Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 06.12.2021

Статья просмотрена: 442 раза

Библиографическое описание:

Петрова, И. С. Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста / И. С. Петрова, И. В. Хлистун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86369/ (дата обращения: 24.04.2024).



Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Использование занимательного материала в процессе математического развития дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

Дети дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

Вряд ли сегодня найдется хоть один педагог, который скажет, что он не развивает интеллект дошкольника. Что нужно делать, чтобы ребенок вырос умным, развитым, способным? Такие вопросы волнуют многих родителей, и нас — педагогов. Для всех нас важно, воспитать ребенка всесторонне-развитой личностью. Этот познавательный интерес можно развивать у ребенка разными средствами. Одним из них является –игра. Использование различных игр, занимательных заданий вызывает у детей богатое представление и интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой материал. Использование занимательного материала и игровая мотивация положительно влияет на развитие у детей смекалки, находчивости, сообразительности.

Дошкольники, занимаясь могут научится очень многому, но учить их лучше в форме увлекательных игр. Дети познают мир и развивают свои способности, занимаясь своими «дошкольными делами»: играя в игрушки, конструируя дома и мосты из строительного материала. Ребенок дошкольного возраста способен понимать сложные закономерности, решать своеобразные задачи. Но для этого ему необходимы наглядные «опоры». Такими «опорами» служат схематические изображения, демонстрирующие отношения между людьми или предметами: например, отношения между предметами по размеру, или по количеству, или по цвету.

И еще один важный принцип, который мы учитываем в нашей работе. Способности ребенка развиваются не тогда, когда ему что-то объясняют или показывают, а когда он сам активно взаимодействует с предметами, схемами или моделями, решая поставленные перед ним задачи. Не нужно спешить подсказать ему решение и не нужно торопить его. Нужно дать ему самому подумать, догадаться, попробовать. Узнавать что- то новое — это серьезный труд. Он не всегда приводит к успеху, но даже неудачная попытка заслуживает похвалы и одобрения.

Для решения этих задач мы продумываем методы, приемы, и формы работы:

– Чтение сказок «Веселая математика»

– Использование пословиц, поговорок, загадок, считалок

– Упражнения на сообразительность «Думай, отгадывай»

– Математические физминутки

– Использование схем, условных значков, фишек

– Использование игр на фланелеграфе

– Работа с трафаретами

– Дидактические игры и игровые ситуации

Со средней группы мы развиваем способности к познанию мира через исследовательскую деятельность. Используем схемы разного содержания. Воздействуя на детей вопросами, примерами, наводя на мысль, ориентируя в действиях, но не давая готового правильного ответа, приучаем воспитанников к продуктивной интеллектуальной творческой деятельности.

Важнейшей составляющей мышления дошкольников является способность к воображению. Большое значение имеет наглядность. При помощи наглядности решается много различных педагогических задач. Много, но не все. Мы заметили, что иногда наглядность мешает развитию воображения. Поэтому, когда дети начинают фантазировать, наглядности должно быть меньше, в этом случае даем детям как можно больше знаний, которые начинались со слов «представьте», «придумайте».

В три-четыре года ребенку еще трудно надолго сосредоточиться. Однообразные или трудные для выполнения упражнения приведут к тому, что малыш откажется выполнять задания. Удержать интерес ребенка помогают так называемые дидактические игры, в которых ребенок может проявить активность и самостоятельность, включая в интересный сюжет, и в тоже время получается действовать по правилам, заложенным внутри игры. Таким образом играя вместе с взрослым, ребенок учится незаметно для себя.

Очень хорошо, если в процессе игры-обучения удается установить с ребенком партнерский контакт.

Мы забываем, «правильно-неправильно». Заменяем их выражениями «давай сделаем вместе», «попробуй еще раз», мне кажется, что здесь что — то «не хватает», и т. д. Естественность и заинтересованность играющего всерьез партнера-взрослого поможет ребенку совершить множество открытий и ощутить радость сотрудничества и познания мира.

