Обучение иностранному языку с использованием ИКТ
Автор: Троценко Ирина Викторовна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 29.11.2020
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Троценко, И. В. Обучение иностранному языку с использованием ИКТ / И. В. Троценко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5797/ (дата обращения: 16.12.2024).
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
В настоящее время очень важным для российской общеобразовательной школы представляется внедрение в современную школьную систему образования инновационных технологий, призванных сменить приоритеты целей обучения. На первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний.
В современном образовании меняется позиция педагога — используя ИКТ, он перестает быть единственным источником знаний, а становится организатором процесса поиска, переработки информации, координатором исследования и создания творческих работ учащихся.
В этой связи задача любого педагога — помочь учащимся стать активными участниками образовательного процесса, сформировать у них потребность в постоянном поиске дополнительных знаний и интересных решений. Иными словами — создать такую модель учебного процесса, которая позволяла бы раскрывать и развивать творческий потенциал учащихся. Это, несомненно, пригодится ребятам и за пределами образовательного учреждения.
Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Интернет может оказать помощь в изучении английского языка, так как применение ИКТ создает уникальную возможность для изучающихиностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть он создает естественную языковую среду. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.
Счита ю, те ма мое й ста тьи инте ре сна совре ме нному учите лю. Це ль ста тьи — пре дста вить име ющийся опыт и дока за ть, что ме тоды обуче ния а нглийскому языку с приме не ние м ИКТ не только а ктуа льны, но и эффе ктивны.
В за висимости от за да ч урока выбира ют ме тоды обуче ния: обуча ющий, пробле мно-поисковый, де монстра ционный, моде лирующий, коммуника тивно-инте ра ктивный, контролирующий, уче бно-игровой и т. п.
Учите ль прогнозируе т эффе ктивность использова ния ре сурса при прове де нии ра зличного рода за нятий, опре де ляе т ме тодику их прове де ния и прое ктируе т в уче бном проце ссе основные виды де яте льности с да нными ре сурса ми.
При этом информа ция, пре дста вле нна я в обра зова те льных эле ктронных ре сурса х, должна оце нива ться исходя из принципов доступности е е пре дста вле ния и не обходимости использова ния на конкре тном эта пе урока , а та кже из социа льной, пра ктиче ской и личностной зна чимости для уча щихся.
Це ли использова ния ИКТ на уроке а нглийского языка :
- Созда ва ть условия для ра звития языковой компе те нции че ре з овла де ние новыми языковыми сре дства ми с помощью ИКТ.
- Созда ва ть условия для ра звития ре че вой компе те нции че ре з сове рше нствова ние на выков говоре ния, а удирова ния, чте ния, письма уча щихся с помощью ИКТ.
- Созда ва ть условия для ра звития социокультурной компе те нции че ре з зна комство уча щихся с ре а лиями а нглоговорящих стра н, пре дста вле нных в а уте нтичных источника х.
- Созда ва ть условия для ра звития компе нса торной компе те нции че ре з прое ктную де яте льность, ра звития ре че вых уме ний уча щихся с опорой на ма те риа лы инте рне т-са йтов.
- Созда ва ть условия для ра звития уче бно-позна ва те льной компе те нции че ре з сове рше нствова ние общих и спе циа льных уче бных уме ний, озна комле ние уча щихся со способа ми са мостояте льной ра боты в изуче нии языка и а нглоязычной культуры, использова ние ИКТ на уроке и во вне урочной де яте льности.
- Созда ва ть условия для ра звития та ких ка че ств, ка к культура обще ния, уме ние ра бота ть в сотрудниче стве , ра звития способности и готовности к са мостояте льному изуче нию иностра нного языка , к да льне йше му са мообра зова нию с е го помощью в ра зных обла стях зна ния, приобре те ния опыта творче ской де яте льности.
В мое й пра ктике ра бота с ИКТ на ча ла сь с использова ния де монстра ционного ме тода в ра мка х прое ктной де яте льности уча щихся. В пла не не де ли а нглийского языка в школе стоял пункт орга низа ции те ма тиче ской бе се ды с уча щимися 6–7 кла ссов об инте ре сных событиях, достоприме ча те льностях, выда ющихся людях Ве ликобрита нии. Но ка к сде ла ть ра сска з для подростков на глядным и не скучным, ка к за инте ре сова ть ста рших школьников в подборе ма те риа ла ? На эти вопросы отве т да ли са ми ста рше кла ссники, пре дложив ра боту на д прое ктом «Window on Brita in», коне чным продуктом которого должна была ста ть компьюте рна я пре зе нта ция на а нглийском языке , доступна я для понима ния школьников 12-ле тне го возра ста .
