Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Дунина Р. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 174-177. — URL https://moluch.ru/archive/181/47200/ (дата обращения: 15.12.2018).



В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и т. д. Математика  один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей  одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала.

Цель достигается путем обучающих, развивающих и воспитательных задач.

  1. Формировать базисные математические представления, речевые умения;
  2. Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
  3. Гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала;
  4. Прививать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
  5. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

На чем строится теория и методика математического развития для дошкольников? Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:

  1. Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка
  2. Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие
  3. Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития
  4. Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т. д.)
  5. Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)
  6. Использование игровой формы ведения занятий
  7. Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности
  8. Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т. д.
  9. Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов
  10. Научить детей восприятию количественных и качественных особенностей предметов, формирование соответствующих представлений

С помощью выдвинутых целей и задач решается педагогическая идея, которая заключается в том, что включение дошкольников в решение математических задач и ситуаций через различные виды занимательного материала способствует формированию у них элементарных математических представлений.

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений- важнейшая часть их общей подготовки к школе.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действия, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.

Формирование элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также — это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы особое (важное) значение придается (уделяется) логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Математическое развитие — значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей необходимо оборудовать уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создавать центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал по логическому мышлению: загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

В заключение можно сделать следующие вывод: формирование познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше — что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Успешное усвоение детьми программного материала в значительной степени зависит от сформированности у них навыков учебной деятельности.

Представляю вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности.

Образовательная область: познание, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательного развития: речевое, познавательное.

Тип: интегрированное.

Возраст: 5–6 лет.

Форма непосредственной образовательной деятельности: группа

Цель:

  1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги, упорядочении полосок по длине.
  2. Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета.
  3. Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10.
  4. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.
  5. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.

Оборудование и материалы: билетики по количеству детей, цифры от 1 до 10 карточки, пеналы с карандашами, геометрические фигуры из картона, буквы: М; О; Л; О; Д; Ц; Ы;, таблица с картинками: лист, ягода, ромашка, гриб, елка.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся и постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение:

Давайте ребята учиться считать,

Запомните все, что без точного счета,

Не сдвинется с места любая работа,

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета.

И в прятки сыграть не сумеют ребята,

Беритесь ребята скорей за работу

Учиться считать, чтоб не сбиться со счета.

Воспитатель: — Ребята вы любите математику? (Ответы детей.)

— Уверены в своих силах и знаниях? (Ответы детей.)

Воспитатель: — Тогда отправляемся в математическую страну!

Воспитатель: — Ребята, вы любите путешествовать?

— Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня.

Воспитатель: — В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд.)

Воспитатель: Правильно на поезде, выбираем водителя и кондуктора. Кондуктор раздает билеты, дети садятся согласно номеру, стульчики пронумерованы.

(Звучит музыка)

Воспитатель: — А в пути поиграем.

— Сейчас утро или вечер?

— Какой сегодня день недели?(а завтра?)

— назовите дни недели начиная с понедельника?

— Какое сейчас время года?

— А какой месяц?

— Какие зимние месяцы вы знаете?

Воспитатель: — За правильное выполненное задания я вам дарю букву…(«М»).

Воспитатель: — Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будите получать по букве. В конце путешествия посмотрим, что из этих букв можно составить.

2.

Воспитатель: — Вот наш поезд прибыл, на первую станцию называется она «Лесная».

Воспитатель: — На этой станции вы должны быть внимательными и наблюдательными. Посмотрите на картинку и перечислите, что растет в лесу?

Воспитатель: — Запомните расположение и выложите на своих листах точно такое же изображение.

Воспитатель: — Хорошо справились с моим заданием. За это я вам дарю букву… («О»).

3.

Воспитатель: — Мы с вами продолжаем наше путешествие к следующей станции.

(Звучит музыка)

Воспитатель: — Пока мы едем, давайте немного отдохнем.

Физ. минутка.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Воспитатель: — Вот и доехали до следующей. Станция «Отгадай-ка»!

4.

Воспитатель: — На этой станции нас ждут с вами загадки:

— Сколько спинок у трех свинок? (3)

— Сколько хвостов у двух котов? (2)

— Сколько животиков у пяти бегемотов? (5)

— Сколько рогов у двух быков? (4)

— Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)

— Сколько задних лап у двух зайчат? (4)

— Сколько домишек у ста муравьишек? (1)

Воспитатель: — Отлично справились с моими загадками. Постарались. За это я вам дарю букву…(«Л»).