Итак, с трех лет малыш переходит к усвоению и использованию сенсорных эталонов-цвет, форма, величина.

Не следует сразу добиваться от ребенка правильного называния того или иного цвета, главное предоставить ему возможность «опробовать» цвета на собственном опыте. Ребенок запоминает постепенно. Мы предлагаем малышам поиграть в такие игры как: «Цветы на поляне», Каждому фрукту свой цвет», «Веселые фокусы», «Найди место для фигуры», «Помоги Лунтику и его друзьям спрятаться», «Раскладываем грузы по разноцветным машинкам», «Распределяем еду по цветным тарелкам», «Строим домики: лягушке зеленый, цыпленку желтый» и многие другие».

Потом можно усложнить задания, в которых дети будут учиться выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов, ведь изучение цветов является качественным расширением кругозора. Узнавая цвета, дети дошкольного возраста получают новый метод классификации всех окружающих объектов — по цвету. В последствии устраиваем игры- соревнования типа «Игры с цветными лентами», «Займи свой домик», «Волшебные фигуры» (игра со счетными палочками), Принеси нужные предметы и др. Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками, т. е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений. Кстати, помимо развивающего эффекта, знание цветов открывает перед ребенком большое количество интереснейших игр с цветом.

Знакомя ребенка с эталонами формы, используем плоскостные пластиковые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), так как они являются более обобщенные по сравнению с объемными фигурами. Их можно обводить пальцем по контуру, можно будет обвести пальчиком, пошлепать ладошкой, наклеить фигурам глазки и ротик или еще как-то обыграть. Также фигуры можно закрашивать, штриховать разными способами, ставить внутри них отпечатки пальчиками или можно во что-то и их превратить: круг — в яблоко или солнышко, овал — в огурец или жука и так далее. Чем раньше дети познакомятся с геометрическими фигурами и формами, тем шире будет тот арсенал развивающих игр, в которые вы сможете с ним играть. Мы вводим в образовательную деятельность игровые ситуации и игры, т. к. знакомство с геометрическими фигурами не должно заканчиваться только на том, что ребенок выучил их названия и мог по просьбе взрослого назвать показываемую ему фигуру. Эти игры помогут ребенку научиться видеть геометрические фигуры и формы в окружающих его предметах, понимать, как получаются фигуры одна из другой.

Вводим игровую ситуацию: в гости к ребятам приходит Снеговичок и просит увидеть геометрические формы в окружающих нас предметах, например, что мяч круглый, а книга прямоугольная, развивает пространственное и ассоциативное мышление ребенка, логику. Умение увидеть в рядом положенных простых геометрических фигурах образ предмета, например, что два круга разного размера похожи на цыпленка, а из нескольких треугольников получится елка — это развивает воображение.

Для закрепления можно предложить ребятам игру «Делаем печенье». Попросите детей поделить печенье (геометрические фигуры сначала двух, потом трех видов) между куклами: одной круглое печенье, другой — квадратное.

Также в образовательную деятельность с детьми мы включаем рисование и выкладывание геометрических фигур — это позволяет нашим воспитанникам лучше прочувствовать их форму и отличия друг от друга. Рисовать фигуры можно карандашами, красками, фломастерами. И не забываем, что геометрические фигуры можно не только рисовать, но и лепить из пластилина, делать аппликацию, выкладывать из веревки, счетных палочек, карандашей, мозаики и так далее. На улице вы можете рисовать геометрические фигуры мелками, выкладывать их из палочек и камушков. Будет интереснее, если вы добавите к этому какой-то сюжет: построите домик для Маши и Медведя или гараж для машины, или грузовик, чтобы привезти песок в песочницу.

