Состояние культуры общества всегда являлось отражением его развития в духовной, социальной, экономической, политической сферах. Однако за последнее десятилетие отношение к культуре в современном обществе кардинально изменились, возросло понимание ее важности и роли. Можно сказать, что в настоящее время наше общество переживает глубокое по содержанию и глобальное по своим масштабам технологическое, социальное и культурное преобразование. В современном обществе формируется совершенно новый тип культуры — культура информационного общества, информационная культура. Приоритетное значение в рамках развития современного общества получают вычислительная техника и информационные технологии, увеличивающие интеллектуальные возможности людей.
Результатом признания значительной роли информации в современном мире является осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в этом обществе. Очевидно, что наиболее продуктивные, результативные способы формирования информационной культуры человека сегодня могут быть реализованы через систему образования, через деятельность педагога.
Таким образом, в направлении развития информационной культуры учитель ставит перед собой цели научить учащихся:
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- использовать в своей деятельности компьютерные технологии;
- овладеть основами переработки и организации хранения нужной информации;
- правильно применять полученную информацию на практике.
Данные цели достижимы при соблюдении комплексного подхода в обучении, формировании предметных, надпредметных и метапредметных компетенций.
Высокими являются и требования к современному учителю, от которого требуется владеть и применять на практике в обучении информационно-компьютерные технологии, использовать компьютерные обучающие программы и технологии, использовать новые, интересные методы представления данных, постоянно повышать профессиональную компетенцию в области информационных технологий (дистанционные курсы, семинары, вебинары и т. д.), постоянно обмениваться практикой использования средств повышения информационной культуры обучающихся с коллегами посредством сети Интернет, выступлений, публикаций.
Кроме того, важнейшим направлением деятельности учителя является работа по формированию ценностного, мотивационного компонента информационной культуры. Так, учителю следует грамотно создавать учебно-проблемную ситуацию, побуждая учащихся к поисковой деятельности. От четкости и ясности поставленных учителем задач зависит правильная обработка полученной учащимися информации. Обязательным этапом является работа учителя с рефлексивными умениями обучающихся в рамках работы с информацией.
Английский язык как школьный предмет по своим образовательным возможностям способен внести особый вклад в развитие информационной культуры учащихся, так как является предметом высокой информационной насыщенности. В рамках усвоения учебного аспекта (умение говорить, читать, писать на иностранном языке) учащиеся знакомятся с информацией лингвострановедческого, исторического, географического, эстетического и др. содержания. В ходе изучения английского языка учащиеся получают информацию о системе духовных ценностей народа, язык которого они изучают.
Для проведения интересных, познавательных уроков на помощь современному учителю приходят презентации, ресурсы сети Интернет, электронные учебники и словари, интерактивные упражнения, мультимедиа технологии. Эти средства одновременно способствуют формированию информационных знаний и умений школьников, развитию их информационной культуры. Учащиеся получают информацию из разных источников, что позволяет учителю воздействовать на различные каналы восприятия учеников, повышая тем самым повышая мотивацию обучающихся в решении обсуждаемых проблем, давая стимул к последующей поисковой активности обучающихся. Учитель, таким образом, развивает культуру восприятия информации, полученную в различных формах.
Для формирования информационной культуры обучающихся учитель может использовать следующие приемы в обучении.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний учащихся. Активное включение школьника в создание проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Если говорить о формировании информационной культуры, то при работе над проектом ученики занимаются поиском информации, анализом полученной информации, учатся использовать полученные данные в необходимом формате (перекодировка информации), создают продукт, тем самым сохраняя информацию. Это могут быть работы различного характера — от информационных сообщений до небольших исследований.
Медиаобразование. Медиаобразование это одно из самых действенных средств развития личности школьника. Выпуск школьного периодического издания на английском языке включается в систему школьного медиаобразования, целью которого является подготовка школьников к жизни в современных информационно-коммуникационных условиях, к восприятию массовой информации, ее пониманию, ее критическому анализу, к осознанию последствий ее воздействия как на общество в целом, так и на отдельные группы и индивидуумы.
Урок с мультимедийной поддержкой в рамках метода информационных технологий, безусловно, способствует усилению эффективности учебного процесса. Интерактивные уроки не оставляют равнодушными даже учеников с отставаниями в программе, стимулируя их познавательную активность. Так, интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и учеников, а также способствует становлению информационной культуры учащихся. С ее помощью можно значительно разнообразить процесс обучения. Например, учитель сообщает новую информацию, используя параллельно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы, в зависимости от плана урока. На интерактивной доске можно писать и делать пометки поверх всех материалов. Кроме того, любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыку помогут обучающимся хорошо усвоить и закрепить учебный материал.
Такой прием, как самостоятельный поиск информации по предварительному заданию, для решения которого ученики используют средства массовой информации и медиатеку школы, по моим наблюдениям, также привлекает учеников возможностью выйти за рамки учебной программы, а также возможностью решать задачу самостоятельно, именно тем способом, который нравится ученику.
Кроме этого, школьную медиатеку можно использовать в качестве площадки для работы с группами мотивированных учеников при участии, например, в онлайн-олимпиадах. Подобного рода внеурочное мероприятие чрезвычайно воодушевляет учеников, ведь формат работы с новыми технологиями очень близок современным детям. Являясь в сущности индивидуальной (каждый школьник сидит за отдельным компьютером и выполняет задачу самостоятельно), эта работа одновременно и групповая (во время работы школьники делятся результатами, что-то обсуждают). Здоровый дух соперничества, учебного азарта становится прекрасным стимулом, активизирующим естественную жажду знаний учащихся.
В связи с повышением функционального значения информации, которая стала системообразующей ценностью в современном мире, становится очевидной необходимость работы над непрерывным формированием информационной культуры учащихся в школе. Результатом этой работы должно стать умение выпускников школы, будущих студентов, свободно ориентироваться в информационном потоке, участвовать в его формировании, уметь быстро воспринимать, оценивать полезность и обрабатывать большие объемы информации, обеспечивая тем самым преемственность образования.