Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка: фокус и вызовы нового времени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Богачева, Н. П. Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка: фокус и вызовы нового времени / Н. П. Богачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 113-117. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118025/ (дата обращения: 16.10.2024).



Согласно указу президента от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» [6], ИТ сохранят ведущие позиции экспертной поддержки знаковых отраслей экономического и социального развития страны. Образование — неотъемлемый ресурс данного процесса, поэтому перед нами стоит особая задача актуализировать методологическую основу образовательной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ), — понятие, включающее в себя полный спектр средств, веб-приложений и услуг для производства, хранения, обработки, распространения и обмена информацией в электронном виде.

Мы столкнулись с ситуацией, где ученик получает образование в определённых реалиях, а использовать навыки самостоятельно будет в качественно другом информационном мире. Мы совершаем переход к новейшей модели учебного процесса, фундаментом которой является персональная работа ученика. Вектор этой трансформации направлен на активно применяемые ИКТ и на уроках английского языка, поскольку:

— исследование и использование ИКТ в учебном процессе даёт учащимся навыки и компетенции, необходимые для жизни и работы в современном обществе;

— ИКТ оптимизируют форматы обучения, что повышает качество образования;

На фоне образовательной повестки, неизменной остаётся задача формирования у школьника определённого уровня языкового развития на уроках английского. От этого всецело зависит последующее овладение учебной программой. ИКТ открыли в этом ключе новые перспективы для педагога. Сегодня на уроках английского языка мы все чаще используем инструменты ИКТ. Примеры личного использования ИКТ в обучении английскому языку:

  1. Интерактивные доски.

Интерактивные доски позволяют учителям создавать динамичные и визуально привлекательные уроки. Ученики могут выполнять задания на доске, работать в группах и получать мгновенную обратную связь. Например, учитель может использовать интерактивную доску для проведения викторин, игр и упражнений, которые помогают учащимся закрепить изученный материал на английском.

2. Образовательные приложения:

Существует множество приложений для изучения английского языка, которые предлагают интерактивные игры, упражнения и тесты. Например, приложения типа Duolingo, Lingokids и ABCmouse предлагают разнообразные задания для развития всех языковых навыков. Эти приложения позволяют учащимся учиться в своем собственном темпе и получать мгновенную обратную связь.

3. Онлайн-платформы:

Платформы типа Google Classroom, Edmodo и Seesaw позволяют учителям создавать и управлять учебными материалами, а также отслеживать прогресс учащихся. Ученики могут выполнять задания онлайн, участвовать в обсуждениях и получать обратную связь от учителя. Это особенно полезно в условиях дистанционного обучения или при необходимости дополнительной поддержки учащихся.

4. Видео и аудиоматериалы:

Использование видео и аудиоматериалов на английском языке помогает учащимся развивать навыки аудирования и произношения. Например, просмотр мультфильмов, образовательных видео и прослушивание песен на английском языке делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Учитель может использовать видео и аудиоматериалы для проведения уроков, а также для самостоятельной работы учащихся.

5. Виртуальные экскурсии и онлайн-ресурсы:

Виртуальные экскурсии и онлайн-ресурсы позволяют учащимся погружаться в языковую среду и узнавать больше о культуре и традициях англоязычных стран. Например, учитель может организовать виртуальную экскурсию по Лондону или Нью-Йорку, что поможет учащимся лучше понять культурный контекст изучаемого языка.

Новые знания усваиваются через различные каналы восприятия. Используя аудиальный канал, обучаемый с первого раза запоминает 25 % информации, визуальный — 35 %. Использование мультимедийных средств даёт эффект комбинированного воздействия на слух и зрение, в результате новая информация усваивается на 50 %. Если мы вовлекаем учеников в активности, процент запоминания повышается до 75 %. Так мы отходим от линейных форм предоставления учебного материала.

