Развитие математических способностей дошкольника | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 26.05.2014

Статья просмотрена: 761 раз

Библиографическое описание:

Устиненко С. О. Развитие математических способностей дошкольника [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 38-39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5697/ (дата обращения: 22.10.2018).

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «жизненных» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математический развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. А главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, правильно ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, принимать самостоятельные решения.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.  

На занятиях по развитию логики и развитию элементарных математических представлений мы стараемся не только дать детям базисные знания по математике, самое главная наша задача — развивать мышление ребенка, т. е. его умственные способности, которые необходимы, как и для успешного обучения в школе, так и нужны для будущей взрослой жизни.

Все занятия строятся в увлекательной и доступной форме, с применением новых программ и технологий. Одной из таких методик является методика обучения Л. Г. Петерсон, которую мы используем в своей работе. Знания детям даются по принципу «слоеного пирога», через разработанные авторами рабочие тетради «Игралочка» (для детей младшего возраста) и «Раз ступенька, два ступенька…» (для детей старшего возраста).

Главной целью курса является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Большое внимание в данной методике уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. И даже если вариант неверен, он обсуждается и исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, — таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира, а педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Математический стиль мышления — это не всегда сложно. Математика вполне может быть легкой, интересной забавой для ребенка, она может стать изящной игрой, войти в жизнь естественно, создавая предпосылки для изучения точных наук в дальнейшем. Ошибочно полагать, что для успешного постижения математики ребенок должен как можно раньше научиться считать до ста или делить в столбик. Вовсе нет. Ребенок лишь должен как можно раньше усвоить основные математические идеи и понятия. В игре это происходит особенно легко. В работе с детьми мы широко используем разнообразный занимательный материал, в частности цветные палочки Х. Кюизенера (бельгийского математика), рекомендованными для обучения детей с 3-х лет основам математики.

Набор палочек состоит из десяти цветов: белого, красного, оранжевого, бордового, розового, желтого, голубого, синего, фиолетового, черного. Палочки различаются по цвету и по размеру. Самого маленького размера является палочка белого цвета — она соответствует одному сантиметру, длина палочек варьируется от 1 до 10 см в зависимости от цвета. Получается, что каждая палочка — число, которое выражается не только длиной в сантиметрах, но и цветом.

В данном наборе действует основное правило, чем короче палочка, тем меньшее число она обозначает. А чтобы узнать какому числу соответствует палочка, можно просто сравнить их по размерам. Дело в том, что Кюизинер разделил свои палочки по цветам совершенно не случайно. Он выделил несколько «семей», к примеру, розовая, красная и бордовая палочки образуют «красную семью» их числа 2, 4, 8. Голубая, синяя и фиолетовые палочки образуют «синюю семью» — их числа 3, 6 и 9. Желтая и оранжевая палочки составляют «желтую семью» и равняются 5 и 10 соответственно. Такое деление логично и продуманно со стороны бельгийского математика. Все числа «красной семьи» кратны двум, все числа «синей семьи» кратны трем, а все числа «желтой семьи» кратны пяти. Палочка белого цвета не относится к какой-либо «семье» и является составной частью каждой из них. А вот палочка черного цвета, равная семи, «живет» отдельно от других «семей».

Ребенку будет интересно играть с палочками, но игру надо построить, основываясь на веселой сказке. Учитывая, что детишки очень любят сказки, то и играть им будет в палочки сказочно интересно.

