Если в конце XX века круг людей в стране, у которых была необходимость общаться на иностранных языках был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась. Коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Несмотря на это людей знающих иностранный язык на рынке труда не хватает, особенно людей владеющих деловым иностранным языком, умеющих вести документацию делового характера.
Прежде всего, это связано с тем, что изучение иностранных языков требует больших усилий.
Речевая деятельность — явление сложное. Оно связано с понятиями языковой системы, речевого общения, речевого взаимодействия. Речевое взаимодействие — это воздействие людей друг на друга в целях побуждения к ответственным речевым или неречевым действиям. Нет взаимодействия, нет коммуникации.
Обучение иностранному языку в ССУЗ представлено как основной элемент системы профессионального образования РФ: начального, среднего, высшего и послевузовского.
Место данного курса в системе профессионального образования определяет его назначение — завершить формирование основ владения иностранным языком, начатое в средней общеобразовательной школе.
Основной целью дисциплины «Иностранный язык» в СПО является обучение практическому владению деловым языком для активного применения в профессиональной деятельности.
Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно свободно пользоваться относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности. Практическое владение языком предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой с целью получения профессиональной информации, оформлять деловую переписку, вести беседу, переговоры.
Иностранный язык рассматривается как средство общения и приобщение к опыту, в том числе профессиональному, других стран. Курс содержит большое количество страноведческой информации, необходимой для деловой поездки в немецкоязычную страну (городской транспорт, гостиница, пользование расписанием самолетов и поездов).
Необходимо обучить учащихся основам делового общения в устных и письменных формах в типичных ситуациях — знакомство, разговор по телефону, командировка в одну из немецкоязычных стран, заказ билета и номера в гостинице, в банке, в ресторане, знакомство с фирмой, ведение деловых переговоров, коммерческая корреспонденция (письмо, письмо-заказ, предложение, заказ, отзыв заказа, счет).
Дисциплине «Иностранный язык» отводится значительная роль в выполнении общеобразовательных и воспитательных задач, в повышении образовательного и культурного уровня личности студента и его дальнейшее развитие.
Большое значение в процессе обучения иностранному языку имеет применение ТСО (видео- и аудиотехники, мультимедиа и др.). Это создает максимальную наглядность, повышает интерес и мотивацию обучения.
Образовательная ценность иностранного языка в средних специальных учебных заведениях, как учебного предмета проявляется в том, что учащиеся получают основные представления о строе данного языка, осознают закономерности и особенности, отличающие иностранный язык от родного. Их знания расширяются за счет сведений о географии, истории, литературе, искусстве, быте стран изучаемого языка.
Практические цели подразумевают формирование умений и навыков, пользование языком, как средством общения. Центральное место в учебно-воспитательном процессе занимает формирование умений использования информационного материала на иностранном языке в практике работы выпускника среднего специального учебного заведения. Практические цели могут быть реализованы в среднем специальном учебном заведении лишь в определённых пределах, то есть на строго ограниченном, отобранном для учебных целей языковом материале и тематике.
Важной предпосылкой обучения основам практического владения иностранным языком в средних специальных учебных заведениях является развитие у учащихся умений и навыков самостоятельной работы над языком.
Обучение иностранному языку складывается из овладения учащимися основными видами речевой деятельности: чтением, устной речью, аудированием и говорением. Письмо рассматривается только как средство обучения, способствующее развитию чтения и пониманию текстов, устной речи, а также усвоению языкового материала.
Ю. C. Маслов, говоря o неуклонном росте международных связей и все более массовых контактов между народами, приводящих к контактам языковым, выделяет распространение двуязычия и многоязычия среди населения и роль языков межнационального общения (английского, французского, испанского, русского и т. д.) [1, c. 194].
Взаимодействие языков оказывает влияние на структуру и словарь одного или многих из них. Языковые контакты обусловлены постоянно повторяющимися диалогами, постоянным общением между носителями разных языков, при котором используются оба языка либо одновременно обоими говорящими, либо порознь каждым из них. Соответственно при этом возможно либо активное владение двумя языками, либо пассивное понимание чужого языка.
Немаловажную роль в овладении иностранным языком играет профессиональная компетентность преподавателя. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает его личные возможности, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять её на практике. Таким образом, под педагогической компетентностью преподавателя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Особые профессиональные и общественные функции преподавателя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности педагога, его моральному облику. Требования к преподавателю — это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности [2; с. 65].
Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь на половину построена, на рациональной технологии. Другая половина её — искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей — это качество личности, интегрировано выражающееся в склонностях к работе с обучающимися.
Обязательное для преподавателя качество — гуманизм, то есть отношение к растущему человеку как к высшей ценности на Земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия обучающемуся, помощи ему, уважения его мнения. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
Преподаватель — это активная, творческая личность. Он не приемлет рутины и однообразия, поэтому всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное. Творить, выдумывать — его обычное профессиональное состояние. Педагог выступает организатором повседневной жизни обучающихся.
Педагогическое руководство таким сложным организмом, как коллектив обучающихся, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым. Педагог — образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец. Для преподавателя исключительно важно завоевать доверие.
Характерное для учителя качество — интеллигентность. Он всегда элегантен и опрятен. У него высоко развита критичность мышления, в тоже время он сдержан и уважает чужое мнение. Систематически работает над собой, занимается самообразованием. Будучи интеллигентной личностью, вбирает в себя лучшие образцы человеческой культуры и стремится передать их своим воспитанникам.
Неотъемлемое профессиональное качество преподавателя — справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Отсутствие справедливости — это отсутствие взаимопонимания, которое перерастает в барьер и даже глухую стену невосприятия и непонимания. Если ученики говорят о своём учителе, что он справедливый, то это высшая степень доверия к преподавателю со стороны его учеников. Ничто так не укрепляет нравственного авторитета педагога, как его умение быть объективным. Из тысяч ежегодно опрашиваемых студентов — первокурсников (вчерашних школьников) примерно 85 % стабильно отдают первое место справедливости. Требовательность занимает второе место. Третье — знание предмета.
Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого рода умения строить свои отношения с обучающимися. Педагогический такт — это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры преподавателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности обучающегося. Понимание учеников предостерегает педагога от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств для воздействия в конкретной ситуации [1; с. 84].
Научная увлечённость — обязательное качество преподавателя. Само по себе оно не может и не имеет непосредственного значения, но без него невозможен процесс нравственного воспитания. Научный интерес помогает педагогу формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процессами человеческого развития.
Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Эрудированный педагог должен быть и носителем высокой личной культуры. Хотим мы этого или нет, но преподаватель являет собой наглядный образец учащимся.
Литература:
1. Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. — М.: Педагогика,1989.
2. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности. Калининград,1996.
3. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. — М.: Высшая школа, 1998.