Педагогические технологии: интеграция национальных и современных традиций
Автор: Ирисбаева Манзура Нурмаматовна
Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 1328 раз
Библиографическое описание:
Ирисбаева, М. Н. Педагогические технологии: интеграция национальных и современных традиций / М. Н. Ирисбаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/692/ (дата обращения: 16.12.2024).
В годы независимости в Узбекистане был принят закон “Об образовании”, с целью реформирования системы образования по принципу и практике мировой системы и её интеграции в общемировую ситему. В стране 1997 года претворяется в жизнь «Национальная Программа по подготовке кадров».1
Данные государственные документы подразумевали полномасштабные изменения в структуре и системе образования, такие как, трансформация концепции образования, реальное и системное решение вопросов интеграции системы образования страны в мировое образовательное пространство (академические лицеи, колледжи, бакалавриат и магистратура), применение новых педагогических технологий, разработка современного педагогического содержания для дошкольного, школьного (базовое), послешкольного, профессионального и высшего образования, обеспечение всех структур и форм образования современными технологиями, разработка государственных стандартов образования для всех уровней системы образования, разработка новых учебных программ и мн.др. 2
Одним из важнейших вопросов современной системы образования Узбекистана стал и является вопрос об интеграции исторически существовавших в национальной традиции педагогических технологий с зарубежными, в особенности инновационными требованиями. Этот вопрос проявляет собственную насущность и в процессах разработки и использования новых педагогических технологий. Т.е. новые педагогические технология для системы образования Узбекистана не означают отказ от существовавших столетиями национальных традиций, а наоборот, во-первых, их регенерация, их возрождение, так как в советский период многое из этого было забыто, и во-вторых, их синтез, означающий принятие новых образовательных стандартов и педтехнологий.
Так как система образования это не только, и не столько просто передача новых современных знаний путем использования педтехнологий, а это прежде всего подготовка эффективных специалистов, которые способны реализовывать актуальные социальные и экономические задачи конкретной страны, с учетом её национальных и экономических особенностей. Поэтому при применении педагогических технологий необходимо учитывать существующие национальные традиции и особенности каждого региона. Именно интеграция национального и современного может дать ту результативность, которую ожидают в обществе. Совокупность этих объективных факторов в плюсе с условиями, целями, способами педагогического процесса, при котором также должны учитываться личность обучаемого, его семейные и национальные, порой метальные морально-этические, духовные ценности, желания, интересы, социальный заказ, его образовательные потребности и возможность их реализовать. Интеграция национального и общемирового в процессе обучения может стать основой повышения эффективности данного процесса и максимального достижения педагогической цели.
Это обстоятельство в свою очередь предполагает, что учитель должен принимать во внимание возраст и психологические особенности обучаемого, его эмоциональное и духовное состояние, его морально-эстетические и жизненные приоритеты, умноженные на национальные особенности и национальные традиции, которые должны обеспечить правильный и эффективный подбор интегративных методов обучения в каждом конкретном случае.
В данном ракурсе интегративные методы использования педтехнологий, которые направлены на совокупность национального и современного, противопоставляются с традиционными, в которых не учитываются национальные традиции и особенности характера и ментальности, что в свою очередь требует организацию учебного процесса с обновленными педагогическими технологиями, которые полностью отвечают требованиям стандартов, прошедших экспериментальную апробацию. Это в первую очередь подразумевает интеграцию различных педагогических технологий, а не различных предметов или тем.
В процессе интеграции в учебном процессе национальных и современных педагогических технологий необходимо установить сотрудничество между учителем и учеником, который будет способствовать определению личностной ориентации и педагогических потребностей данного ученика, что имело место в традиционной практике обучения.