Модернизация формализованного подхода в образовательной сфере приводит к необходимости реструктуризации учебных методик. Что приводит к снятию главной образовательной «скобы» — перегрузки ученика. Мы пришли к современной гипертекстовой и гипермедийной структуре учебного процесса. Это позволяет увеличить объем материала, расширить тематику, засчёт облегчённого поиска и интерпретации. При этом важной инновацией становится использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения, что обуславливает тенденцию развития открытого образования.

Продолжая тему информационной грамотности, хотелось бы отметить, что в прогрессивных моделях учебных дисциплин она осваивается и материализуется повсеместно, на различных уроках и в прочей учебной и воспитательной деятельности.

Мы говорим об ином качестве навыков самого преподавания английского языка в начальных классах — стартовом звене непрерывного образования. Одна из главных задач учителя — создания предпосылок для саморазвивающейся личности ребенка. Здесь, безусловно, необходимо органическое сочетание с традиционной методикой обучения, подобная синергия способствует планомерному развитию ребёнка.

Под информатизацией мы понимаем грамотное использование информационного ресурса, исключая возможность безнадзорной работы с гаджетами. Так как в данном случае возможен обратный эффект — чрезмерная нагрузка на неокрепшую детскую психику. Необходимость постоянно концентрировать своё внимание на многочисленных деталях и смене картинок перегружает и обнуляет благотворной эффект. Педагог обязан контролировать оптимальные показатели воздействия и мягко вводить модернизацию в свой учебный план. Вместе с тем, оптимизация времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составит 30 %, в случае использования медиафайлов. И, как сказано выше, усилит запоминаемость.

Рассмотрим конкретный случай на уроке, посвящённом развитию речи. Отличный инструмент работы с вербализацией — описательные техники. Здесь целесообразно использовать компьютерные презентации. Кроме анализа плоского изображения, нам необходимо подключить творческие ресурсы учеников: фантазию, проецирование. Аудиовизуальный ряд создают корректную среду для познания и обмена идеями, побуждает проявить свои творческие способности. Учебник не может дать такого объёма и детализации:

  1. Интерактивность и вовлеченность: ИКТ позволяют создавать интерактивные задания и игры, которые делают процесс обучения более увлекательным. Например, использование интерактивных досок и образовательных приложений позволяет учащимся активно участвовать в уроке, выполнять задания в режиме реального времени и получать мгновенную обратную связь. Это способствует более глубокому усвоению материала и повышает уровень вовлеченности учащихся.
  2. Индивидуализация обучения: С помощью ИКТ можно адаптировать учебные материалы на английском под индивидуальные потребности каждого ученика. Это особенно важно для младших школьников, у которых уровень владения английским языком может значительно различаться. Онлайн-платформы и образовательные приложения позволяют учителям создавать персонализированные задания и отслеживать прогресс каждого ученика. Это помогает учителю своевременно выявлять и корректировать пробелы в знаниях.
  3. Доступ к аутентичным материалам: ИКТ предоставляют возможность использовать аутентичные материалы, такие как видео, аудиозаписи и тексты на английском языке. Это помогает учащимся погружаться в языковую среду и развивать навыки аудирования, чтения и говорения. Аутентичные материалы также способствуют развитию культурной компетенции, что является важным аспектом изучения иностранного языка.
  4. Развитие цифровой грамотности: Использование ИКТ в обучении способствует развитию цифровой грамотности у младших школьников. Они учатся работать с различными устройствами и программами, что является важным навыком в современном мире. Это также помогает учащимся стать более самостоятельными и уверенными пользователями технологий.
  5. Мотивация и интерес: ИКТ могут значительно повысить мотивацию и интерес учащихся к изучению английского языка. Интерактивные игры, мультимедийные материалы и возможность работать с современными технологиями делают процесс обучения более привлекательным и увлекательным для младших школьников.

ИКТ могут использоваться учителем на разных типах уроков, любом этапе обучения. Меняются даже функции назначения: от учителя до рабочего инструмента, от объекта обучения до генератора игровой среды. От тренажёра до средства сбора данных, статистики, аналитики, оценки и контроля. Всё дело в том, что специфика мультимедийной среды — высокая информационная плотность.

