Мотивационная среда и передовые педагогические технологии на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 19.01.2016

Статья просмотрена: 347 раз

Библиографическое описание:

Оболенская, О. В. Мотивационная среда и передовые педагогические технологии на уроках английского языка / О. В. Оболенская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1.1 (105.1). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/105/25004/ (дата обращения: 19.11.2024).



 

Проблема мотивации обучающихся является одной из самых сложных в педагогической деятельности, несмотря на то, что многие отечественные и зарубежные ученные занимаются ею многие годы. Сегодня эта проблема звучит еще более остро, чем раньше в связи с тем, что современные подростки перенасыщены информацией, которую они получают из разных источников. Поэтому все, кто работает в системе педагогического образования задумываются над тем, как заинтересовать детей учебой, как сделать учебу мотивирующей.

Конечно, у каждого педагога есть свои наработки по этому вопросу, каждый педагог старается выстроить урок таким образом, чтобы он был интересным, чтобы прослеживалась связь учебы с жизнью, чтобы обучающиеся понимали, что знания, полученные на уроке, могут пригодиться им в повседневной жизни. Каждый педагог тщательно продумывает организацию смены деятельности, использование заданий игрового и творческого характера, физкультминуток, способствующих физической и эмоциональной разрядке, уделяет большое внимание наглядным пособиям, но каждый педагог понимает, что использование передовых педагогических технологий играет огромную роль в повышении качества обучения. В частности, повысить интерес к изучению иностранного языка может такая педагогическая технология, как технология проблемно-диалогического обучения. О.В. Зимина, говоря о проблемах высшей школы, справедливо замечает, что «у нас просто нет иных способов пробудить интерес к предмету и усилить их мотивацию к учебе». Думается, что это замечание справедливо не только для высшей школы, но и для всех, кто работает в системе педагогического образования. Проблемно-диалогическое обучение предполагает активизацию познавательной деятельности обучающихся, так как им предлагается не усвоение готовых знаний, а постановка проблемы и нахождение способа ее решения. Важным моментом проблемно-диалогического обучения является преднамеренное конструирование субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений и педагогов и обучающихся. Для прочного усвоения знаний и понимания использования их в практической деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие исследователи говорили о том, что более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще говоря, из диалога между людьми. Активизация познавательной деятельности, акцент на процессах анализа и обобщения информации во время диалога помогают овладеть нормами иностранного языка, повысить качество обучения.

Для того, чтобы процесс обучения протекал наиболее естественным образом, на уроках английского языка применяется также технология мастерской общения. Эта технология соответствует новым целям и задачам российского образования, так как она базируется на идее творческого развития личности и дает возможность обучающемуся принять участие в процессе добывания знаний, а не быть их пассивным потребителем. И мастерская общения, и проблемно-диалогическое обучение- это те педагогические технологии, которые нацелены на узнавание жизни средствами иностранного языка, на поиск полезной информации и применения ее к реальной жизни, это путь к самостоятельному открытию темы, где на практике реализуется системно-деятельностный подход. Принцип работы этих технологий состоит в том. что с их помощью формируются и предметные, и метапредметные знания. Урок строится так, что не преподаватель, а обучающиеся, исходя из формулировки темы, ставят проблемные вопросы и, путем обсуждения их в малых группах, решают проблемные ситуации. Например, после того, кадеты сами сформулировали тему урока «Великие изобретения», им было предложено подумать над проблемными вопросами по данной теме. Каждая группа кадет предлагала свой проблемный вопрос для обсуждения. Среди прочих было предложены такие проблемные вопросы, как «Какое следующее глобальное изобретение ждет нас в будущем», «Какие новые изобретения нужны миру в 21 веке?», «Какими будут технологии через 5-10 лет?». Эти проблемные вопросы обсуждались в малых группах, а затем спикер озвучивал найденное решение проблемы для всех, и каждый участник каждой группы имел право высказаться по поводу данной проблемы. Даже застенчивые дети начинают говорить, если они отвечают с кем-то из группы и, если они видят, что им оказывается помощь и поддержка в группах. Конечно, преподаватель как бы со стороны тоже оказывает помощь в виде зрительных опор, готовых фраз и клише, но главный акцент делается на работу в группе.