Вот пример сказки: «Жили-были разноцветные палочки. Их было много, а жили они в небольшой коробочке. И стало палочкам очень тесно в коробке, а играть вообще было негде. Однажды, когда палочки были высыпаны из коробки, самые маленькие белые палочки-единички, предложили построить домики, в которых можно было бы не просто жить, но и играть семьями. Тут же белые палочки выстроили для себя красивый домик белого цвета для палочек-единичек. Всем остальным палочкам такая затея очень понравилась, и они тоже решили выстроить для своих семей красивые разноцветные домики. Рядом с белым домиком был построен черный домик из палочек-семерок. Черные палочки были очень рады такому приятному соседству и расхваливали свой домик остальным палочкам. Палочки-двоечки розового цвета предложили палочкам-четверкам красного цвета и бордовым восьмеркам построить и для себя такой же домик из схожих цветов: красного, бордового и розового. Домик был построен очень быстро на радость всем остальным. Тут и голубые троечки, фиолетовые шестерки и синие девятки не выдержали и построили для своей семьи красивый яркий дом. Вот и получилась из построенных уютных домиков красивая яркая улица. Так и стали палочки дружить, играть вместе и веселиться». Дослушав сказку, малыш непременно захочет построить самостоятельно свой домик из разноцветных палочек.

Игр с разноцветными палочками Кюизенера можно придумать очень и очень много. Здесь главное — фантазия и та азартная жилка, которая во время игры передастся ребенку и вызовет у него заинтересованность этим увлекательным и поистине уникальным дидактическим материалом.

Задания, связанные с развитием графических навыков, направлены на развитие не только мелкой моторики кисти руки и коррекцию движения глаз, но и на развития внимания, памяти и логического мышления. Вся работа с детьми старшего возраста направлена на комплексную подготовку ребенка к школе.

Создавая условия для математической деятельности не только на занятиях, но и в повседневной жизни, мы этим самым предоставляем детям возможность, выбрать интересующую их игру и играть индивидуально или совместно с другими, небольшой группой. Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса к математической деятельности, качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, а так же самостоятельность.

Математика дает огромные возможности для развития мышления ребенка. В дошкольном возрасте дети должны не только прочно усвоить математические понятия и отношения, предусмотренные программой, но и научиться самостоятельности, умению делать простейшие обобщения, доказыватьправильность тех или иных суждений. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, доводить дело до конца.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Похожие статьи

Уголок занимательной математики как средство формирования...

ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Формирование математических представлений у детей старшего...

Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр.Актуальность дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад. Уголок занимательной математики как средство формирования... Занимательный математический материал в дошкольные и последующие...

Формирование элементарных математических представлений...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад. Уголок занимательной математики как средство формирования... Развитие элементарных математических представлений и как следствие...

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Использование счётных палочек Кюизенера в работе по...

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста. Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей... Задания с использованием счетных палочек успешно применяются и при ранней диагностике умственного развития детей.

Преемственность в математическом развитии детей...

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

детский сад, начальная школа, школа, ребенок, преемственность, образовательная деятельность, познавательное развитие, учебная задача, дошкольный возраст, школьное...

Полифункциональные игровые технологии в развитии интеллекта...

ребенок, палочка, детский сад, игра, дошкольный возраст, Интеллектуальная культура, интеллектуальное развитие дошкольников, полифункциональная игровая технология, старший дошкольный возраст...

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012. З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников» Изд.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Уголок занимательной математики как средство формирования...

ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Формирование математических представлений у детей старшего...

Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр.Актуальность дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад. Уголок занимательной математики как средство формирования... Занимательный математический материал в дошкольные и последующие...

Формирование элементарных математических представлений...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад. Уголок занимательной математики как средство формирования... Развитие элементарных математических представлений и как следствие...

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Использование счётных палочек Кюизенера в работе по...

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста. Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей... Задания с использованием счетных палочек успешно применяются и при ранней диагностике умственного развития детей.

Преемственность в математическом развитии детей...

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

детский сад, начальная школа, школа, ребенок, преемственность, образовательная деятельность, познавательное развитие, учебная задача, дошкольный возраст, школьное...

Полифункциональные игровые технологии в развитии интеллекта...

ребенок, палочка, детский сад, игра, дошкольный возраст, Интеллектуальная культура, интеллектуальное развитие дошкольников, полифункциональная игровая технология, старший дошкольный возраст...

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012. З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников» Изд.

Задать вопрос