Ре зульта т пре взоше л все ожида ния. Этот опыт убе дил ме ня в эффе ктивности де монстра ционного ме тода обуче ния, и в да льне йше м я пе ре не сла е го на урок. Се годня уже трудно пре дста вить объясне ние гра мма тиче ского ма те риа ла или зна комство со стра нове дче скими понятиями бе з де монстра ции соотве тствующих сла йдов на экра не . Совре ме нные де ти воспринима ют ма те риа л, сопровожда е мый зрите льным обра зом, зна чите льно ле гче и быстре е .
В основе прое ктной де яте льности и пробле мно-поискового ме тода обуче ния ле жит принцип получе ния информа ции че ре з Инте рне т, е е инте рпре та ция, а на лиз, пе ре ра ботка и пре дста вле ние в ра зличных вида х. Ра бота я на д прое кта ми ра зличной те ма тики, мои уче ники осуще ствляют поиск информа ции на ре коме ндуе мых са йта х, на ходят собстве нные источники информа ции. Уча щие ся с удовольствие м выполняют эту ра боту, та к ка к не огра ниче ны в способе выра же ния своих мысле й и форма х пода чи информа ции. На оборот, ра бота я на д поиском и инте рпре та цие й того или иного ма те риа ла (те кст, гра фики, фото, схе мы), они не только уча тся и узна ют новое , но и име ют возможность са мовыра же ния и са море а лиза ции ка к уча стники творче ского проце сса .
Прое ктна я де яте льность позволяе т уча щимся приобре сти дополните льные зна ния в инте ре сующе й их пре дме тной обла сти, на учиться пла нирова нию собстве нной позна ва те льной де яте льности, овла де ть на выка ми ра боты с основным програ ммным обе спе че ние м, не обходимым совре ме нному пользова те лю пе рсона льным компьюте ром.
Одним из лучших инструме нтов на глядного обуче ния , способствующих эффе ктивному вза имоде йствию де те й, пе да гога и родите ле й являе тся виртуа льна я доска Pa dlet, котора я позволяе т комбинирова ть ра зличные формы пе ре да чи информа ции, те м са мым, пе ре ключить уча щихся на понима ние того, что виде о и игровые програ ммы можно успе шно использова ть для обуче ния.
Доска Pa dlet позволяе т: осуще ствлять прове рку обра зова те льных ре зульта тов уча щихся, ре а лизовыва ть прое ктную де яте льность, эффе ктивно вза имоде йствова ть все м субъе кта м обра зова те льного проце сса , приме нять те хнологию «Пе ре вёрнутый кла сс», а та кже являться инструме нтом созда ния уче бно-ме тодиче ского компле кса к дополните льной обще ра звива юще й програ мме .Использова ние онла йн-доски позволяе т ре а лизова ть один из ва жне йших принципов дида ктики — принцип на глядности, а зна чит обе спе чить высокий урове нь усвое ния пре дла га е мого ма те риа ла , ра звитие творче ской а ктивности, увле че ние пре дме том, повыше ние конце нтра ции, устойчивости внима ния во вре мя за нятий, инте ре са и уче бной мотива ции, и в коне чном сче те , эффе ктивность усвое ния ма те риа ла .
Кроме этого, использова ние доски Pa dlet да ёт возможность для совме стной ра боты все х чле нов се мьи. Снижа я психологиче ский ба рье р, доска позволяе т ре бе нку и е го родите лям вста ть в одина ковые условия и, пре одоле ва я свой стра х пе ре д те хникой, учиться продуктивно вза имоде йствова ть.
Е ще одним эффе ктивным инструме нтом являе тся фронта льный опросник Plickers, который с минима льным на бором инструме нтов позволяе т пе да гогу моме нта льно выявить урове нь удовле творённости, а та кже ре а лизова ть не пре рывный мониторинг зна ний де те й, который отнима е т не боле е не скольких минут от за нятия.
С помощью Plickers можно проводить не только а тте ста ционные за нятия, но и не большие обзорные те сты в конце те мы. Это да ёт возможность узна ть о прогре ссе все й группы в це лом и ка ждого уча ще гося в отде льности, а не не скольких е го пре дста вите ле й, ка к быва е т, когда обзорный опрос ве дётся устно.
Использова ние Plickers на за нятии позволяе т пе да гогу упростить се бе жизнь и улучшить обра тную связь с уча щимися. Для де те й это приложе ние – свое го рода ра звле че ние , позволяюще е не много отвле чься от рутинных уроков и в игровой форме отве ча ть на вопросы.
Кроме этого, приложе ние Plickers используе тся для получе ния обра тной связи от родите ле й уча щихся, котора я мгнове нно отобра жа е т ста тистику, что позволяе т сде ла ть опре де лённые выводы по соде ржа нию за проса , уровню удовле творённости обра зова те льными ре зульта та ми, а та кже удовле творённости орга низа цие й того или иного ме роприятия.