В целом, описательные задания — одно из сложнейших направлений речевого развития. ИКТ способствуют привлечению внимания детей посредством микса цветовых решений, звуков и графических возможностей.

Модернизация коснулась не только материалов для обучения, но и систематизации контроля. Нам доступна мультимедийная продукция, а также программы по типу «Генератор тестов», где учитель самостоятельного создаёт тестовый массив. Учителю английского языка необходимо тщательно планировать и подготавливать уроки с использованием ИКТ. Важно учитывать возрастные особенности и уровень владения языком у учащихся, а также выбирать подходящие инструменты и ресурсы. ИКТ должны быть интегрированы в учебный процесс таким образом, чтобы они дополняли и усиливали традиционные методы обучения. Учитель должен использовать ИКТ для создания разнообразных и увлекательных уроков, которые способствуют развитию всех языковых навыков.

Учителю необходимо обучать учащихся работе с ИКТ и оказывать им поддержку в процессе обучения. Важно объяснять, как использовать различные инструменты и ресурсы, а также помогать учащимся решать возникающие проблемы. Необходима регулярная оценка прогресса учащихся и обратная связь. ИКТ позволяют учителю отслеживать результаты выполнения заданий и тестов, что помогает своевременно выявлять и корректировать пробелы в знаниях.

В России существует множество программ и ресурсов, которые помогают учителям самостоятельно ИКТ для преподавания. Вот некоторые из них: Национальная платформа открытого образования, курс «Цифровая грамотность для педагогов» от ведущих российских университетов, курс «Информационные технологии в образовании» от МГУ и других вузов, Stepik, Универсариум.технологии, Специализированные образовательные платформы:

1. Яндекс.Учебник:

— Платформа предлагает курсы и вебинары для учителей по использованию цифровых инструментов в образовательном процессе.

2. СберКласс:

— Образовательная платформа от Сбербанка, предлагающая курсы по цифровой грамотности и использованию ИКТ в обучении.

3. Российская электронная школа (РЭШ):

— Платформа предоставляет доступ к курсам и материалам для повышения квалификации учителей в области ИКТ.

Вебинары и онлайн-семинары:

1. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ИПКиППРО):

— Организация проводит вебинары и онлайн-семинары по различным аспектам использования ИКТ в образовании.

2. Федеральный институт развития образования (ФИРО):

— Проводит вебинары и семинары по цифровой грамотности и использованию ИКТ в образовательном процессе.

Сообщества и форумы:

1. Педсовет.org:

— Сообщество учителей, где можно найти статьи, блоги и форумы по использованию ИКТ в образовании.

2. Учительская газета:

— Платформа, где учителя могут делиться опытом и ресурсами по использованию технологий в классе.

Энциклопедическая точность содержания при использовании ИКТ способствует развитию эрудиции даже в узко-предметных областях. Остаётся необходимой операция письма, как следствие формирование каллиграфии, однако компьютер позволяет ускорить выполнение заданий, что отразится на объёме. Отлично подходит автоматизация для грамматических разборов и орфографических проверок. Амбассадор данного направления коррекционной педагогики [2] — О. И. Кукушкина. Разновидность компьютерной программы «Текстовые редакторы» выступает как новое средство развития начальной письменной речи для детей, у которых по тем или иным причинам выраженные трудности в овладении данной формой речи. Создателем разработана методика для детей начальных классов. Так они смогут создавать и редактировать доступные им тексты в ПК.

Ранее была обозначена важность индивидуализации учебного процесса. ИКТ позволяют ранжировать задания по уровню сложности, обеспечивая персональную доступность. Ребёнок переносит оптимальный уровень нагрузки, что формирует положительный климат при достижении учебных целей. Нивелирован страх ошибок, неправильного истолкования, этому также способствуют интерактивные игры.

ИКТ транслируют практическую пользу от полученных знаний. Раскрывают творческий потенциал, независимое исследование, так как содержат игровой элемент — мощнейший источник мотивации. В целом, работа классифицируется как общая (всем классом), групповая, и индивидуальная [3].