Можно отметить несколько образовательных типов в качестве историко-национальной основы национальных образовательных технологий, которые развивались и были сформированы в Узбекистане на протяжении прошедших исторических периодов:
Традиционное образование.3 Метод обучения по калссно-урочной системе. Этот метод широко применялся в медресе, всесторонне использовался в академиях Маъмуна и Улугбека при специальном преподавании естественных дисциплин, в том числе таких, как астрономия, медицина, математика и алгебра. Однако в дальнейшем, в последней фазе феодального развития, данная система применялась в основном при изучении религиозно-духовных вопросов. Классно-урочная система на Востоке отличалась от той же системы на Западе.
Семейная образовательно-воспитательная деятельность.4 При этом образовательно-воспитательный процесс в семье велся примерами, наставлениями, разъяснениями, ответами на поставленные вопросы. В семье взрослые оказывали влияние на молодых через метод поощрения, наказания, примерность и другие методы.
Индивидуальное образование 5 – при этом образовательно-воспитательный процесс осуществлялся мастером-наставником в семье или непосредственно при нем. Индивидуальное образование применялось в отношении детей зажиточных людей или правителей. Их дети обучались различной деятельности, профессиям, военным знаниям, искусству. В настоящее время такая форма образования проявляется в виде репетиторства.
Групповое образование.6 Занятия проводятся с учащимися, образовав группы из нескольких из них. Например, этот метод широко применялся женщинами-учителями при обучении женщин и девушек. Женщины-учителя ходили по домам и собирали девочек в группы, а также за пределами медресе, в каком-нибудь доме, давали религиозно-духовные знания, читали литературу, обучали их грамоте.
Образование по обучению профессии отца или матери.7 При данной форме велось индивидуальное образование по изучению художественного ремесла, декоративно-прикладного искусства и других профессий. Эта традиция существует и в наши дни, широко распространены случаи, когда какое-либо художественное занятия и умения передается в семье из поколения в поколение, например, медицинские знания по народной медицине.
Общественная образовательно-воспитательная деятельность.8 Эта образовательно-воспитательная деятельность проводимая жителями махалли, соседями, родственниками. У узбеков издревле существовало и очень широко практиковалась идея о том, что в формировании личности участвует вся махалла. Существовала и до сих пор активно используется пословица «За ребенка ответственность несут семь махалли». Взрослые обучали молодежь исходя из собственной практики основам повседневной жизни, эстетики и этики своего времени, нравственности и общественного поведения.
Образовательно-воспитательная деятельность мастер-ученик.9 В основном профессиональное обучение осуществлялось при мастере. Данный вид образования проводился индивидуально или в малых группах. При этом, после того как ученик проходил испытания, мастер давал ему «добро» для самостоятельной работы.
Таким образом, на основе сочетания национальных традиций с современными педагогическими технологиями, мы можем обеспечить в своей стране внедрение в образовательную систему национальных ценностей вместе с общечеловеческими ценностями.