Используя онла йн-конструктор Plickers, мы опира е мся на один из крите рие в пе да гогиче ского мониторинга – опе ра тивность. Исходя из получе нных ре зульта тов, и для повыше ния эффе ктивности появляе тся возможность свое вре ме нно скорре ктирова ть форма т ме роприятий, типологию за да ний и ме тоды орга низа ции обра зова те льного проце сса .
Приме не ние ИКТ и ме диа те хнологий да ёт широкие возможности для усове рше нствова ния дополните льной обще ра звива юще й програ ммы и оптимиза ции пе да гогиче ской де яте льности: возможности индивидуа лиза ции и диффе ре нциа ции обуче ния, диста нционного упра вле ния, а та кже возможность привле ка тьуча щихся с высокой позна ва те льной мотива цие й и высокими умстве нными способностями к подготовке и прове де нию отде льных фра гме нтов за нятия с помощью совре ме нных те хнологий.
Не смотря на все пре имуще ства использова ния ИКТ, не обходимо отме тить и не доста тки. Для пе да гога : это довольно трудое мкий проце сс, тре бующий вре ме ни, доста точного уровня те хниче ской подготовки и вла де ния информа ционной те хнологие й. А для уча щихся — это отсутствие ПК и на выков ра боты с ним, а та к же отрица те льное отноше ние родите ле й по причине вре да здоровью и опа сности от Инте рне та .
Но, не смотря на все эти не доста тки, использова ние ИКТ и ме диа те хнологий опра вда но, та к ка к ра сширяе т ра мки уче бного проце сса , де ла я е го боле е инте ре сным, эффе ктивным и оптима льным, те м са мым, повыша е т позна ва те льную а ктивность уча щихся и инте ре с к уче бе в це лом, созда е т бла гоприятную для обуче ния а тмосфе ру сотрудниче ства , а та кже позволяе т на иболе е эффе ктивно достига ть пре дме тных, ме та пре дме тных и личностных ре зульта тов освое ния дополните льной обще ра звива юще й програ ммы.
Уроки с использова ние м ИКТ являются одним из са мых ва жных ре зульта тов иннова ционной ра боты в школе . Пра ктиче ски на любом школьном пре дме те можно приме нить компьюте рные те хнологии. Ва жно одно — на йти ту гра нь, котора я позволит сде ла ть урок по-на стояще му ра звива ющим и позна ва те льным. Использова ние информа ционных те хнологий позволяе т мне осуще ствить за дума нное , сде ла ть урок совре ме нным. Использова ние компьюте рных те хнологий в проце ссе обуче ния влияе т на рост профе ссиона льной компе те нции учите ля, это способствуе т зна чите льному повыше нию ка че ства обра зова ния, что ве дёт к ре ше нию гла вной за да чи обра зова те льной политики.
А на лизируя свой опыт использова ния ИКТ на урока х, можно с уве ре нностью ска за ть, что это позволяе т:
— обе спе чить положите льную мотива цию обуче ния;
— проводить уроки на высоком эсте тиче ском и эмоциона льном уровне (музыка , а нима ция);
— обе спе чить высокую сте пе ньдиффе ре нциа ции обуче ния;
— усове рше нствова ть контроль зна ний;
— обе спе чить доступ к ра зличным спра вочника м, эле ктронным библиоте ка м, другим информа ционным ре сурса м.
Что ка са е тся ре зульта тивности, то те уче ники, которые систе ма тиче ски ра бота ют с компьюте рными уче бными програ мма ми, за нима ются прое ктной де яте льностью, повысили свое ка че ство зна ний. Уча щие ся проявляют устойчивый инте ре с к изуче нию а нглийского языка , уча ствуют в конкурса х и олимпиа да х и пока зыва ют хорошие ре зульта ты.
Принима я во внима ние все выше пе ре числе нное , счита ю не обходимым использова ть ме тоды обуче ния а нглийскому языку с использова ние м ИКТ в свое й поурочной де яте льности.
Литература:
- А зимов Э. Г., Щукин А .Н. Слова рь ме тодиче ских те рминов.- СПб:Зла тоуст, 1999
- Кукушин В. С. Совре ме нные пе да гогиче ские те хнологии. На ча льна я школа : Пособие для учите ля.- Ростов н/Д: Изд-во «Фе никс»,2003.
- Обра зова те льные ре сурсы се ти Инте рне т для основного обще го и сре дне го обще го обра зова ния: Ка та лог. Выпуск 4 /Гл. ре д.А .Н. Тихонов.-М.,2007.