Дети очень любят игру «Строители»- недостроенные дома. Мы предлагаем детям завершить строительство домов: вначале- вставить окна, потом –двери, так чтобы не было щелей. Ребенок может пользоваться способом наложения или действовать на глаз. В ходе игры побуждаем детей обозначить величину деталей словесно- «широкий», «узкий». А еще дети дошкольного возраста очень любят придумывать разные игровые ситуации. Например: в игре «Магазин»: «Из ателье привезли куртки для кукол, но на пальто нет пуговиц». Нужно пойти в магазин и купить столько пуговиц, сколько петель на пальто. Дети делятся на «Продавцов» и «покупателей». Это далеко не весь дидактический материал, который используем. Многие игры мы рекомендуем родителям для индивидуальной работы.

В работе с родителями используются: консультации, рекомендации, памятки, направленные на интеллектуальное развитие ребенка.

Все мы знаем, что огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Мы считаем, что одной из наиболее важных задач педагогов в детском саду является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Литература:

  1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова. — М., 1972.
  2. Агеева С. Обучение с увлечением. Часть 1. — М., 1991.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991.
  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд, перераб. М., 1978.
  5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада / Л. А. Венгер,О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989.
  6. Тарунтанва Т. В. «Развитие элементарных математических представлений дошкольников», — М.: Просвещение 1980г.
  7. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, игра, фигура, цвет, занимательный материал, математическое развитие, образовательная деятельность, познание мира, признак предметов.


Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений...

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических

Формирование элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Занимательный развивающий материал как средство развития...

– использование занимательного игрового материала увлекает ребенка и позволяет не замечать того, что он учится сам и решает свою собственную задачу; – «проблема планки». Требования, которые предъявляются к ребенку, должны быть хотя бы чуть-чуть, но выше его сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту. Занимательный развивающий материал достаточно объемный и разноплановый, и чтобы добиться его эффективного действия, игры проводятся в определенной системе. В педагогике игры классифицируются по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, по направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики решаемой нами задачи и, учитывая особенности организации образовательного процесса в школе раннего развития «Ступеньки к школе», функционирующей в МБУ ДО «ДЮЦ...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное...

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей.

Вторая группа математических игр направлена на развитие логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Последняя группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели. Детям объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета.

Математическое развитие как важное направление развития...

— Самостоятельная деятельность. Дети дошкольного возраста в ходе своего развития шаг за шагом получают первое представление о математике. Данные каждого ребенка зависят от индивидуальных и психологических особенностей его личности. Математические способности не могут быть врожденными, поскольку врожденными могут быть исключительно физиологические и анатомические черты человека.

Дети дошкольного возраста могут разделять предметы, называть их частями (например, разделить яблоко или пирог на дольки). Дошкольникам следует понять, что целое яблоко — это больше, чем половина. Старшая группа должна научиться и понимать, что число 7 больше 6, но меньше 8. К окончанию учебного периода дошкольникам нужно уметь выполнять простые математические действия.

Информационные схемы в речевом развитии дошкольников

Открытие нового материала, закрепление изученного на занятиях Образовательной области «Познавательное развитие» проводится по информационным схемам, которые интегрируют в себе основные понятия окружающего мира и математики. Почему схемы? Эта форма работы на сегодняшний момент самая актуальная: большая часть учебного материала начальной школы построена в виде таблиц и схем, дошкольник научившись работать со схемами не испытает сложности в школе; именно схема позволяет сжать имеющийся материал до минимума или расширить его же до максимума; схема — это опора знаний, которая позволит ребятам самостоятельно решать ряд задач на занятиях; схема позволяет работать ребенку самостоятельно, при. этом оставаться в коллективном сотворчестве с группой воспитанников; схема — дает возможность переносить известный материал с одного вида деятельности на...

Использование занимательного материала в формировании...

Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор.

Концепция по дошкольному образованию и требования к содержанию дошкольного образования выдвигают ряд серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим проблема использования занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений у дошкольников представляется нам актуальной.

Формирование математических знаний у детей дошкольного...