Воспитатель: — Отправляемся дальше в путь к следующей станции.

(Звучит музыка.)

5.

Ребята дальше поезд двигаться не может, впереди разрушен мост и пока мы его не починим, мы не сможем ехать дальше. Посмотрите, что же случилось. Выходите из-за столов.

Воспитатель: — Что вы видите? Как вы думаете? Из чего сделан мост?

Воспитатель: — Правильно, из геометрических фигур, но нескольких фигур не хватает, они лежат рядом с мостом их нужно вставить на место, чтобы он был целым. Давайте посмотрим, все ли фигуры одинаковые по форме?

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: — Мы починили мост, за это я вам дарю букву…(«О»), поезд может наш двигаться дальше, отправляемся, занимайте свои места.

(Звучит музыка.)

6.

Воспитатель: — Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на!

Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить,

И их строй восстановить.

Посмотрите ребята кто-то запутал все цифры (на столе лежат цифры от 1 до 10.). Я знаю очень интересную игру. Хотите поиграть? Игра называется «По порядку становись». Правила такие: пока играет музыка, дети берут по одной цифре и строимся по порядку, кому не достанется, тот проверяет. Правила ясны? Начинаем.

Молодцы ребята и с этим заданием вы с легкостью справились. Вот вам буква «Д»

Воспитатель: — Сейчас поиграем в игру: «Соседи чисел».

Я буду называть число, а вы мне его соседей.

Игра «Угадай числа».

Воспитатель: — Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите какое число больше (меньше) названного на 1.

— Какое число стоит до 7? После 7?

— Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7?

— Какое число стоит до 9? После 9?

Воспитатель: — Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше внимание, сообразительность я дарю вам букву… («Ц»).

7.

Воспитатель: — Я довольна вашими знаниями и умениями решение задач. И дарю вам букву… («Ы»).

8.

Воспитатель: — Вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Математика». Давайте вернемся с вами в наш детский сад.

(Звучит музыка.)

Воспитатель: — Хотите узнать, что приготовила вам королева Математика?

Итог.

Воспитатель: — А кто скажет, где мы с вами побывали? Что вам понравилось? Что запомнили больше?

Воспитатель: — Хотели бы вы составить из наших букв слово. Какое получилось слово? «Молодцы!»(Ответы детей.)

Воспитатель: — Поздравляю вас. На этом наше путешествие закончилось.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребенок, дошкольный возраст, Какое число, игра, буква, Ответ детей, математическое развитие, детский сад, представление.


Похожие статьи

Формирование математических представлений у детей...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад.

Уголок занимательной математики как средство формирования...

Развитие элементарных математических представлений и как следствие формирование основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка...

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников...

игра, ребенок, число, цифра, прием, педагог, действие, игровая ситуация, дошкольный возраст, математическое лото.

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Основная цель формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы дать им начальные понятия, научить простым способам выполнения математических действий...

Развивающие компьютерные игры как средство математического...

В содержании математического развития детей дошкольного возраста можно выделить несколько направлений: арифметическая, алгебраическая, геометрическая, величинная и алгоритмическая.

Формирование математических знаний у детей дошкольного...

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры. Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей...

Развитие количественных представлений у детей старшего...

Изучив методическую литературу, по данной теме мы подобрали игровой комплекс (ряд компьютерных игр и игровых упражнений) по развитию количественных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Ответы детей.

Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей...

ребенок, логическое мышление, дошкольный возраст, задача, теория решения, математическое развитие, детский сад, игра, знание, Число.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование математических представлений у детей...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад.

Уголок занимательной математики как средство формирования...

Развитие элементарных математических представлений и как следствие формирование основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка...

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников...

игра, ребенок, число, цифра, прием, педагог, действие, игровая ситуация, дошкольный возраст, математическое лото.

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Основная цель формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы дать им начальные понятия, научить простым способам выполнения математических действий...

Развивающие компьютерные игры как средство математического...

В содержании математического развития детей дошкольного возраста можно выделить несколько направлений: арифметическая, алгебраическая, геометрическая, величинная и алгоритмическая.

Формирование математических знаний у детей дошкольного...

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры. Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей...

Развитие количественных представлений у детей старшего...

Изучив методическую литературу, по данной теме мы подобрали игровой комплекс (ряд компьютерных игр и игровых упражнений) по развитию количественных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Ответы детей.

Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей...

ребенок, логическое мышление, дошкольный возраст, задача, теория решения, математическое развитие, детский сад, игра, знание, Число.

Задать вопрос