Проблемы реализации правового статуса избирательных комиссий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.12.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Никитина, Ю. А. Проблемы реализации правового статуса избирательных комиссий / Ю. А. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 246-247. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86095/ (дата обращения: 20.01.2022).



В данной статье рассматриваются права и обязанности избирательных комиссий, их предназначение, а также элементы организационно-правового режима их деятельности. Создание системы избирательных комиссий предлагает распространить концепцию юридического лица на избирательные комиссии.

Ключевые слова: комиссия, Российская Федерация, член комиссии, совещательный голос, Центральная избирательная комиссия, государственное управление .

Система и статус избирательных комиссий определены в Федеральном законе от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1]. Общие полномочия, принадлежащие избирательным комиссиям, указаны в статье 20 вышеуказанного закона. Перечислим основные избирательные комиссии и комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские), участковые комиссии и т. д.

Основными полномочиями комиссий являются: обеспечение защиты избирательных прав граждан, проведение выборов, рассмотрение жалоб о нарушениях закона в процессе проведения избирательных кампаний и вынесение решений по ним.

Статьи 22 и 23 указанного Федерального закона ставят условия формирования избирательных комиссий, а также устанавливают порядок их формирования и полномочий.

Перечислим также общие характеристики избирательных комиссий согласно федеральному законодательству. К ним относятся: организация, подготовка и проведение выборов, действие на постоянной основе и в качестве юридических лиц, установленный срок полномочий, определенное число членов избирательной комиссии, и т. д.

Рассматривая диссертации различных ученых в сфере избирательного права, возникает много споров в юридической практике. Так, например, А. В. Иванченко назвал избирательные комиссии «государственно-общественными структурами». Автор указал: «Нынешние избирательные комиссии — это не просто созданные к конкретным выборам общественные структуры, а полномочные органы, сформированные (на верхнем уровне) на постоянной и профессиональной основе» [2].

Оригинальное определение избирательной комиссии дает А. Н. Гиберт. По его мнению, избирательная комиссия — «коллегиальный государственный орган, не относящийся ни к одной из ветвей власти, независимый в пределах своей компетенции от органов государственной власти и органов местного самоуправления, взаимодействующий с избирательной комиссией сложноустроенного субъекта Российской Федерации, в который он входит, на основе разделения полномочий, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации, и осуществляющий на территории своей юрисдикции руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Федерации, оказывающего содействие муниципальным избирательным комиссиям при проведении выборов представительных органов местного самоуправления, глав и иных выборных должностных лиц муниципальных образований» [3].

Избирательные комиссии являются значимыми субъектами избирательного права. Их правовой статус характеризуется как государственный или муниципальный орган с особым статусом [4]. Неопределенность избирательных комиссий в системе разделения властей связана с закреплением за ними статуса государственного органа. В связи с этим необходимо изменить роль избирательных комиссий, произвести их реформу. Закрепление статуса государственного органа не означает отсутствие властных полномочий, носит общий характер и конкретизирует полномочия, которыми их наделили.

Проблема избирательного законодательства является актуальной. В нем произошли перемены, образовалась большая разнообразная система законов об избирательных комиссиях.

Особой ролью избирательных комиссий в обеспечении избирательного права граждан является недопущение вмешательства органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, должностных лиц, и т. д. в их деятельность.

Организационно-правовые основы деятельности избирательных комиссий позволяют председателю принуждать членов комиссии к выполнению ее решений, тем самым осуществляя свои распорядительные полномочия.

Члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса являются подтверждением властных полномочий у избирательных комиссий. Член комиссии с правом совещательного голоса имеет такие же права, как и с правом решающего голоса в сфере проведения выборов. Данная норма прописана в п.22 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Но в каждом правиле есть свое исключение. В данном случае член комиссии с правом совещательного голоса не имеет права выдавать и подписывать бюллетени, участвовать в их подсчете, а также составлении протоколов по итогам голосования и административных правонарушениях на выборах.

Благодаря исполнительно-распорядительным полномочиям можно расширить компетенцию избирательных комиссий. Необходимо закрепить за Центральной избирательной комиссией право проводить правовую экспертизу законов и нормативно-правовых актов, касающихся выборов [5].

Делая вывод, отметим, что избирательные комиссии имеют возможность быть участниками избирательных правоотношений, а также имеют связь с государственным управлением.

В заключение добавим, что вышестоящие и нижестоящие избирательные комиссии будут развиваться на основе методов государственного управления.

Литература:

  1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  2. Иванченко А. В. Организационно-правовая основа избирательного процесса в Российской Федерации: дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени докт. юрид. наук. 12.00.02 / А. В. Иванченко, — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 1997. — 52 с.
  3. Гиберт А. Н. Полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации: правовые основы и проблемы реализации: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. 12.00.02 / А. Н. Гиберт. — Тюмень, 2012. — 26 с.
  4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1998. 752 с.
  5. Третьякова Е. — Д. С. Правовая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (конституционно-правовое исследование на материалах деятельности территориальных органах Министерства юстиции в субъектах Российской Федерации в пределах Сибирского федерального округа): дис. … канд. юрид. наук. Новосибирск, 2010. 242 с.
  6. Малый Д. А. Правовой статус избирательных комиссий субъектов Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2015. № 4.
  7. Макарцев А. А. Организационно-правовой режим избирательных комиссий в Российской Федерации: проблемы реализации правового статуса // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): комиссия, Российская Федерация, член комиссии, совещательный голос, государственное управление, Центральная избирательная комиссия, государственный орган, избирательная комиссия, проведение выборов, референдум граждан.


Задать вопрос