Интересными для кадет были и другие темы. Например, при изучении темы «Еда» обсуждались такие предложенные кадетами темы, как «Как еда влияет на наше самочувствие?», «Оказывает ли российская национальная кухня на самочувствие россиян», «Являются ли россияне более здоровой нацией, чем граждане других стран?» При обсуждении темы «Одежда и мода» кадеты предложили обсуждение темы «Нужно ли следовать моде?», «Кто думает о моде больше- мальчики или девочки и почему?», «Является ли мода современным видом искусства?».

Постановка проблемных вопросов помогает формировать у кадет критическое мышление, направленное на воспитание творческой личности, способности генерировать идеи, воспринимать, оценивать новую информацию, а также принимать самостоятельные решения. Мастерская общения, проблемно-диалогическое обучение, умение работать в группе предполагают сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу хорошего настроения и увлеченности на уроке, а это, может быть то самое главное, что заставляет кадета отправляться в путь поиска знаний.

Хочется также сказать о применении такой игровой педагогической технологии, как полилог на уроке английского языка. Полилог, конечно же, это более сложно организованная система общения на уроке, но он тоже является очень эффективной формой коммуникации, так как заставляет слушать и слышать сразу многих выступающих, поэтому требует высокой степени концентрации внимания со стороны обучающегося и, следовательно, требует больших усилий на планирование речевого высказывания. Однако, следует заметить, что при регулярном применении проблемно-диалогового обучения, обращение к полилогу происходит более естественным образом и способствует освоению норм иностранного языка. Полилог также направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся, способствует формированию критического мышления у кадет, влияет на их интеллектуальный рост.

Мастерская общения, проблемно-диалоговое обучение. полилог помогают преподавателю организовать качественно новый урок, урок, где вместо фронтальной работы применяется работа в группах, диалоговое общение, где каждый свободно выражает свою точку зрения, а не повторяет точку зрения преподавателя, где создаются условия для обнаружения ошибок и осознания их.

Мастерская общения учит пониманию и принятию друг друга, снисходительности, способствует укреплению кадетского братства.

В мастерские общения итог урока подводится не преподавателем, а обучающимися. Кадеты говорят о том, что было для них интересным, сложным, самым запоминающимся, смешным. Они сами анализируют, что удалось на уроке, а что еще подлежит усвоению, довольны ли они уроком, собой, работой в группе. Кадеты учатся оценивать свои достижения, соотнося их с предложенными и заранее озвученными преподавателем критериями оценивания.

Преподаватель при этом не доминирует, «не рулит», а гибко реагирует на все происходящее, фиксируя для себя мельчайшие детали изменений из урока в урок, чтобы учесть все это при планировании следующих уроков для формирования стойкого интереса обучающихся к процессу познания жизни средствами иностранного языка

Мастерская общения и проблемно-диалогическое обучение- это огромное поле деятельности и для преподавателя, и для кадет. Эти педагогические технологии дают возможность увидеть новые качества в обучающихся отыскать в себе новые идеи для новых уроков, проследить новые проблемы и задуматься над их решением.

 

Литература:

  1. Даутова О.Б, Иваньшина Е.В, Современные передовые технологии основной школы в условиях ФГОС-СПб: Каро 2013
  2. Асмолов А.Г. Системно-Деятельный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика -2009.
  3. Богоявленская Д.Б Психология творческих способностей. –м: Издательство центр, Академия 2002.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под руководством Е.С Полат. –м: Академия,2001.
  5. Багрецова И.Н Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся. (Электронный ресурс) http://bagresova-irina.at.uahttp://nauchimenya.ucoz.ru/
  6. Технология проблемного диалога. Технологии «школы 2100». (Электронный ресурс) http://w.sco12100.ru/technolog.php
  7. Зимина О.В Проблемное обучение высшей математике в технических вузах. /О.В Зимина //Математика в высшем образовании. - 2006. - №4
  8. Гладилина И.П Некоторые приемы на уроках английского языка. //Иностранные языки в школе-2003. -№3
  9. Gardner H. Frames of mind-New York: Basic Books, 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемно-диалогическое обучение, иностранный язык, урок, группа, кадет, английский язык, высшая школа, естественный образ, критическое мышление, педагогическое образование.


Задать вопрос