Ведь игровая деятельность — ведущая деятельность у дошкольников. В процессе игры дети не замечают, что происходит обучение. Также в ходе игры ребенок учится понимать некоторые сложные математические понятия, формировать представление о соотношении количества и цифры, развивать умение ориентироваться в направлениях, делать выводы.

Это будет способствовать развитию интереса детей к дальнейшему расширению математических знаний. В рисовании, лепке, конструировании у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, о форме и размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве. Для предметных и сюжетных рисунков, для орнамента и аппликации — всюду требуются знания о форме, размерах, о количественных и пространственных отношениях между частями предмета или между самими предметами, поэтому геометрические представления и измерительные...

Развитие математических способностей дошкольника

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математический развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную...

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений...

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических

Формирование элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Занимательный развивающий материал как средство развития...

– использование занимательного игрового материала увлекает ребенка и позволяет не замечать того, что он учится сам и решает свою собственную задачу; – «проблема планки». Требования, которые предъявляются к ребенку, должны быть хотя бы чуть-чуть, но выше его сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту. Занимательный развивающий материал достаточно объемный и разноплановый, и чтобы добиться его эффективного действия, игры проводятся в определенной системе. В педагогике игры классифицируются по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, по направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики решаемой нами задачи и, учитывая особенности организации образовательного процесса в школе раннего развития «Ступеньки к школе», функционирующей в МБУ ДО «ДЮЦ...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное...

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей.

Вторая группа математических игр направлена на развитие логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Последняя группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели. Детям объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета.

Математическое развитие как важное направление развития...

— Самостоятельная деятельность. Дети дошкольного возраста в ходе своего развития шаг за шагом получают первое представление о математике. Данные каждого ребенка зависят от индивидуальных и психологических особенностей его личности. Математические способности не могут быть врожденными, поскольку врожденными могут быть исключительно физиологические и анатомические черты человека.

Дети дошкольного возраста могут разделять предметы, называть их частями (например, разделить яблоко или пирог на дольки). Дошкольникам следует понять, что целое яблоко — это больше, чем половина. Старшая группа должна научиться и понимать, что число 7 больше 6, но меньше 8. К окончанию учебного периода дошкольникам нужно уметь выполнять простые математические действия.

Информационные схемы в речевом развитии дошкольников

Открытие нового материала, закрепление изученного на занятиях Образовательной области «Познавательное развитие» проводится по информационным схемам, которые интегрируют в себе основные понятия окружающего мира и математики. Почему схемы? Эта форма работы на сегодняшний момент самая актуальная: большая часть учебного материала начальной школы построена в виде таблиц и схем, дошкольник научившись работать со схемами не испытает сложности в школе; именно схема позволяет сжать имеющийся материал до минимума или расширить его же до максимума; схема — это опора знаний, которая позволит ребятам самостоятельно решать ряд задач на занятиях; схема позволяет работать ребенку самостоятельно, при. этом оставаться в коллективном сотворчестве с группой воспитанников; схема — дает возможность переносить известный материал с одного вида деятельности на...

Использование занимательного материала в формировании...

Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор.

Концепция по дошкольному образованию и требования к содержанию дошкольного образования выдвигают ряд серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим проблема использования занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений у дошкольников представляется нам актуальной.

Формирование математических знаний у детей дошкольного...

Ведь игровая деятельность — ведущая деятельность у дошкольников. В процессе игры дети не замечают, что происходит обучение. Также в ходе игры ребенок учится понимать некоторые сложные математические понятия, формировать представление о соотношении количества и цифры, развивать умение ориентироваться в направлениях, делать выводы.

Это будет способствовать развитию интереса детей к дальнейшему расширению математических знаний. В рисовании, лепке, конструировании у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, о форме и размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве. Для предметных и сюжетных рисунков, для орнамента и аппликации — всюду требуются знания о форме, размерах, о количественных и пространственных отношениях между частями предмета или между самими предметами, поэтому геометрические представления и измерительные...

Развитие математических способностей дошкольника

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математический развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную...

Задать вопрос