Информационно-компьютерные технологии в контексте современного развития философии XXI века в России и мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скачок, В. Е. Информационно-компьютерные технологии в контексте современного развития философии XXI века в России и мире / В. Е. Скачок, А. М. Демьяненко, Е. А. Демьяненко, Р. В. Меньшугин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 649-651. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37202/ (дата обращения: 16.12.2024).



На протяжении столетий образованный человек почитается в любом обществе. Ежегодно проводятся сравнительные анализы между странами по уровню образования на количество населения. Особенно это заметно в постиндустриальный период, как информация, как элемент знаний — приобрел особую роль.

В течение всей истории выделяются этапы, которые человечество последовательно сменяло в своём развитии. Данные этапы отличаются базовыми навыками обеспечения общества, ради его же существования, и видом ресурсов, который использует человечество. Эти этапы можно подразделить на: этап охоты и собирательства, аграрный этап, индустриальный этап, а также постиндустриальный этап.

Происходящие изменения столь масштабны и многогранны, что могут быть вполне названы революционными и, тем самым, ставят на повестку дня вопрос о переходе к качественно новому этапу всемирной истории.

На сегодняшний день большая часть стран земного шара находятся на стадии индустриального этапа и готовы вступить в новый этап развития общества — постиндустриальный этап. Или как его ещё называют — информационным. Для государств на данном этапе выдающаяся роль принадлежит информации. Информация является главным источником и ресурсом. Характерность социума определяют способы и средства сбора, обработки, хранения и распределения информации.

Итак, начиная со второй половины ХХ века все развитые страны поставили себе цель в социально-экономическом развитии — это переход от экономики вещей к экономике знаний. Значимость и роль информации в решении практически всех задач мирового сообщества подтверждает то, что научно-техническая революция семимильными шагами интегрируется с интеллектуально-информационной.

Наблюдается рост не только количественный, но и качественный. Чем больше охватывается потребностей, тем большее число функций применяется в компьютерных технологиях. Из вычислительной машины, которая служила для расчёта огромных чисел, под полузабытом названием ЭВМ, компьютер превратился в универсальное устройство, которое находится на вооружении врачей, школьников, инженеров, представителей культуры и искусства и т. д. При этом сферы проникновения персональных компьютеров и, сопоставимых по мощности, переносных гаджетов практически безграничны — сферы образования, военные технологии, изучение природных факторов, медицина и многие другие.

Информация превращается не только в суть общения, а также становится довольно прибыльным товаром, эффективным новейшим средством самоорганизации и упорядочения в общественном производстве, науке, образовании и социально-экономическим развитием социума в целом.

Известные изречения «Знание — сила» или «Кто владеет информацией — владеет миром» приобрели популярность вслед за своей особой значимостью. Но, что же общего и в чем отличия двух этих понятий — информации и знаний?

Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. В широком смысле слова понятие знание можно рассматривать как образ реальности субъекта в форме понятий и представлений. В узком смысле понятие знание представляет лишь обладание проверенной информацией, то есть ответами на вопросы, позволяющей решать поставленную задачу.

Понятий информации более 400 определений, выбрав самое оптимальное, дадим разъяснение этого термина. Информация, согласно Коголовскому М. Р., это сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации. А информация. [1, стр. 50]

Таким образом, можно сделать вывод, что при всей схожести этих двух понятий знания являются осознанным продуктом человеческой деятельности, который он может применять на практике, в то время как информация необязательно может быть осознанной.

Например, для ребенка новое и непонятное слово имеет лишь значение информации. А когда он спрашивает истинное значение данного слово, то получая разъяснение от родителей — определенное слово получает значение знаний.

Информация — частное для знаний.

Конечно, всем известно, что ценность информации характеризуется для каждого и субъективность в отношении оценки информации тоже может отличаться. Одно дело, если это семейный альбом — фотографии определенной семьи будут обычно важны для самой семьи и близкого окружения, есть архитектурные шедевры, которые признаны во всём мире ведущими экспертами, но ведь это всё материально. Как же тогда оценить информацию?

Ценность информации по большей части зависит от решения, определяющегося результатами его реализации, а также степенью влияния информации на принимаемое решение. Также ценность зависит от способа и скорости ее передачи, а также от достоверности и надежности. Но это далеко не всё на что стоит обратить внимание, ведь скорость передачи и обработки, надежность и достоверность информации влияет на степень качества процесса.

Касаясь вопроса, какой может быть информация: одновременно достоверной и надёжной, но не полной. Или полной, но не достоверной и т. д. Избыточность количества информации сможет повысить надежность и достоверность за счет увеличения объемов данных без увеличения его информационной ценности. Также стоит заметить, что зависимость между ценностью и объемом сообщений носит нелинейный характер: даже небольшое сообщение в несколько слов может иметь куда большую ценность, чем многостраничный текст.

У информации, как и у знаний, есть свой срок годности: если это философский аспект, то он ставит такие вопросы и размышления, суждения по которому будут актуальны многие годы, десятилетия и даже века. Если рассматриваем информацию с какими-то техническими особенностями, так они могут устареть через неделю или даже на следующий день.

Становление автоматизированной информационной среды сводится к значительным видоизменениям в экономическом и социальном укладе социума. Как результат — изменения, касаемые получения, анализа и обработки информации. Еще никогда информация не носила столь огромную роль в экономиках любой страны.

Правда, часто эти два вида технологий на практике тесно связаны между собой, дополняют друг друга, а поэтому порой правомерно говорить и об интегральной социально-гуманитарной технологии, что является, пожалуй, идеальной формой их единства.

Технологический прорыв и грамотное использование такого ресурса как информация приводит к рождению экономического и социального «чуда». Для примера, можно обратиться к модели Сингапура или Гонконга, которые за столь сравнительный срок смогли выбиться в лидеры как по уровню жизни, так и сохранив духовный стержень.

