результат, если под ним понимать предоставление качественной медицинской помощи гражданам, гарантируется исключительно в том случае, если механизм работает без сбоев, если нет нарушений в комплексе оказания медицинской помощи. Область частной медицинской практики, которая получила интенсивное развитие в системе отношений «врач-клиент» (государственные отношения формируются в контексте взаимодействия «врач-пациент») подчиняется тем же самым принципам реализации права по обеспечению конституционных норм в сфере здравоохранения, что и государственное здравоохранение. Поэтому в контексте обеспечения права на жизнь и здоровье граждан эти две сферы не должны отличаться по уровню государственного контроля и ответственности за результаты медицинской помощи населению. К регуляторным функциям здравоохранительного комплекса относится: мониторинг индикаторов здоровья российских граждан; плановые виды медицинской помощи; контроль стандартов качества медицинской помощи и надзор за их соблюдением; меры санитарного надзора по предупреждению эпидемий; контроль за обеспечением граждан медицинскими препаратами, в т. ч. дорогостоящими жизненно важными лекарственными препаратами (ЖНВЛП); надзор в области подготовки медицинских кадров, повышения квалификации и аттестации медицинского персонала. Качество охраны здоровья граждан обеспечивается результативностью кооперации различных служб в сфере здравоохранения в вопросах согласования взаимодействия государственной, муниципальной, частной и страховой медицины.
Охрана здоровья в современном государстве, независимо от уровня его экономического развития требует активной модернизации материально-технической базы медицинских учреждений, совершенствования оказания специализированной, высокотехнологической медицинской помощи. В нашей стране модернизация необоснованно подменяется процессами «оптимизации», когда с целью повышения качества происходит количественная минимизация ресурсов — тем самым возникает нехватка медицинского персонала, койко-мест, стационаров, квалифицированные кадры массово покидают госсектор. Результаты проведенной в России «оптимизации» привели к негативным последствиям, которые стали очевидными для медицинской сферы в период пандемии 2020–2021 г.
Обратимся к Оценке текущего состояния сферы охраны здоровья граждан на конец 2020 г., представленной в утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640 госпрограммы «Развитие здравоохранения» в части основных проблем и достижений 2020 года по отношению к показателям 2019–2018 гг. [3]
Следует подчеркнуть, что в марте 2019 года постановлением № 380 из госпрограммы “Развитие здравоохранения”, была исключена цель «повышение к 2025 году удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, с плановыми значениями в процентах на период с 2017 по 2025 гг»., что в дальнейшем не позволит органам исполнительной власти принимать рациональные решения, направленные на повышение доступности и качества оказания медпомощи населению.
Но даже в этих условиях существуют определенные регулятивные инструменты. Например, стандарт качества оказания медицинских услуг, обязательный для соблюдения всеми медицинскими организациями. Однако и здесь существует, во-первых, проблема несоответствия ряда стандартов реалиям существующего сегодня института медицинской помощи. Во-вторых, отсутствует система контроля по соблюдению медицинских стандартов, обращение к которым происходит исключительно в условиях необходимости защиты пациента, а значит, грубого их нарушения по факту оказания услуг. В противном случае правовые споры решаются во внесудебном варианте.
Эти проблемы взаимосвязаны и решаются на уровне совершенствования законодательства в части усиления контроля ответственности медицинского персонала за нарушение стандартов.
Действующая модель медицинского страхования, как и финансирование единых государственных подходов к пониманию системы медицинской помощи, контролю и стандартизации требований к оказываемым гражданам мерам медицинской помощи, обеспечению реализации права граждан на медицинскую помощь в своей основе должны иметь качественную статистику по отрасли. Без понимания реальных потребностей населения, качественного анализа на основе статистических показателей групп заболеваний, результативности медицинских организаций невозможно говорить ни о качественной стратегии развития отрасли, ни о понимании ее трендов. При этом, оценка качества услуг происходит не на основе критериев удовлетворенности пациентов, либо конечного результата лечения, а по показателям освоения выделенного страхового финансирования. Страховая медицина и реализация гуманистического принципа качественной медицинской помощи населению скорее существуют как параллельные реальности, никогда не пересекающиеся в точке интереса человека. Поэтому потребность в разработке системы государственного учета и ведения статистики с целью сбора, обработки, анализа информации о состоянии здоровья населения приобретает ключевое значение. Важным элементом государственной статистики должны стать данные об оказании медицинской помощи ненадлежащего качества, для дальнейшей разработки системы мер по предупреждению медицинских рисков. Требуется разработка соответствующей методики оценки качества медицинской помощии учета этой оценки при финансировании деятельности медицинских учреждений.
Важнейшим аспектом совершенствования правового механизма реализации права на медицинскую помощь является перевод на единую основу взаимодействия конституционного права с другими правами граждан. Это позволит соотнести приоритетность норм и будет способствовать достижению максимальной эффективности механизма его реализации.
Таким образом, чтобы обеспечить возможности для полноценной реализации конституционного права на медицинскую помощь необходимо создать ряд необходимых условий:
– требуется строгое разграничение функционального объема контроля и ответственности государственных субъектов в сфере оказания медицинской помощи.
– кооперация служб в сфере здравоохранения и согласование взаимодействия государственной, муниципальной, частной и страховой медицины — от этого зависит качество охраны здоровья граждан;
– усиление контроля ответственности медицинского персонала за нарушение стандартов;
– разработка соответствующей методики оценки качества медицинской помощии учета данных при финансировании деятельности медицинских учреждений;
– консолидация данных об оказании медицинской помощи ненадлежащего качества должны органами государственного контроля и статистики для дальнейшей разработки системы мер по предупреждению дефектов оказания медицинской помощи и медицинских рисков.
Литература:
- Федеральная служба государственной статистики: здравоохранение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf
- Тумусов, Ф. С. Современные тенденции в системе здравоохранения Российской Феде рации/ Ф. С. Тумусов, Д. А. Косенков. — Москва: Издание Государственной Думы, 2019. — 80 с.
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями и дополнениями от 06.05.2022) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://base.garant.ru/71848440/
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Международная лаборатория исследований населения и здоровья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chp.hse.ru/ https://demogr.hse.ru/