1[ Ўзбекистон Республикасининг «Кадрлар тайёрлаш миллий дастури». Баркамол авлод – Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори. -Т.: «Шарк», 1997; 31-61 б.; Каримов И.А. Баркамол авлод – Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори. Ўзбекистон Олий мажлиси IX сессиясида сўзланган нутқ. -Т.: Шарқ, 1997; Курбонов Ш., Саитхалилов Э. Национальная программа по подготовке кадров : влияние развития общества. –Ташкент: 1999; Курбонов Ш., Сеитхалилиов Э. Узлуксиз таълимда кадрлар тайёрлашнинг миллий модели. – Т.: Шарк, 2000; Давлетова М.Ш. Ўзбекистон давлатининг олий таълим соҳасидаги сиёсати ва унинг ривожланиши. –Т.: Авт. дисс. канд. пед нак. 2007, -19; Зуфаров Ш.М. Педагогика коллежларида инновацион жараёнларни тизимли бошқариш. Авт.дисс.канд. пед.наук., -Т.: 24]
2[ Ахлитдинов Р. Управление образованием в Узбекистане: проблемы, риски, решения. –Т.: 1999]
3[ Йулдошев Ж., Усмонов С.А. Педагогик технология асослари. (Халк таълими ходимлари учун қўлланма). -Тошкент: «Укитувчи», 2004, -Б. 35-36; Азизходжаева Н.Н. Педагогик технология ва педaгогик махорат . –Тошкент: 2003; Қуронов М. Мактаб маъмурияти ва миллий тарбия. –Т.: Фан, 1999; Қурбонов Т. Одобнома. –Т.: Ўқитувчи, 1990;Тўраева О. Ҳаёт сабоқлари.-Т.: Ўзбекистон, 2005]
4[ Фитрат. Оила. –Т.: Маънавият. 1998; Иномова М. Фарзанд – ниҳол, ота-она эса боғбон. –Т.: Ўқитувчи, 1993; Иномова М.О. Оилада болаларнинг маънавий-ахлоқий тарбияси. –Т.: ТДПУ, 1999; Иномова М.О. Оилада болаларни маънавий-ахлоқий тарбиялашда миллий қадриятлардан фойдаланишнинг педагогик асослари. Пед. ф. докт .... диссер. авт., -Т.: 1998; Мунавваров А.К. Оила педагогикаси. –Т.: Ўқитувчи, 1994; Шоумаров Ғ.Б., Шоумаров Ш.Б. Муҳаббат ва оила. –Т.: 1994; Мусурмонова О. Оилада бола тарбиясининг актуал масалалари. –Т.: Билим, 1988; Мусурмонова О. Оила маънавияти – миллий ғурур. –Т.: Ўқитувчи, 2000; Мусурмонова О., Баубекова З. Ўқувчиларнинг маънавий маданиятларини шакллантириш. –Т.: Фан, 1993; Сафаров О., Махмудова М. Оила маънавияти.-Т.: Маънавият, 1998; С.Очил. Мустақиллик маънавияти ва тарбия асослари. –Т.: Ўқитувчи, 1997; Шайхова Х., Назаров К. Умуминсоний қадриятлар ва маънавий камолот. –Т.: Ўзбекистон, 1992; Юсупов Э. Инсон камоллигининг маънавий асослари. – Т.: Университет, 1998; Нишанова С. Маънавият дарслари. –Т.: Ўқитувчи, 1994; Холматова М. Оилавий муносабатлар маданияти ва соғлом авлод тарбияси. –Т.: Ўзбекистон, 2000; Холматова М., Муравьева Н. Ёшлар оилавий ҳаёт бўсағасида.-Т.: Ўзбекистон, 2000; Тўраева О. Оилавий ҳаёт этикаси ва психологияси. –Т.: Ўқитувчи. 1990]
5[ Хўжаев Н. в.б. Таълим назарияси. –Т.: 2003; Йўлдошев Ж.Ғ. Таълим янгиланиш йўлида. –Т.: 2000]
6[ Зуннунов А. Педагогика тарихи. –Т.: 2000; Авлоний А. Туркий гулистон ёҳуд ахлоқ. –Т.: 1996]
7[ Беруний рухият ва таълим тарбия ҳақида. –Т.: 1996; Ҳасанова С. Мутафаккирлар меҳнат тарбияси ҳақида. –Т.: Укитувчи, 1993; Мухсиева А.Ш. Оилада миллий тарбия жараёнининг методик асослари. Авт. дисс. канд. пед.н. –Т.: 2005. -25 с.]
8[ Сафарбуваева И.Р. Ўқувчи шахсини фаоллаштиришда миллий менталитет элементларидан фойдаланишнинг педагогик асослари. Авт. дисс. канд. пед.н. –Т.: 2006. -20 с.; Рўзиева Д. Олий таълим муассасалари талабаларида миллий ифтихор туйҳусини шакллантиришнинг илмий-педагогик асослари. Авт. дисс. докт. пед. наук. -Т.: 2007. -36]
9[ Мухсиева А.Ш. Оилада миллий тарбия жараёнининг методик асослари. Авт. дисс. канд. пед.н. –Т.: 2005. -25 с.]