Проектная деятельность в обучении английскому языку в СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.12.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Бутова, Е. Г. Проектная деятельность в обучении английскому языку в СПО / Е. Г. Бутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 367-368. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86239/ (дата обращения: 19.01.2022).



В настоящее время в центре образовательного процесса ставится нестандартная личность обучающегося. Такая личность могла бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, была бы способна к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются такие как: активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Поэтому, на сегодняшний день делается акцент на различные виды самостоятельной работы. Самостоятельная работа является эффективным видом учебной деятельности, где в группе или индивидуально ребятами выбирается какое-либо направление для творческого мышления, создаются соответствующие модели ситуаций, проводится анализ, поиск новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. В данном контексте довольно продуктивным методом является метод проектов. В изучении английского языка данный метод широко применим, так как его можно использовать, как и для изучения и повторения лексики и грамматики, так и для отработки навыков чтения, говорения, письма и перевода, интегрируя знания, полученные на других предметах. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени

Из-за сложности английского языка зачастую у многих обучающихся наблюдается низкая мотивация при его изучении. Возможно, это одна из основных причин того, что процесс изучения языка не всегда продвигается так, как нам бы хотелось. Проектная работа служит стимулом для изучения иностранного языка. Ведь это вид деятельности, когда в работу вовлечены абсолютно все обучающиеся — от слабых до более сильных. Здесь прослеживается индивидуальный подход к обучению, ведь каждый получит свой результат в итоге самостоятельно проведенной работы. Проект на уроках английского языка — это своего рода возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Такая работа вызывает интерес у обучающихся, так как они обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы.

Обучающиеся первого и второго курсов могут разрабатывать проекты в рамках тематики занятий по английскому языку, изучаемых в ходе учебного курса. По таким темам, например, как:

– Российская Федерация;

– Английский язык — язык международного общения;

– Праздники в Великобритании;

– Вредные привычки;

– Проблемы экологии и т. д.

Для студентов третьего и четвертого курсов можно брать темы, непосредственно касающиеся их профессии. Таким образом, они будут не только повторять и закреплять знания, полученные на предметах спецкурсов, но и совершенствовать знания иностранного языка.

Несмотря на то, что основную работу выполняет обучающийся или группа обучающихся, помощь преподавателя нужна в первую очередь для того, чтобы помочь понять ребятам, зачем делается тот или иной проект. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы. Далее автор сам выберет способы для создания своего проекта. Также немаловажным аспектом является заранее продуманный результат, то есть то, чего студент хочет добиться в итоге. После этого можно приступать к непосредственному выполнению проекта. Еще для ребят очень важен опыт, который они получаю в ходе защиты своей работы. Во-первых, имеется временной регламент для выступления, а во-вторых, задаются вопросы, на которые выступающий должен ответить.

Как же оценить такую работу. Оценивать только с позиции языка — это будет немного ошибочно, так как работа над проектом предполагает немалый творческий компонент. В таком случае язык будет только составной частью всего проекта. Оценку нужно выставлять за проект в целом. Ниже приведу примерный перечень критериев оценивания проекта, который преподаватель может сам корректировать на свое усмотрение.

  1. Коммуникативная компетенция.
  2. Использование слов, фраз по теме, грамматики. Наличие/отсутствие ошибок.
  3. Логичность высказывания, наличие какой-то новой информации.
  4. Умение уточнить, переспросить, задать вопрос, убедить и т. д.
  5. Соответствие проекта теме, целям и задачам.
  6. Качество представляемого материала: дизайн, композиция, полнота представленного материала, простота в понимании, использование презентации или наглядных средств.

Также может учитываться работа в группе, умение взаимодействовать с другими членами группы. За каждый критерий назначается определенное максимальное количество баллов, которые в дальнейшем суммируются, и выводится оценка. Преподаватель может простимулировать обучающихся тем, что все участники определенной группы получат одинаковые оценки. Этим методом можно добиться, чтобы абсолютно все приложили усилие к выполнению проекта, были заинтересованы в хороших оценках и выполнили каждый свою часть работы максимально хорошо. Однако, если же обучающийся один берется за работу, тогда все индивидуально. В процессе презентации проекта выступающему важно наличие «слушающей» аудитории. Поэтому я задействую обучающихся, вследствие чего они учатся слушать. Я прошу, чтобы они следили за грамматическими, фонетическими ошибками, использованием новой лексики и т. д. Еще можно назначить определенных учеников из аудитории, которые будут отвечать за какой-то определенный критерий оценивания. Также я спрашиваю слушателей, какова была презентация, содержание, интересно ли им было, насколько просто и легко для восприятия и понимания. Тем самым ребята также учатся анализировать работы своих товарищей, используя в речи грамматические структуры, выражения и предложения. Очень важным моментом является умение задавать вопросы по содержанию прослушанного материала. После того, как все выступят, можно предоставить ребятам возможность самим определить, по их мнению, самые удачные проекты. Определить плюсы и минусы проделанной работы.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: плакат, брошюра, деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, игра с залом, конференция, доклад, реклама, соревнования, спектакль, телепередача, учебное пособие и г. д. Обучающиеся сами выбирают, в какой форме им выполнять учебный проект.

Проектные работы создают условия для реального общения обучающихся на английском языке, развивают творческое направление. Это позволяет ребятам увидеть результаты своей работы, что способствует росту мотивации к изучению языка. Такая работа расширяет общий кругозор, способствует воспитанию всесторонне развитой личности, формирует навыки самостоятельной деятельности, повышает уровень практического владения английским языком и компьютером. Проект — это возможность обучающихся выразить собственные идеи в удобной для них форме. Несмотря на небольшой опыт работы с применением проектной деятельности, могу с уверенностью сказать, что изучение английского языка становится более продуктивным, более понятной для ребят становится необходимость междисциплинарных связей, создаются ситуации общения, возможность применить навыки на практике. Однако следует отметить, что переход на такую модель обучения складывается тяжеловато, что связано в первую очередь, как мне кажется, с непривычностью такой формы деятельности. Также очень много обучающихся, у которых недостаточный уровень языковой подготовки. В силу индивидуальных особенностей не все ребята легко вовлекаются в дискуссию или могут выступать перед аудиторией. Однако, несмотря на незначительные минусы, ясно точно, что проектная деятельность — это верное средство от однообразия и привычной учебной рутины.

Литература:

  1. Алексеева Н. В. Метод проектов в обучении иностранному языку
  2. Похомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКГИ. 2005. -112 с.
  3. Хасанова И. Е. Критерии оценивания проектной деятельности
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, проект, работа, иностранный язык, обучающийся, ребята, знание, метод проектов, проектная деятельность, самостоятельная работа.


Задать вопрос