Поговорим о том, что, несмотря на очевидные преимущества, использование ИКТ также может иметь негативные последствия для учеников начальной школы. Рассмотрим основные вредоносные факторы, которые могут быть связаны с использованием ИКТ, а также способы минимизации их воздействия. Проблемы со зрением, нарушение осанки и физической активности, психологические проблемы, снижение академической успеваемости, — проблемы, которые могут возникнуть при бесконтрольном, бессистемном использовании ИКТ.

Способы минимизации вреда, связанного с использованием ИКТ:

1. Ограничение времени использования ИКТ:

1) Важно установить четкие временные рамки для использования ИКТ. Рекомендуется ограничивать время, проводимое за экраном, до 1–2 часов в день для младших школьников. Это поможет предотвратить развитие зависимости и снизить риск возникновения проблем со здоровьем.

2) Регулярные перерывы и физическая активность — важно поощрять детей делать регулярные перерывы при использовании ИКТ. Рекомендуется каждые 20–30 минут делать перерыв на 5–10 минут, чтобы дать глазам отдохнуть и выполнить несколько физических упражнений. Это поможет предотвратить усталость глаз и поддерживать физическую активность.

2. Правильная организация рабочего места: Важно обеспечить правильную организацию рабочего места для использования ИКТ. Экран должен быть установлен на уровне глаз, чтобы избежать наклона головы вперед. Стул и стол должны быть подобраны по высоте, чтобы поддерживать правильную осанку. Также рекомендуется использовать эргономичные клавиатуры и мыши.

3. Обучение цифровой грамотности и безопасности:

Важно обучать детей основам цифровой грамотности и безопасности. Это включает в себя правила безопасного использования интернета, защиту личных данных и умение различать достоверную информацию от недостоверной. Обучение этим навыкам поможет детям более осознанно и безопасно использовать ИКТ.

4. Сбалансированный подход к использованию ИКТ:

Важно поддерживать сбалансированный подход к использованию ИКТ в учебном процессе. Учителя и родители должны стремиться к тому, чтобы ИКТ дополняли традиционные методы обучения, а не заменяли их полностью. Это поможет сохранить разнообразие учебных методов и предотвратить негативные последствия чрезмерного использования ИКТ.

5. Поощрение социального взаимодействия:

Важно поощрять детей к социальному взаимодействию и общению с одноклассниками и друзьями. Это может включать в себя участие в групповых проектах, внеклассных мероприятиях и играх на свежем воздухе. Социальное взаимодействие помогает развивать эмоциональный интеллект и социальные навыки.

6. Мониторинг и контроль:

Родители и учителя должны активно мониторить и контролировать использование ИКТ детьми. Это включает в себя установку родительского контроля на устройствах, регулярное обсуждение с детьми их онлайн-активности и предоставление рекомендаций по безопасному и ответственному использованию ИКТ.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Мы говорим о том, что ИКТ должны выполнять определенную образовательную функцию, оказывать помощь ребёнку в работе с потоком информации, её восприятием и запоминанием. Ни в коем случае не должны подорвать здоровье. ИКТ выступают как вспомогательный элемент учебного процесса, но не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках английского языка должно носит щадящий характер. Планируя урок, нужно тщательно продумывать место и способ использования ИКТ.

Литература:

  1. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, — 2004 — с. 384.
  2. Кукушкина О. И. Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей. Помощь в трудных случаях. Методическое пособие: Дрофа, — 2013, — c. 22
  3. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, — 1985.
  4. Гусева А. И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. М: Учебное пособие, 2010. — с.324
  5. Компьютерный практикум в начальной школе. Материалы VII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк, «Байтик», 2011. — с. 111.
  6. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203020001 (Официальный интернет-портал правовой информации)
Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, английский язык, учебный процесс, учитель, цифровая грамотность, процесс обучения, урок, учащийся, мгновенная обратная связь, социальное взаимодействие.


Похожие статьи

Задать вопрос