Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.10.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Крылова Н. П., Устимова Т. В., Ильина Э. Н. Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №8. — С. 8-10. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/140/4435/ (дата обращения: 24.10.2019).



В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, занимательный материал, дети старшего дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольных учреждений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики [1].

Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей [3].

Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость [2].

Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес к предмету. Выше сказанное обусловило выбор мной данной исследовательской работы.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда носит систематический характер. Концепция по дошкольному образованию и требования к содержанию дошкольного образования выдвигают ряд серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим проблема использования занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений у дошкольников представляется нам актуальной.

Экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 158 «Рябинушка», в группах «Почемучки» и «Солнышко» города Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте участвовали 40 детей 5–6 лет жизни, по 20 человек в экспериментальной и контрольной группах.

Цель констатирующего эксперимента состояла в определении уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в обеих группах. Детям были предложены задания с диагностического материала: Д/упр. «Зрительный диктант», «Назови пропущенное число», «Какие ты знаешь геометрические фигуры?», «Покажи предметы, которые имеют форму цилиндра», «Покажи предметы, которые имеют форму конуса» [4] на выявление уровня по сформированности элементарных математических представлений.

В результате диагностики математического представления детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что большинство детей в обеих группах находятся на среднем уровне математического представления.

Количество детей с высоким уровнем в контрольной группе составляет 4 (40 %) человека, а в экспериментальной 3 (30 %) человека. На среднем уровне ЭГ — 5 (50 %) человек, КГ — 5 (50) человек. На низком уровне в контрольной группе меньше на одного испытуемого, чем в экспериментальной группе: КГ — 1 (10 %) человек, ЭГ — 2 (20 %) человека. В ходе диагностики было отмечено, что для некоторых детей указанные задания не вызвали затруднений, а у некоторых детей наблюдаются затруднения, ошибки в выполнении заданий, часто требуется помощь воспитателя. Все это говорит о необходимости разнообразить подходы, с помощью которых может произойти повышение уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста. Чтобы повысить уровень знаний в экспериментальной группе более наивысшему уровню знаний с этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента.

Цель формирующего этапа стала экспериментальная апробация эффективности предложенных нами психолого-педагогических условий развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного математического материала. Для реализации работы на формирующем этапе эксперимента, нами был составлен перспективный план работы по математическому развитию с использованием занимательного материала для детей экспериментальной группы. А также использовали занимательный материал в виде математических загадок, задачи-шутки и игр для детей 5–6 лет. Чтобы проверить эффективность разработанной системы работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью занимательного материала, нами был проведен контрольный эксперимент.

Результаты математического развития детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе показали, что уровень детей ЭГ намного выше, чем у детей КГ, это обусловлено тем, что с детьми ЭГ проводилась работа, включающая реализацию предложенных педагогических условий.

Количество детей с высоким уровнем в контрольной группе составляет 8 (40 %) человека, а в экспериментальной 12 (60 %) человек. На среднем уровне в контрольной группе — 10 (50 %) человек, экспериментальной группе — 8 (40 %) человека. На низком уровне в контрольной группе — 2 (10 %) человек, в экспериментальной ни одного человека.

Проведя сравнительный анализ полученных данных в начале и в завершении исследования, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе произошли положительные изменения в формировании элементарных математических представлений, а вот в контрольной остались неизменными.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, развития логики и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Литература:

  1. Левчук, З. К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: курс лекций: Модуль 1 / З. К. Левчук, И. В. Ермольчик. — Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2014.
  2. Метлина Л. С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение 1997.
  3. Федлер М. Математика уже в детском саду. — М.: Просвещение, 1981.
  4. https://infourok.ru/diagnosticheskie-materiali-na-temu-femp3065851.htm
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, занимательный материал, контрольная группа, экспериментальная группа, представление, занимательный математический материал, формирование, дошкольное образование, высокий уровень.

Похожие статьи

Развитие математических представлений у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

общее образование, начальная школа, дошкольное образование, уровень, детский сад...

Занимательный развивающий материал как средство развития...

– использование занимательного игрового материала увлекает ребенка и позволяет не замечать

Занимательный развивающий материал достаточно объемный и разноплановый, и чтобы

А так как у детей мышление находится в стадии формирования, стереотипы еще не...

Уголок занимательной математики как средство формирования...

Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен

Математика — серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста.

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через

На протяжении дошкольного возраста ребенок делает один шаг за другим на пути становления личности.

Формирование математических представлений у детей...

Фролова А. Н. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры...

Использование познавательных книг с математическим...

Занимательный математический материал расположенный в книге является одним из дидактических средств

К первой группе книг относятся различные альбомы, познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации.

Использование развивающих игр при формировании...

Программа «Занимательная математика для дошкольников», включающая развивающие математические игры: «Математическое домино»

Сравнив сформированность элементарных математических представлений у дошкольников экспериментальной и контрольной...

Формирование элементарных математических представлений...

В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания...

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Занимательная математика для детей — М.: Знание, 2000 г. Михайлова З. А. Математика от

Формирование элементарных математических представлений у детей 5–7 лет.

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание...

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования

Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе

Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и...

Похожие статьи

Развитие математических представлений у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

общее образование, начальная школа, дошкольное образование, уровень, детский сад...

Занимательный развивающий материал как средство развития...

– использование занимательного игрового материала увлекает ребенка и позволяет не замечать

Занимательный развивающий материал достаточно объемный и разноплановый, и чтобы

А так как у детей мышление находится в стадии формирования, стереотипы еще не...

Уголок занимательной математики как средство формирования...

Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен

Математика — серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста.

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через

На протяжении дошкольного возраста ребенок делает один шаг за другим на пути становления личности.

Формирование математических представлений у детей...

Фролова А. Н. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры...

Использование познавательных книг с математическим...

Занимательный математический материал расположенный в книге является одним из дидактических средств

К первой группе книг относятся различные альбомы, познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации.

Использование развивающих игр при формировании...

Программа «Занимательная математика для дошкольников», включающая развивающие математические игры: «Математическое домино»

Сравнив сформированность элементарных математических представлений у дошкольников экспериментальной и контрольной...

Формирование элементарных математических представлений...

В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания...

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Занимательная математика для детей — М.: Знание, 2000 г. Михайлова З. А. Математика от

Формирование элементарных математических представлений у детей 5–7 лет.

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание...

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования

Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе

Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и...

Задать вопрос