Инновационные технологии сейчас занимают главенствующие места в обновлении и реструктуризации абсолютно всех видов деятельности, которые в совокупности являются сущностью города и страны: транспорт, производство продукции, средства массовой информации, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, политическая, общественная, культурная жизнь и другие.

Сразу оговоримся, что возникновение информационного продукта, который дополняет основную отрасль, всё же имеет жизненный цикл. Конечный потребитель данного продукта — мы с Вами, и, соотнося свои потребности с полученным эффектом и ощущениями, принимаем к сведению и даём обратную связь.

Необходимым условием для функционирования информационного продукта должно быть то, что между сбором аналитической информации и реализацией творческого продукта присутствуют определенные этапы обработки информации, такие как систематизации, интерпретации, представления. Необходимые манипуляции с продуктом определяются логикой самого продукта. Недостаточное внимание, уделяемое какому-либо из этапов, может очень серьезно снизить эффективность всего продукта и негативно повлиять на общий результат. Именно поэтому, ожидания на всех этапах должны быть прогнозируемы. Прогнозирование — звено, которое соединяет теорию с практикой, оно является функцией науки, тесно связывающей теорию с повседневной жизнью, практической действенностью познания. [2, стр. 377]

Особенности представления информации в компьютерных системах решается в трех уровнях. Первый уровень условно назван техническим. На данном уровне реализуется сложная функциональная архитектура, которая обеспечивает работоспособность и способность решать разнообразные сложные задачи. Второй уровень считается программным. На этом уровне обеспечивается создание программ, связующего звена между компьютерными схемами и человеком. Третий уровень получил название концептуального и с точки зрения философии он наиболее важен.

На этом уровне создаются основы теоретических концепции и сценариев, обеспечивается система ценностной ориентации и идеалов, в конечном счете, проявляется стратегическая линия поведения потребителей и программистов, направление их деятельности. В качестве идеологов на данной иерархической ступени выступают разработчики программного обеспечения, основное влияние на развитие представления информации оказывают разработчики операционных систем.

С учетом вышесказанного, схема уровней является достаточно общим механизмом информационной работы, который полностью или частично, осознанно или неосознанно присутствует при любой работе с информацией. Также это справедливо даже в элементарной ситуации, когда вы подходите к книжной полке для того, чтобы получить ответ на простой вопрос. Выбирая определенную книгу, осуществляется целенаправленный поиск источников информации и оценка их качества.

Сравнивая полученные данные со своими целями, происходит интерпретация. Если делаете тоже самое, но отвечая на чей-либо вопрос, то придется заниматься не только распространением, но и представлением информации в зависимости от уровня знаний и ознакомленности с проблемой аудитории. Конечно, все эти шаги могут присутствовать в редуцированном виде, быть слиты воедино, выполняться автоматически. И хотя вряд ли в столь простой ситуации имеет смысл сверять по руководству каждый шаг, понимание общего механизма работы с информацией может оказаться весьма полезным.

Подводя итог, хочется обратить внимание на то, что, несмотря на развитие информационных технологий и информационного сообщества, рассмотрение философских проблем остаётся актуальным и сейчас. Быстрый обмен информации и способность доносить быстро и оперативно мысли большая заслуга, которая позволяет смотреть и обсуждать проблемы под разным углом зрения, разбирать различные точки зрения, слушать и быть услышанным.

Современное научно-техническое творчество представляет собой обобществленную форму деятельности, так как оно возможно только при условии использования достижений предшественников и взаимного обмена информацией между коллективами и отдельными специалистами. [3, стр. 187]

Революционные достижения в области компьютерных технологий оказывают благотворное влияние и гармонично дополняют уже существующие сферы не только на экономическом и техническом уровне, но и культурном, а также морально-психологическом и мировоззренческом развитии общества. Информационные технологии позволяют нам сделать жизнь более насыщенной и динамичной, не в ущерб внутренней духовной наполненности человека и общества.

Литература:

  1. Когаловский М. Р. и др. Глоссарий по информационному обществу / Под общ. ред. Ю. Е. Хохлова. — М.: Институт развития информационного общества, 2009. — 160 с.
  2. Данильян О. Г., Тарасенко В. М. Философия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 432 с.
  3. Тяпин И. Н. Философские проблемы технических наук: учеб. пособие / И. Н. Тяпин. — М.: Логос, 2014. — 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): информация, знание, индустриальный этап, информационный продукт, постиндустриальный этап, уровень, ценность информации, этап.


Похожие статьи

Информационные технологии в развитии современного информационного общества

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством

Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов

Модифицирование финансово-правовых отношений в условиях цифровой экономики

Когнитивные технологии развития обучающихся в образовательных системах России и ЮАР: настоящее и будущее

Гражданско-правовые средства цифровой трансформации: современное состояние и тенденции развития

Западноевропейская экономическая интеграция: особенности и перспективы развития в условиях глобального финансово-экономического кризиса

Информационные технологии взаимодействия в муниципальном управлении: история и современность

Социально-педагогические технологии формирования культуры здоровья в студенческой среде

Похожие статьи

Информационные технологии в развитии современного информационного общества

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством

Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов

Модифицирование финансово-правовых отношений в условиях цифровой экономики

Когнитивные технологии развития обучающихся в образовательных системах России и ЮАР: настоящее и будущее

Гражданско-правовые средства цифровой трансформации: современное состояние и тенденции развития

Западноевропейская экономическая интеграция: особенности и перспективы развития в условиях глобального финансово-экономического кризиса

Информационные технологии взаимодействия в муниципальном управлении: история и современность

Социально-педагогические технологии формирования культуры здоровья в студенческой среде

Задать вопрос